Сказал Ахмад Ибн Таймия (661-728 х/1263-1328 м) по поводу подсчетов числа зикра с помощью камешек, косточками от плодов и четками:
وعدُّ التسبيح بالأصابع سنّة كما قال النبي صلى الله عليه وسلم للنساء : { سَبِّحْنَ وَاعْقِدْنَ بِالْأَصَابِعِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ } . وأما عدُّه بالنَوَى والحَصَى ونحو ذلك فحسنٌ وكان من الصحابة رضي الله عنهم من يفعَل ذلك وقد رأى النبي صلى الله عليه وسلم أمَّ المؤمنين تسبِّح بالحصى وأقرَّها على ذلك وروي أن أبا هريرة كان يسبِّح به .
وأما التسبيح بما يُجعَل في نِظامٍ من الخَرَز ونحوه فمن الناس من كرِهه ومنهم من لم يكرَهه وإذا أحسِنتْ فيه النيّة فهو حسنٌ غيرُ مكروه وأما اتخاذه من غير حاجة أو إظهاره للناس مثل تعليقه في العُنُق أو جعْله كالسُّوار في اليد أو نحو ذلك فهذا إما رياء للناس أو مَظِنّة المراءاة ومشابهة المرائين من غير حاجة : الأول محرَّم والثاني أقلُّ أحواله الكراهة فإن مراءاةَ الناس في العبادات المختصّة كالصلاة والصيام والذكر وقراءة القرآن من أعظم الذنوب
«Подсчет зикров с помощью пальцев является Сунной, как сказал Пророк — салля Ллаhу аляйhи ва саллям – женщинам:«Делайте зикр и подсчитывайте его пальцами, поистине с них будет спрошено и они будут допрошены».
А что касается подсчитывания их с помощью косточек и камешек и тому подобными вещами, то оно является хорошим делом, и были из сахабов радиа Ллаhу анhума, те которые делали это. Пророк — салля Ллаhу аляйhи ва саллям – видел одну из матерей правоверных, когда она делала зикр с помощью камешков и одобрил (такърир) это дело. И было передано, что Абу Хурайра делал зикр с их помощью.
А на счет зикра с помощью бусинок нанизанных на нитку и подобных вещей есть люди которые нежелательно смотрят на это, и есть люди которые не считают это нежелательным. Когда намерение хорошее то это хорошее дело, не макрух (зикр с четками).
А на счет того чтобы пользоваться им без надобности или для показывания этого людям, как вещание на шею, или одевать как браслет на руку и тому подобное, то это или показуха для людей или причина для того что бы думали о нем, как о показушнике и уподобляться показушникам без надобности.
Первое (показуха) это харам, а второе (уподобляться) как минимум макрух (нежелательное). Поистине показуха для людей в особых поклонениях, как намаз, пост, зикр, чтение Курана является из самых больших грехов».
Источник: Ахмад Ибн Таймия: Маджмуъ Фатава: 22/506
Медина: 1425/2004
Пользовался четками Шейх уль Ислам в науках хадиса Ибн Хаджар Аль Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) как передал о нем его ученик Мухаммад Ас Сахави в книге «Аль Джавахир Вад Дурар фи Тарджамати Шейхиль Ислам Ибн Хаджар»:
وكان — رحمه الله تعالى — إذا جلس مع الجماعة بعد العِشاء وغيرها للمذاكرة, تكون السُبْحة تحت كُمِّه بحيْث لا يرها أحد, ويستمرّ يُدِيرها وهو يُسبّح أو يذكّر غالب جلوسه, وربما سقطتْ من كُمِّه فيتأثر لذلك, رغبة في إخفائه
«Ибн Хаджар, рахимахуллах, когда сидел с джамаатом для обсуждений после ночного намаза и в другое время, то его четки были под рукавом одежды, таким образом, что четки не видел ни кто.
Он проводил большую часть времени в маджлисе, делая зикр и регулярно перебирая четки.
Иногда четки падали из под рукава и это расстраивало его из за его стремления в скрывании своих дел».
Источник: Мухаммад Ас Сахави: Аль Джавахир Вад Дурар: 1/111
О четках так же упоминается в книге Аль Хатиба Ат Табризи (ум. 741 х/1340 м) «Мишкатуль Масабих» на которую было написано много шархов и самым объемным из шархов является «Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих» автором которого является Мулла Али Аль Къари (ум. 1014 х/1606 м). И сказано в этом шархе, когда автор объяснял хадис о женщине, которая делала зикр и подсчитывала их камешками:
عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ, أَنَّهُ دَخَلَ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى امْرَأَةٍ وَبَيْنَ يَدَيْهَا نَوًى أَوْ حَصًا, تُسَبِّحُ بِهِ فَقَالَ: ألا أُخْبِرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْك مِنْ هَذَا أَوْ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي السَّمَاءِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي الْأَرْضِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا بَيْنَ ذَلِكَ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا هُوَ خَالِقٌ, وَاَللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَالْحَمْدُ لِلَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ .
رواه الترمذي، وأبو داود، وقال الترمذي: هذا حديث غريب.
وهذا أصل صحيح لتجويز السبحة بتقريره فإنه في معناها إذ لا فرق بين المنظومة والمنثورة فيما يعد به ولا يُعْتدّ بقولِ من عدّها بدعة وقد قال المشايخ أنها سَوْط الشيطان وروي أنه رؤى مع الجُنُيْد سُبْحة في يده حال انتهائه فسئل عنه فقال شيء وصَلنا به إلى الله كيف نترُكه
«Было передано от Саида ибн Аби Ваккаса, что он вместе с Пророком — салля Ллаhу аляйhи ва саллям — зашли к женщине, которая делала зикр с помощью косточек от плодов или маленькими камешками. И сказал Пророк — салля Ллаhу аляйhи ва саллям — оповестить ли мне тебя о том, что является более легким, чем это или лучше, чем это? И сказал: «Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений в небе, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений на земле, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений между ними, Свят Аллах столько раз, скольким творениям Он является создателем, а так же сказать таким же образом Аллах велик, и хвала Аллаху, и нет божества кроме Аллаха и нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха».(Шарх Али Аль Кари):
Передал это Тирмизи и Абу Дауд. Сказал Тирмизи это гариб хадис.
…И этот хадис достоверная основа/довод в дозволенности четок с одобрением Пророка — салля Ллаhу аляйhи ва саллям. Потому что четки подобны камешкам и нет различия в тех вещах с помощью чего ведут счет, будь они собранными на нити или разбросанными по отдельности.
И не достойно внимания мнение того, кто считает это бидъа (нововведением). Сказали шейхи, что четки кнут для шайтана (то есть когда с ними делается зикр то, как будто бьют по шайтану).
Когда Джунейд был присмерти были у него в руке четки и спросили его о них, и он ответил, это то с чем мы приблизились к Аллаху, как же мы можем оставить это?!…».
Источник: Али Аль Къари: Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих: 5/221 (Хадис: 2311)
Сказал великий ученый, мухаддис Ибнус Салях (577-643 х/1181-1245 м) в своей книге «Адабуль Муфти валь Мустафти» об этом вопросе:
مسألة : هل يجوز للإنسان أن يسبح بسبحة خَيْطها حرير والخيط ثخين
أجاب رضي الله عنه : لا يحرم ما ذكره في السبحة المذكورة والأولى إبداله بخيط آخر
«Вопрос: Дозволено ли человеку делать зикр с помощью четок, у которых нить из шелка или толстая? Ответил – да будет доволен им Аллах: Не является харамом то, что он упомянул о четках, но лучше заменить эту нить на другую нить».
Источник: Ибнус Салях: Адабуль Муфти валь Мустафти: 1/400
Ибн Таймия
سئل عما إذا قرأ القرآن يعد في الصلاة بسبحة هل تبطل صلاته أم لا ؟
فأجاب : «إن كانالمراد بهذا السؤال أن يعد الآيات أو يعد تكرار السورة الواحدة مثل قوله « قل هوالله أحد » بالسبحة فهذا لا بأس به وإن أريد بالسؤال شيء آخر فليبينه والله اعلم
مجموع الفتاوى 22/625
Вопрос: Если в намазе, читая что-либо из Корана использовать четки для подсчета, нарушает ли это намаз?
Ответ: Если вы имели ввиду подсчет аятов из Корана или повторение одной суры, как например: قل هوالله أحد [Скажи: «Он – Аллах Единый] (Аль Ихлас) на чётках, то в этом нет ничего предосудительного. Но если вы имели ввиду что-то другое то прошу вас уточнить (вопрос). Аллах знает лучше.
Автор: Ибн Таймийя
Книга: «Маджмуа аль фатава» 22/625
Ибн Абидин Ад Димашки (1238-1307 х/1823-1889 м) в своих заметках на книгу Ибн Нуджайма «Аль Бахрур Раикъ» передал мнение Ибн Хаджара Аль Хайтами и Рамлия:
قال الرَّمْلي: والظاهرُ أنها ليستْ ببدعةٍ, فقد قال ابنُ حجرٍ الهَيْتَمي في شرحِ الأربعينَ النواويةِ: السُّبْحة ورَد لها أصلٌ أصيلٌ عن بعضِ أمُّهاتِ المؤمنينَ, وأقرَّها النبي صلى الله تعالى عليه وسلم على ذلك
«Сказал Рамли: Очевидно, что это (четки) не являются бидъой. Сказал Ибн Хаджар Аль Хайтами в книге «Шархуль Арбаин Ан Нававийя»: «У четок есть серьезный далил от некоторых Матерей правоверных. И Пророк, салля Ллаху Таъаля аляйхи ва саллям, не словесно (такърир) согласился с ней в этом».
Источник: Минхатуль Халикъ би Хамишиль Бахрир Раикъ: 2/51
Сказал Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «Тахзибуль Асма валь Люгъат» о четках:
والسُبْحة: بضمِّ السِّينِ وإسكانِ الباءِ، خَرَزٌ منظومةٌ يُسبَّح بها معروفة، تَعْتادُها أهلُ الخيرِ
«Ас Субха (четки): С дамой буквы «ас син» и с сукуном буквы «аль ба». Это нанизанные бусы с помощью которых делается тасбих/зикр, и это вещь известная. Пользоваться ими это привычка ахлюль хайра (благородных)».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Тахзибуль Асма валь Люгъат: 3/143-144
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется над ним Всевышний, после того как рассказал эти хадисы и остальные предания, сказал:
قال الحافظ السيوطي رحمه الله تعالى بعد أن ذكر هذه الأحاديث والآثار وغيرها : » فلو لم يكن في اتخاذ السبحة غير موافقة هؤلاء السادة ، والدخول في سلكهم ، والتماس بركتهم ، لصارت بهذا الاعتبار من أهم الأمور وآكدها ، فكيف بها وهي مُذَكِّرة بالله تعالى ؛ لأن الإنسان قل أن يراها إلا ويذكر الله ، وهذا من أعظم فوائدها ، وبذلك كان يسميها بعض السلف رحمه الله تعالى .
ولم ينقل عن أحد من السلف ولا من الخلف المنع من جواز عد الذكر بالسبحة ، بل كان أكثرهم يعدونه بها ولا يرون ذلك مكروها » اهـ .
«Даже если бы в использовании четок не было бы другого достоинства, кроме проявления согласия с этими великими людьми, следования их пути и снискания их блага (бараки) — этого было бы достаточно, чтобы использование четок считалось важнейшим и достойнейшим из дел. А как иначе, если четки напоминают о Всевышнем Аллахе — каждый, кто видит их, обязательно вспоминает о Нем, и в этом их величайшая ценность. Некоторые праведные предшественники (да смилуется над ними Всевышний Аллах) так и называли их — напоминание. И нет ни одного предания, ни от ранних предшественников, ни от поздних, что они запрещали вести счет поминанию Аллаха посредством четок. Наоборот, многие из них использовали их для этой цели, и не видели в этом ничего плохого».
Пользовался четками Имам Сахнун Ат Танухи (160-240 х/777-854 м) автор книги «Аль Мудаввана», которая является основным источником маликитского мазхаба.
Передал это Имам Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге «Сияру Алямин Нубаля»:
وعن إسماعيلَ بنِ إبراهيمَ، قال: دخَلتُ على سَحْنُونَ، وهو يومئذٍ قاضٍ، وفي عُنُقِهِ تَسْبيحٌ يُسبِّح به
«От Исмаила бин Ибрахима: Я зашел к Сахнуну в то время когда он был кадием/судьей. На его шее были четки, с которым он делал зикры».
Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 12/66
Так же передал эту историю Кади Ийад в книге «Тартибуль Мадарик ва Такърибуль Масалик».
Так же пользовался четками учитель Имама Ахмада в науках хадиса Яхья бин Саид Аль Къаттан (120-198 х/737-813 м).
Передал это Имам Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге «Сияру Алямин Нубаля»:
قال ابنُ مَعِينٍ: وكان يَحْيى يَجِيءُ معه بمِسْباحٍ، فيُدخِلُ يدَه في ثِيابِه، فيُسبِّحُ
«Сказал Ибну Маъин: (в книге «Тариху Ибни Маъин» с риваятом Ад Дури):
Яхья (бин Саид Аль Къаттан) ходил с четками. Клал руки под свою одежду и делал зикр (с четками)».
Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 9/180
Поминал Всевышнего Аллаха с помощью четок великий Мутасаввиф Джунайд Аль Багъдади (ум. 297 х/910 м) делая 30 000 зикров в день.
Передал это Ибн Касир (701-774 х/1302-1373 м) в своей книге «Аль Бидая ван Нихая»:
ورأى بعضُهم معه سُبْحةً, فقيلَ له: أنتَ مع شَرَفِك تتَّخذُ سُبْحةً؟ فقال: طريقٌ وصَلتُ به إلى الله لا أُفارِقُه
«Некоторые люди увидели у него четки и сказали ему: Ты такой достойный человек и носишь четки? Джунайд ответил им: Это путь, с помощью которого я достиг Аллаха, и я не оставлю его».
Источник: Ибн Касир: Аль Бидая ван Нихая: 14/768
Этот риваят также передали Имам Аль Байхакъи с иснадом в книге «Аз Зухд» (293), Аль Хатибуль Багъдади в «Тариху Багъдад» (7/245), Инбу Халликан в «Вафаятуль Айан ва Анбау Абнаиз Заман» (1/373), Сафади в «Аль Вафи биль Вафаят» (11/203).
Имам Абдуль-Хай аль-Лякнави (1264-1304 х/1848-1888 м) передает в своей книге историю, произошедшую с имамом ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м):
أنه كان مع قافلة في درب بيت المقدس فقامت عليهم سرية عرب وجردوا القافلة جميعها وردوني معهم فلما أخذوا عمامتي سقطت سبحة من رأس فلما رأوها قالوا: هذا صاحب سبحة فردوا علي ما كان أخذ مني وانصرفت سالما منهم. قال السيوطي: فانظر يا أخي إلى أهل الآلة المباركة الزاهرة وما جمع فيها من خيري الدنيا والآخرة
Передаётся очень интересная история об имаме ас-Суюты. Он рассказывает, что однажды ехал вместе с караваном, направлявшимся в аль-Къудс. На их караван напали и стали отбирать всё имущество. То же самое постигло и имама ас-Суюты, однако, когда из его чалмы выпали чётки, то нападавшие вернули ему всё, что отобрали. Сам имам ас-Суюты об этом говорит: «Посмотрите, какую пользу приносит этот инструмент, который является благом этого мира и последующего».
[«Нузхат аль-фикр фи сабхат аз-зикр», 25]
Вопрос:
Мне говорили, что использование четок (тасбих) – это бида’а (дурное новшество), это правда?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Допускается использование четок (тасбиха), чтобы помочь себе в совершении зикра. Четки помогают при совершении зикра двумя способами: во-первых, они сами по себе служат напоминанием о зикре, поощряют человека к поминанию Аллаха. А также они помогают вести учет прочитанному зикру.
Использование камешков (или финиковых косточек, или иных предметов) для облегчения поминания Аллаха поддерживается множеством хадисов. Имамы Тирмизи и Абу Дауд передают в своих сборниках хадисов (со ссылкой на авторитет сподвижника Саада ибн Аби Ваккаса), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) видел женщину, которая читала тасбих с помощью камешков, и он не запретил ей этого и не осудил ее. Имамы ат-Тирмизи и Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскалани оцениваются цепочку повествования как хасан (хорошую).
На основании этого хадиса ученые сделали вывод, помогать себе таким способом при совершении зикра допустимо.
Также известно, что многие сподвижники использовали подобные предметы для совершения зикра:
Аль-Касим ибн ‘Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаха, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад в книге «Аз-зухд» с достоверным иснадом.
Абу Надра аль-Гифари сказал: «Один шейх из племени Туфава сказал мне: «Однажды я гостил у Абу Хурайры в Медине. Я не видел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) человека, более усердного в поклонении Аллаху, и более гостеприимного, чем Абу Хурайра. Однажды, когда я был у него, я увидел его сидящим на кровати. У него была сумочка, в которой находились камешки или косточки, которыми он поминал Аллаха. Возле кровати сидела его чернокожая прислужница, и когда камешки в сумочке закончились, он отдал ее прислужнице и она, собрав их, положила обратно в сумочку и вернула Абу Хурайре». Хадис рассказали Абу Давуд, Насаи и Тирмизи. Последний назвал его хорошим
Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби Хурайра передал, что у его деда Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдулла сын имама Ахмада в «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».
Таким образом, если использовать четки (тасбих) для этой цели, это не будет бида’а (дурным новшеством). Тем не менее, у человека не должно быть убеждения, что они имеют внутреннюю добродетель или силу, или что тот, кто повторяет зикр с их помощью, лучше того, кто этого не делает.
Великие ученые Ислама, Джалаляддин ас-Суюты (ум. В 911 хиджры ) и Абдуль Хай аль-Лакнави (ум. в 1304 хиджры) написали специальные книги, в которых обосновали допустимость использования четок (тасбиха).
А Аллах знает лучше.
Источники: http://www.myrid.jimdo.com, http://jamiat.org.za
Передаётся от Абдуллы ибн Амра:«Я видел как Пророк (с) совершал тасбих при помощи пальцев» (Тирмизи 3411, 3487; Абу Дауд 1502; ан-Нисаи 3/79; Хаким 1/547; Байхаки 2/253; Ахмад 2/160; Ибн Хиббан 843; Багави 1268.)
Также Пророк (с) в одном из хадисов повелел женщинам пользоваться пальцами для тасбиха: «Произносите тасбих (слова: «Аллах чист от недостатков» (Субхан Аллах)), тахлиль(слова: «Нет божества, кроме Аллаха» (Ля иляха иля Аллах)) и считайте их на пальцах, так как они в Судный день будут спрошены и ответят» (Абу Дауд 1501; Тирмизи 3583; Ахмад 6/370; Табарани в «Аль-Кабир» 25/73; Ибн Абу Шайба в «Аль-Мусаннаф» 10/289.)
Передаётся от Суфии: «Однажды, Пророк (с) вошёл ко мне и, увидев у меня четыре тысячи финиковых косточек, спросил:«Что это?», я сказала, что совершаю тасбих при помощи этих косточек, а он сказал:«А я совершил больше этого», я сказала:«Научи меня тоже, о Посланник Аллаха», он сказал:«Скажи: «Аллах свят столько раз, сколько у него созданий» (Тирмизи 3554).
Ахмад передаёт от Юнуса ибн Убайда, а тот, в свою очередь, от своей матери:«Я видела Абу Сафия, спожвижника Пророка (с).Он был нашим соседом и совершал тасбих при помощи камней».
Ахмад передаёт от Абдуррахмана: «У Абу ад-Дарды был мешочек с косточками. После утренней молитвы он совершал тасбих, вынимая эти косточки до тех пор, пока они не кончались».
Абу Дауд передаёт от Абу Надра, который слышал рассказ одного из шейхов: «Однажды я гостил у Абу Хурайры и видел у него мешок с камнями или финиковыми косточками. Он лежал наверху, делал зикр и бросал косточки вниз. Когда косточки кончались, то его рабыня собирала их снова в мешок и подавала ему» (Абу Дауд 2174.)
Ибн Абу Шайба передаёт от Абу Саида аль-Худри, что он совершал тасбих при помощи камней. Также есть достоверная информация о том, что у Абу Хурайры была верёвка с тысячей узлов, и он не ложился спать, пока не совершал тасбих этой верёвкой.
Также Ибн Абу Шайба передаёт от рабыни Сада, что он совершал тасбих камнями или финиковыми косточками.
Ибн Сада передаёт, что Сад ибн Абу Ваккас совершал тасбих камнями.
Также передаётся, что Абу Хурайра совершал тасбих финиковыми косточками.
Передаётся, что Фатима бинт аль-Хусейни ибн Али ибн Абу Талиб совершала тасбих верёвкой с узлами.
Также известно высказывание:«Как прекрасны те, кто совершает тасбих при помощи чёток».
2. Высказывания учёных.
Передаётся, что сам Хасан аль-Басри пользовался чётками, когда сподвижники были живы.
Умар аль-Макки сказал: «Я видел ал-Хасана ал-Басри с чётками в руках и сказал ему: «О, учитель, вы достигли такой степени, почему же вы до сих пор пользуетесь чётками?», на это он ответил:«Я пользовался ими в начале своего пути и не хочу оставлять их в конце, мне нравится упоминать Аллаха сердцем, языком и руками?»
Мухаммад аль-Амир в своём трактате пишет:«Шейх Абу аль-Аббас ар-Раввад сказал:«Слова ал-Хасана говорят о том, что чётки использовались во времена сподвижников, так как начало было у них» («Нузхат аль-фикр фи сабхат аз-зикр» аль-Лакнави с.16-18-36)
В «Заваджир ан иктираф аль-кабаир» Ибн Хаджара аль-Макки аль-Хайсами аш-Шафии сказано:«Разрешается сидеть на шёлке, если между телом и шёлком какая-либо другая материя, однако запрещается завёртываться в него, но можно делать вышивку, использовать как нить для чёток, знамя на копьё. И мешочек для Корана».
Ибн Алян в своей прекрасной книге «Икад аль-масабих фи иттихаз аль-масабих» сказал, что желательно использовать чётки при зикре, так как человек не отвлекается для подсчёта больших чисел. А по поводу хадиса «…пользуйтесь пальцами, так как они будут спрошены и станут свидетелями в Судный день» сказал: «Именно поэтому те, кто совершает богослужения пользуются чётками…» («Аль-Футухат ар-раббания галя аль-азкар ан-нававия» т.1 с.251-252.)
В «Шарх аль-Мишкат» Ибн Хаджара сказано:«Из повеления приведённого в хадисе следует, что использование чёток является мустахабом и слова о том, что это бида являются неверными…»
Ибн аль-Джаузи сказал: «Использование чёток является мустахабом, в хадисе о Сафие сказано, что она совершала тасбих при помощи финиковых косточек или камней, а Пророк (с), увидев её деяние, только одобрил его.Однако, цель использования чёток должна быть только упорядочивание зикра».
От Икримы передается:«Использование чёток передаётся от уважаемых и известных личностей.Например, известно, что Абу Хурайра пользовался верёвкой с тысячей узлов и не ложился спать, пока не совершал двенадцать тысяч тасбихов».
В «Ад-Дурр аль-мухтар» (ханафитский источник) сказано: «Нет ничего осудительного в использовании чёток, если в этом нет показухи, как об этом сказано в «Аль-Бахр»».
Имам ас-Суюти сказал: «Чётками пользовались многие авторитетные и знающие люди, и даже если человек использует чётки, чтобы быть похожи на них и следовать их пути, то уже это является верным».
Передаётся от кадия Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Халкана в «Вафият аль-агъян», что однажды люди, увидев чётки в руках Абу аль-Касима аль-Джунайда ибн Мухаммада, спросили у него:«Ты такой уважаемый человек, зачем ты пользуешься чётками?», он ответил: «Это путь, которым я достиг своего Господа, поэтому я никогда его не оставлю» («Аль-Хави» т.2 с.37-40.)
Ибн Абидин в своих знаменитых комментариях пишет: «Нет ничего предосудительного в использовании чёток.Доказательством этого является хадис, который передают Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Нисаи, Ибн Хиббан и аль-Хаким от Сада ибн Абу Ваккаса, что однажды они с Пророком (с) пришли к одной женщине и увидели у неё финиковые косточки или камешки, которыми она совершала тасбих .Пророк (с) сказал:«Хочешь ли ты, чтобы я научил тебя более лучшему средству?»Тебе следует сказать:«Свят Аллах столько раз, сколько созданий в небесах, свят Аллах, столько раз, сколько созданий на земле, свят Аллах столько раз, сколько созданий между ними» (Абу Дауд 1500, Тирмизи 3568, Табарани 1737, аль-Багави 1279, Ибн Хиббан 837, Хаким 1/547-548), передатчики сказали, что этот хадис достоверен. Как видите, Пророк (с) не запретил ей совершать тасбих чётками, а только указал более лёгкий путь, ведь если бы использование чёток было бы нежелательным, то Пророк(с) обязательно сказал бы это. Что же касается современных чёток, то они представляют собой те же финиковые косточки или камешки, но только надетые на нить. А следовательно ими также можно пользоваться, тем более, что такие риваяты передаются от многих суфиев.»(«Хашия Ибн Абидин» т.1 с.457).
Али аль-Кари в «Аль-Мараккат», комментируя хадис Сада, пишет: «Этот хадис является достоверной основой для того, чтобы говорить о дозволенности использования чёток, ведь Пророк (с) не запретил этой женщине пользоваться ими. Поэтому нет никакой разницы, надеты эти финиковые косточки на нить или нет. Также она не относится к бидга, тем более, что некоторые шейхи о чётках сказали: «Это плётка для сатаны».
Некоторые учёные говорят о предпочтительности использования пальцев вместо чёток, однако здесь необходимо внести пояснение. Это предпочтительно в том случае, если нет опасности запутаться.
3. Некоторые сомнения в использовании чёток.
Первое сомнение: Если бы чётки были чем-то хорошим, о Пророк (с) обязательно указал бы сподвижникам на это.
Ответ: Не все деяния, которые Пророк (с) не совершал являются злом. Есть такие деяния, которые Пророк (с) не совершал, но указывал на них или подтверждал их разрешённость. В данном случае мы видим согласие Пророка (с) с этим деянием. Тем более, что это также подтверждается хадисом об использовании пальцев для тасбиха.»
Второе сомнение: Некоторые факихи сказали, что подсчёт сам по себе является «бида», почему же мы не относим к ней чётки? Тем более, если мы стоим перед выбором между хорошим деянием и бида, то должны предпочесть хорошее деяние.
Ответ:Слова о том, что подсчёт является бида, отвергаются словами, поступками Пророка (с) и его сподвижников. Если же мы делаем выбор между хорошим деянием и бида, то необходимо изучить, что сильнее? В данном случае мы видим, что подсчёт более предпочтителен, поэтому не обращаем внимания на сомнения.
Что же касается слов о том, что чётки позаимствованы из других религий, то они не верны, так как мы с вами уже изучили историю их появления. Тем более, что не всякое следование иноверцам является запрещённым.
Если человек пользуется чётками из благих побуждений, совершает зикр, то нет ничего предосудительного в их использовании. Если же человек покупает очень дорогие чётки для того, чтобы гордиться ими перед другими, то это запрещено. Также необходимо отметить, что более предпочтительно использование полных чёток, а не тех, которые представляют собой одну треть. Запрещается использование чёток для хвастовства перед другими, чтобы занять руки хоть каким-либо деянием или для подсчёта не зикров, а чего-либо другого. Такие фетвы дали имам Ибн аль-Хадж, шейх аль-Гадави. Также не следует пользоваться очень большими чётками и вешать их на шею, так как это является признаком показухи.
Передаётся очень интересная история об имаме ас-Суюти. Он рассказывает, что однажды ехал вместе с караваном, направлявшимся в аль-Кудс. На их караван напали и стали отбирать всё имущество. То же самое постигло и имама ас-Суюти, однако, когда из его чалмы выпали чётки, то нападавшие вернули ему всё, что отобрали. Сам имам ас-Суюты об этом говорит: «Посмотрите, какую пользу приносит этот инструмент, который является благом этого мира и последующего».(«Нузхат аль-фикр фи сабхат аз-зикр» ал-Лакнави 25)
Из всего вышесказанного видно, что использование чёток основано на подсчёте зикра, произошла только эволюция чёток, они из отдельных финиковых косточек превратились в бусинки, собранные в одной нити. Этими доказательствами мы завершаем нашу тему.
بسم الله الرحمن الرحيم
Можно ли носить талисман, амулет?
Шейхуль Ислам, Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал:
وأما من يعلقها متبركا بذكر الله تعالى فيها ، وهو يعلم أن لا كاشف له إلا الله ولا دافع عنه سواه ، فلا بأس بها وروى البيهقي بإسناد صحيح عن سعيد بن المسيب أنه كان يأمر بتعليق القرآن
«Что касается вешания тамима [ того, что содержит зикры и аяты ] с целью табаррука посредством упоминания в них Всевышнего Аллаха, и про этом, носящий, знает, что нет никого и ничего — лечащего и защищающего — помимо Аллаха, тo нет проблем в этом. Передал хафиз аль-Байхакы с достоверным иснадом, что [имам-табиин] Саид ибн аль-Мусайиб велел вешать то, что содержит в себе Коран». [Имам ан-Навави, «Аль-Маджму’ шархуль-Мухаззаб»]
Великий муфассир, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) сказал:
وقد روى عبد الله بن عمرو قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » إذا فزع أحدكم في نومه فليقل أعوذ بكلمات الله التامة من غضبه وسوء عقابه ومن شر الشياطين وأن يحضرون » وكان عبد الله يعلمها ولده من أدرك منهم، ومن لم يدرك كتبها وعلقها عليه. فإن قيل: فقد روى أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: » من علق شيئا وكل إليه » ورأى ابن مسعود على أمّ ولده تميمة مربوطة فجبَذَها جَبْذا شديدا فقطعها وقال: إن آل ابن مسعود لأغنياء عن الشرك، ثم قال: إن التمائم والرقى والتولة من الشرك. قيل: ما التِّوْلَة؟ قال: ما تحببت به لزوجها. وروى عن عقبة بن عامر الجهنى قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: » من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق ودعة فلا ودع الله له قلبا » قال الخليل بن أحمد: التميمة قلادة فيها عوذ، والودعة خرز. وقال أبو عمر: التميمة في كلام العرب القلادة، ومعناه عند أهل العلم ما علق في الأعناق من القلائد خشية العين أو غيرها (من أنواع البلا وكأن المعنى في الحديث من يعلق خشية ما عسى) أن ينزل أو لا ينزل قبل أن ينزل، فلا أتمّ الله عليه صحته وعافيته، ومن تعلق ودعة ـ وهي مثلها في المعنى ـ فلا ودع الله له؛ أي فلا بارك الله له ما هو فيه من العافية. والله أعلم. وهذا كله تحذير مما كان أهل الجاهلية يصنعونه من تعليق التمائم والقلائد، ويظنون أنها تقيهم وتصرف عنهم البلاء، وذلك لا يصرفه إلا الله عز وجل، وهو المعافي والمبتلي، لا شريك له، فنهاهم رسول الله صلى الله عليه وسلم عما كانوا يصنعون من ذلك في جاهليتهم. وعن عائشة قالت: ما تعلق بعد نزول البلاء فليس من التمائم. وقد كره بعض أهل العلم تعليق التميمة على كل حال قبل نزول البلاء وبعده. والقول الأول أصح في الأثر والنظر إن شاء الله تعالى. وما روى عن ابن مسعود يجوز أن يريد بما كره تعليقه غير القرآن أشياء مأخوذة عن العرافين والكهان؛ إذ الاستشفاء بالقرآن معلقا وغير معلق لا يكون شركا، وقوله عليه السلام: » من علّق شيئا وكل إليه » فمن علّق القرآن ينبغي أن يتولاه الله ولا يكله إلى غيره. لأنه تعالى هو المرغوب إليه والمتوكل عليه في الأستشفاء بالقرآن. وسئل ابن المسيِّب عن التعويذ أيعلّق؟ قال: إذا كان في قصبة أو رقعة يحرز فلا بأس به. وهذا على أن المكتوب قرآن. وعن الضحاك أنه لم يكن يرى بأسا أن يعلّق الرجل الشيء من كتاب الله إذا وضعه عند الجماع وعند الغائط. ورخص أبو جعفر محمد بن علي في التعويذ يعلّق على الصبيان. وكان ابن سيرين لا يرى بأسا بالشيء من القرآن يعلّقه الإنسان.
«Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-нибудь из вас испугается во сне, то пусть скажет: «А’узу би калиматиЛляхи ат-Таммати мин гъазабихи ва суи гьикъабихи ва мин шарри аш-шайатIини ва ан йахзаруна» [Я прибегаю к помощи Аллаха Его совершенными словами от Его гнева и Его наказания от зла шайтанов и их присутствия]
Ибн Умар учил этим словам маленьких детей, а тем, кто неумел еще разговаривать, он писал и вешал им на шеи.
Но если возразит некто, что: передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – «Кто бы не повесил на себя что-либо – он положился на это».
И также передаётся, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, увидев однажды на своей супруге тамима, сорвал его и сказал: «Поистине, семья ибн Аббаса непричастна к ширку» и добавил: «Поистине, тамима, рукыйя и тивлят – это ширк».
Тивлят – это колдовство, посредством которого очаровывают (влюбляют в себя) мужа.
Далее, ‘Укба ибн Амира аль-Джухани рассказал, что слышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не исцелит надевшего тамима и не убережет сердце надевшего вада’а».
Абу Умар (Ибн Абдиль-Барр) сказал: «Тамимат – это амулет, а вада’а – бусы». Также он (Абу Умар), давая определение тамима, сказал: «В языке арабов это ожерелье». Согласно определению данному учеными – это то, что носят на шее для оберегания и лечения от дурного глаза. Аллах не сделает полным исцеление такого человека и не одарит благодатью и не убережет всякого носящего на себе вида’а. Аллах Более Сведущ в этом.
Все упомянутое выше – предостережение от поступков многобожников (мушриков) эпохи джахилии, которые считали, что все эти амулеты и бусы способны защитить и увести от них беды.
Поистине, Один лишь Аллах способен спасти, Он – Оберегающий и Подвергающий испытаниям и нет у Него сотоварища. И поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал им деяния имевшие распространение во времена джахилии.
‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «То, что надевают уже после того, как снизошла беда не считается тамиматом».
Среди ученых есть те, которые считают недопустимым ношение амулетов ни при каких условиях. Однако при рассмотрении риваятов более верная – первая точка зрения (т.е. допустимость).
Что касается случая с Ибн Аббасом, то, вероятно, это было его противодействие тамима колдунов, прорицателей и гадалок не имеющего отношения к Корану.
Что касается поиска исцеления Кораном, будь это посредством ношения на себе или иным образом, нет ширка во всем этом.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы не повесил на себя что-либо, он обратился к ней за защитой». Это означает, что тот, кто повесил на себя что-нибудь из Корана, поистине, обратился за защитой к Аллаху. Однажды спросили Саида ибн Мусайиба дозволено ли носить та’виз? На что он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного». Такого же мнения придерживался Даххак и Ибн Сирин, да смилуется Аллах над ними обоими. Абу Джа’фар Мухаммад ибн Али разрешал одевать на детей та’виз».
[Аль-Куртуби, «Аль-Джами’у лиль Ахкамиль Куран», 17:82]
Что говорит Ислам относительно талисманов?
Пророк Ибрахим (мир ему), повинуясь и следуя велению Всевышнего, собрался принести в жертву своего сына Исмаила. Но разгневавшись на нож, не резавший плоть сына Исмаила, бросил его на землю. Тогда нож заговорил с пророком Ибрахимом (мир ему), спрашивая о причине Его гнева. На что Ибрахим (мир ему) ответил, что он несколько раз проводил им по горлу сына, но никак не смог разрезать. Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): «Когда царь Намруд бросил тебя в огонь, почему он не сжег тебя?». «Потому что Всевышний приказал огню не жечь меня»,- ответил Ибрахим (мир ему). «Если Всевышний один раз приказал огню не жечь тебя, то мне Он приказал семь раз не резать плоть Исмаила»,- ответил нож. Из этой истории ясно, что ничего не может произойти без воли и могущества Всемогущего Аллаха.
(روح البيان سور صافات اية 102)
Для большей ясности можно привести и случай, произошедший с пророком Мусой (мир ему). Когда у него болел зуб, и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на такой-то горе растет трава, которой, подержав во рту, излечивают зубную боль. Муса (мир ему) отправился на ту гору и, сорвав траву, подержал ее во рту. Боль прошла. Через некоторое время у него вновь заболел зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору, чтобы еще раз излечить боль. Но, однако, на этот раз трава ничуть не помогла. Муса (мир ему) был очень удивлен. Тогда Всевышний обратился к нему: «О, Муса, только по Моей воле трава может стать лечебной. Если нет на то Моей воли, она не принесет пользы».
Эти и многие другие примеры указывают на то, что все во власти Аллаха, и ничего не может произойти вопреки Его воле. Поэтому каждый мусульманин должен знать, что без воли и могущества Аллаха никакой талисман не может повлиять на человека. Если же кто-либо будет думать, что талисманы помогают сами по себе, то это будет неверием (куфр).
Но на сегодняшний день есть и такая проблема: люди, считающие себя мусульманами, ходят к колдунам и шарлатанам, прося (и заплатив «немного» денег) излечить больного, сделать амулеты, «оберегающие» от сглаза и всяких бед. К превеликому сожалению, мусульмане не подозревают об опасности этого поступка.
Уважаемые братья-мусульмане, если вы знаете такого колдуна, то держитесь подальше от него и не ходите к нему! Иначе вы будете входить в группу людей, о которых Пророк (мир ему и благословение) сказал:
بسند صحيح عن ابن مسعود موقوفا قال — من أتى كاهنا او ساحرا فصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل على محمد صلى الله عليه و سلم. (احذروا السحر و السحرة)
Смысл: «Тот, кто пойдет к колдуну, шаману или жрецу и будет подтверждать то, что он говорит, он тем самым отрекся от того, что ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение)».
Амулеты, которые использовали во время джахилия (до Ислама): шерсть волка, серебро, кости, когти, пуговицы, веточки и прочие вещи, которые дают шарлатаны, получая неплохие деньги. И, действительно, у арабов до Ислама была такая традиция — вешать на своих детей вышеуказанные талисманы с верой в то, что они будут оберегать.
«А что же делать? Как найти способы, чтобы уберечь себя от сглаза, колдовства, чар, зла джинов и шайтанов» — может возникнуть вопрос. Ответ нам дает Сам Всевышний в Священном Коране:
و ننزل من القرأن ما هو شفاء (سورة الاسراء-82)
Смысл: «Ниспосылаем Мы в Коране то, что является излечением».
Всевышний прямо указывает на то, что именно Коран является средством излечения (в письменном виде, чтение Корана), а не амулеты.
Ученные ислама для того, что бы защититься от всякого вреда рекомендуют использовать аяты Священного Корана (аяты оберегания), как способ, посредством, которого Аллах оберегает нас. Их можно использовать, как читая, так и беря собой тексты этих аятов.
Знайте же что, все алимы единогласны в том, что талисманы дозволены Исламом при наличии трех условий, как об этом передает Хафиз Аскалани:
1.Чтобы на них приводилась речь Аллаха, Его имена и эпитеты или дуа.
2.Чтобы аяты были на арабском языке, а дуа на любом другом понятном языке.
3.Убежденность в том, что талисманы сами по себе без воли и могущества Аллаха не помогают.
Мусульманин должен быть убежден, что помогает и исцеляет только Всемогущий Аллах, а талисманы являются всего лишь средством исцеления больных.
راجع كتاب «الردالحكم» لعبدلله ا لصديق ص218
Но для того, чтобы Всевышний сделал талисманы средством для достижения наших целей, необходимо выполнять условия. Многие же стремятся приобрести талисманы для того, чтобы им сопутствовала удача в мирских делах и чтобы уберечься от всяких бед. Однако они не следуют условиям, выполнение которых необходимо, чтобы талисман приносил пользу. К примеру, что получится, если человек в пьяном состоянии сядет за руль, надеясь на талисман? Ведь в таком случае талисман, может даже стать причиной бедствия для него. Поэтому нам необходимо следовать и выполнять условия, требуемые Всевышним, и только тогда талисман может стать полезным.
Но недруги Ислама пытаются обвинить мусульман в неверии и многобожии по причине ношения ими талисманов, в которых написана речь Аллаха, Его имена, атрибуты, хорошее дуа, приводя следующий хадис Пророка (мир ему и благословение):
من علق تميمة فقد أشرك.(احمد و الحاكم فالمستدرك)
«Тот, кто вешает амулеты (подобно камушкам или бусинкам), впал в многобожие».
Слово «тамима», использованное в этом хадисе, в основе арабского языка означает «бусина, камень». А теперь подумайте, ведь камушки, о которых говорится в хадисе и речь Аллаха имеют совсем другое значение. Под этот хадис могут попасть и те, которые вешают стеклянный синий глаз, лягушки фэн-шуя, подковы и прочие вещи, продающиеся в магазинах, киосках в качестве амулетов и оберегов. Эти синие стекляшки с изображением глаза, лягушки, подковы можно увидеть на стене почти каждого магазина или контейнера на рынке, даже в машинах и автобусах. Все из-за слабых знаний в исламе, в надежде, что их дела пойдут лучше, и они будут убережены от бед, готовы на все что угодно.
Ибн Хажар Аскалани говорит: «запретные амулеты, о которых сообщается в хадисе, те, в которых нет речи Всевышнего, Его атрибутов и т.д. А те талисманы, в которых есть поминание Всевышнего, не запретны. Ведь их носят для получения бараката (благодати) и предостережения от зла»
(из книги «Файзул Кадир», 2-й том, стр. 181).
Абу Давуд и Тирмизи приводят хадис, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение) обучал предостерегаться от испуга и страха следующим словам:
أعوذ بكلمات الله التامة من غضبه و شر عباده و من همزات الشياطين و أن يحضرون
«Я остерегаюсь полноценными словами Аллаха от Его гнева, зла Его рабов, наущений сатаны и их присутствия».
Абдуллах, сын Умара (да будет ими обоими доволен Аллах) обучал этой молитве своих детей, достигших возраста понимания, а не достигшим этого возраста писал, эти слова на бумагу и давал носить собой. И теперь возникает вопрос, мог ли допустить Абдуллах, сын Умара (да будет ими обоими доволен Аллах) по отношению к своим детям поступок, приводящий их в куфр (неверие)?
Ар-Раби рассказывает, что он спросил о талисмане Имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), на что тот ответил, что можно использовать талисманы, на которых написана речь Аллаха.
خزينة الاسرار. ص76
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тот, кого постигла беда или болезнь, может написать талисман дозволенными чернилами, смыть водой и выпить эту воду, но никак не разрешается писать талисман (рукья) кровью, потому что она — нечисть (наджас) и является запретной.
Ибн Хаджар Аскалани говорит, что талисман, на котором написано речь Аллаха (из Корана), не запрещается, и воистину ее пишут для бараката, от сглаза и чтобы уберечься от чего-либо или от кого-либо.
6 ص181ذكره الفيض.ج
Известный имам-хадисовед аль-Хафиз аль-Мунзири пишет: «Использовать для лечения талисман (рукья) – то, на чем написаны слова поминания Аллаха в ясной форме, является деянием благословенным (баракатным)»
(ат-Таргиб ва ат-тархиб том.4 стр.155.).
Когда у алимов (ученых) спросили о человеке, который пишет талисманы, распространяет их, вылечивает от безумия (джунун) с помощью имен Аллаха, чтением Корана и т.д., помогает людям и не берет за свой труд ничего, получит ли он за это вознаграждение? Отвечают, что писать талисманы, вылечивать от безумия, от лихорадки именами Аллаха, Кораном можно, в этом нет ничего запретного.
الفتاوي االحديثية ص . 213
Возникает вопрос, мог ли человек, который получил в Исламе звание (Шайхул ислам) Ибн Хаджар Хайтами аль-Маккийи, разрешить писать, распространять или лечить талисманами, если это являлось, как говорят об этом люди новшества (ваххабиты), ширком (неверием)? И можно ли считать ширком (неверием) то, что было дозволено всемирно известными учеными?
От Умму Салама (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение) увидел у себя дома рабыню и ее лицо было мрачным. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы напишите для нее талисман (рукья), на ней, действительно, порча».
Стр.28. 4 том. 5741.صحيح ا لبخاري
Имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) спросили: можно ли вешать талисман, если настигла беда? Он ответил, что можно и на это нет запрета.
زاد المعاد 4 . ص 357
Сын Ахмада Абдулла говорил, что отец писал талисман тому, кто был напуган (для успокоения) или при наступлении лихорадки.
Есть еще много доказательств в пользу дозволенности ношения талисманов.
زاد المعاد 4 . ص 357
Автором этой книги является Ибн Кайим Джавзи, ученик Ибн Таймия, вероубеждения, которого придерживаются ваххабиты. Об отношении Ибн Таймия и его ученика Ибн Кайим Джавзи к талисману написано, что Ибн Таймия писал 44 аят, суры «Худ» у себя на лбу, а также писал ее многим другим, и они вылечивались. Он запрещал писать талисман кровью, потому что это нечисть (наджас).
Тот, кто говорит, что талисман — это ширк (неверие), и считает себя приверженцем вероубеждения Ибн Таймия, оказывается, не знает, за кем идет, то есть, глух и нем. Значит, он сам близок к тому, что приписывает носящим талисман.