Сказал Ахмад Ибн Таймия (661-728 х/1263-1328 м) по поводу подсчетов числа зикра с помощью камешек, косточками от плодов и четками:

وعدُّ التسبيح بالأصابع سنّة كما قال النبي صلى الله عليه وسلم للنساء : { سَبِّحْنَ وَاعْقِدْنَ بِالْأَصَابِعِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ } . وأما عدُّه بالنَوَى والحَصَى ونحو ذلك فحسنٌ وكان من الصحابة رضي الله عنهم من يفعَل ذلك وقد رأى النبي صلى الله عليه وسلم أمَّ المؤمنين تسبِّح بالحصى وأقرَّها على ذلك وروي أن أبا هريرة كان يسبِّح به .

وأما التسبيح بما يُجعَل في نِظامٍ من الخَرَز ونحوه فمن الناس من كرِهه ومنهم من لم يكرَهه وإذا أحسِنتْ فيه النيّة فهو حسنٌ غيرُ مكروه وأما اتخاذه من غير حاجة أو إظهاره للناس مثل تعليقه في العُنُق أو جعْله كالسُّوار في اليد أو نحو ذلك فهذا إما رياء للناس أو مَظِنّة المراءاة ومشابهة المرائين من غير حاجة : الأول محرَّم والثاني أقلُّ أحواله الكراهة فإن مراءاةَ الناس في العبادات المختصّة كالصلاة والصيام والذكر وقراءة القرآن من أعظم الذنوب

«Подсчет зикров с помощью пальцев является Сунной, как сказал Пророк — салля Ллаhу аляйhи ва саллям – женщинам:«Делайте зикр и подсчитывайте его пальцами, поистине с них будет спрошено и они будут допрошены».

А что касается подсчитывания их с помощью косточек и камешек и тому подобными вещами, то оно является хорошим делом, и были из сахабов радиа Ллаhу анhума, те которые делали это. Пророк — салля Ллаhу аляйhи ва саллям – видел одну из матерей правоверных, когда она делала зикр с помощью камешков и одобрил (такърир) это дело. И было передано, что Абу Хурайра делал зикр с их помощью.

А на счет зикра с помощью бусинок нанизанных на нитку и подобных вещей есть люди которые нежелательно смотрят на это, и есть люди которые не считают это нежелательным. Когда намерение хорошее то это хорошее дело, не макрух (зикр с четками).

А на счет того чтобы пользоваться им без надобности или для показывания этого людям, как вещание на шею, или одевать как браслет на руку и тому подобное, то это или показуха для людей или причина для того что бы думали о нем, как о показушнике и уподобляться показушникам без надобности.

Первое (показуха) это харам, а второе (уподобляться) как минимум макрух (нежелательное). Поистине показуха для людей в особых поклонениях, как намаз, пост, зикр, чтение Курана является из самых больших грехов».

Источник: Ахмад Ибн Таймия: Маджмуъ Фатава: 22/506

Медина: 1425/2004

 

 

 

Пользовался четками Шейх уль Ислам в науках хадиса Ибн Хаджар Аль Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) как передал о нем его ученик Мухаммад Ас Сахави в книге «Аль Джавахир Вад Дурар фи Тарджамати Шейхиль Ислам Ибн Хаджар»:

وكان — رحمه الله تعالى — إذا جلس مع الجماعة بعد العِشاء وغيرها للمذاكرة, تكون السُبْحة تحت كُمِّه بحيْث لا يرها أحد, ويستمرّ يُدِيرها وهو يُسبّح أو يذكّر غالب جلوسه, وربما سقطتْ من كُمِّه فيتأثر لذلك, رغبة في إخفائه

«Ибн Хаджар, рахимахуллах, когда сидел с джамаатом для обсуждений после ночного намаза и в другое время, то его четки были под рукавом одежды, таким образом, что четки не видел ни кто.

Он проводил большую часть времени в маджлисе, делая зикр и регулярно перебирая четки.

Иногда четки падали из под рукава и это расстраивало его из за его стремления в скрывании своих дел».

Источник: Мухаммад Ас Сахави: Аль Джавахир Вад Дурар: 1/111

 

 

О четках так же упоминается в книге Аль Хатиба Ат Табризи (ум. 741 х/1340 м) «Мишкатуль Масабих» на которую было написано много шархов и самым объемным из шархов является «Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих» автором которого является Мулла Али Аль Къари (ум. 1014 х/1606 м). И сказано в этом шархе, когда автор объяснял хадис о женщине, которая делала зикр и подсчитывала их камешками:

عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ, أَنَّهُ دَخَلَ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى امْرَأَةٍ وَبَيْنَ يَدَيْهَا نَوًى أَوْ حَصًا, تُسَبِّحُ بِهِ فَقَالَ: ألا أُخْبِرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْك مِنْ هَذَا أَوْ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي السَّمَاءِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي الْأَرْضِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا بَيْنَ ذَلِكَ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا هُوَ خَالِقٌ, وَاَللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَالْحَمْدُ لِلَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ .

رواه الترمذي، وأبو داود، وقال الترمذي: هذا حديث غريب.

وهذا أصل صحيح لتجويز السبحة بتقريره فإنه في معناها إذ لا فرق بين المنظومة والمنثورة فيما يعد به ولا يُعْتدّ بقولِ من عدّها بدعة وقد قال المشايخ أنها سَوْط الشيطان وروي أنه رؤى مع الجُنُيْد سُبْحة في يده حال انتهائه فسئل عنه فقال شيء وصَلنا به إلى الله كيف نترُكه

«Было передано от Саида ибн Аби Ваккаса, что он вместе с Пророком — салля Ллаhу аляйhи ва саллям — зашли к женщине, которая делала зикр с помощью косточек от плодов или маленькими камешками. И сказал Пророк — салля Ллаhу аляйhи ва саллям — оповестить ли мне тебя о том, что является более легким, чем это или лучше, чем это? И сказал: «Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений в небе, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений на земле, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений между ними, Свят Аллах столько раз, скольким творениям Он является создателем, а так же сказать таким же образом Аллах велик, и хвала Аллаху, и нет божества кроме Аллаха и нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха».(Шарх Али Аль Кари):

 

 

 

Передал это Тирмизи и Абу Дауд. Сказал Тирмизи это гариб хадис.

…И этот хадис достоверная основа/довод в дозволенности четок с одобрением Пророка — салля Ллаhу аляйhи ва саллям. Потому что четки подобны камешкам и нет различия в тех вещах с помощью чего ведут счет, будь они собранными на нити или разбросанными по отдельности.

И не достойно внимания мнение того, кто считает это бидъа (нововведением). Сказали шейхи, что четки кнут для шайтана (то есть когда с ними делается зикр то, как будто бьют по шайтану).

Когда Джунейд был присмерти были у него в руке четки и спросили его о них, и он ответил, это то с чем мы приблизились к Аллаху, как же мы можем оставить это?!…».

Источник: Али Аль Къари: Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих: 5/221 (Хадис: 2311)

 

 

 

Сказал великий ученый, мухаддис Ибнус Салях (577-643 х/1181-1245 м) в своей книге «Адабуль Муфти валь Мустафти» об этом вопросе:

مسألة : هل يجوز للإنسان أن يسبح بسبحة خَيْطها حرير والخيط ثخين

أجاب رضي الله عنه : لا يحرم ما ذكره في السبحة المذكورة والأولى إبداله بخيط آخر

«Вопрос: Дозволено ли человеку делать зикр с помощью четок, у которых нить из шелка или толстая? Ответил – да будет доволен им Аллах: Не является харамом то, что он упомянул о четках, но лучше заменить эту нить на другую нить».

Источник: Ибнус Салях: Адабуль Муфти валь Мустафти: 1/400

 

 

Ибн Таймия

سئل عما إذا قرأ القرآن يعد في الصلاة بسبحة هل تبطل صلاته أم لا ؟

فأجاب : «إن كانالمراد بهذا السؤال أن يعد الآيات أو يعد تكرار السورة الواحدة مثل قوله « قل هوالله أحد » بالسبحة فهذا لا بأس به وإن أريد بالسؤال شيء آخر فليبينه والله اعلم

مجموع الفتاوى 22/625

Вопрос: Если в намазе, читая что-либо из Корана использовать четки для подсчета, нарушает ли это намаз?

Ответ: Если вы имели ввиду подсчет аятов из Корана или повторение одной суры, как например: قل هوالله أحد [Скажи: «Он – Аллах Единый] (Аль Ихлас) на чётках, то в этом нет ничего предосудительного. Но если вы имели ввиду что-то другое то прошу вас уточнить (вопрос). Аллах знает лучше.

Автор: Ибн Таймийя

Книга: «Маджмуа аль фатава» 22/625

 

 

 

 

Ибн Абидин Ад Димашки (1238-1307 х/1823-1889 м) в своих заметках на книгу Ибн Нуджайма «Аль Бахрур Раикъ» передал мнение Ибн Хаджара Аль Хайтами и Рамлия:

قال الرَّمْلي: والظاهرُ أنها ليستْ ببدعةٍ, فقد قال ابنُ حجرٍ الهَيْتَمي في شرحِ الأربعينَ النواويةِ: السُّبْحة ورَد لها أصلٌ أصيلٌ عن بعضِ أمُّهاتِ المؤمنينَ, وأقرَّها النبي صلى الله تعالى عليه وسلم على ذلك

«Сказал Рамли: Очевидно, что это (четки) не являются бидъой. Сказал Ибн Хаджар Аль Хайтами в книге «Шархуль Арбаин Ан Нававийя»: «У четок есть серьезный далил от некоторых Матерей правоверных. И Пророк, салля Ллаху Таъаля аляйхи ва саллям, не словесно (такърир) согласился с ней в этом».

Источник: Минхатуль Халикъ би Хамишиль Бахрир Раикъ: 2/51

 

 

 

Сказал Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «Тахзибуль Асма валь Люгъат» о четках:

والسُبْحة: بضمِّ السِّينِ وإسكانِ الباءِ، خَرَزٌ منظومةٌ يُسبَّح بها معروفة، تَعْتادُها أهلُ الخيرِ

«Ас Субха (четки): С дамой буквы «ас син» и с сукуном буквы «аль ба». Это нанизанные бусы с помощью которых делается тасбих/зикр, и это вещь известная. Пользоваться ими это привычка ахлюль хайра (благородных)».

Источник: Мухйиддин Ан Навави: Тахзибуль Асма валь Люгъат: 3/143-144

 

 

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется над ним Всевышний, после того как рассказал эти хадисы и остальные предания, сказал:

قال الحافظ السيوطي رحمه الله تعالى بعد أن ذكر هذه الأحاديث والآثار وغيرها : » فلو لم يكن في اتخاذ السبحة غير موافقة هؤلاء السادة ، والدخول في سلكهم ، والتماس بركتهم ، لصارت بهذا الاعتبار من أهم الأمور وآكدها ، فكيف بها وهي مُذَكِّرة بالله تعالى ؛ لأن الإنسان قل أن يراها إلا ويذكر الله ، وهذا من أعظم فوائدها ، وبذلك كان يسميها بعض السلف رحمه الله تعالى .

ولم ينقل عن أحد من السلف ولا من الخلف المنع من جواز عد الذكر بالسبحة ، بل كان أكثرهم يعدونه بها ولا يرون ذلك مكروها » اهـ .

«Даже если бы в использовании четок не было бы другого достоинства, кроме проявления согласия с этими великими людьми, следования их пути и снискания их блага (бараки) — этого было бы достаточно, чтобы использование четок считалось важнейшим и достойнейшим из дел. А как иначе, если четки напоминают о Всевышнем Аллахе — каждый, кто видит их, обязательно вспоминает о Нем, и в этом их величайшая ценность. Некоторые праведные предшественники (да смилуется над ними Всевышний Аллах) так и называли их — напоминание. И нет ни одного предания, ни от ранних предшественников, ни от поздних, что они запрещали вести счет поминанию Аллаха посредством четок. Наоборот, многие из них использовали их для этой цели, и не видели в этом ничего плохого».

Пользовался четками Имам Сахнун Ат Танухи (160-240 х/777-854 м) автор книги «Аль Мудаввана», которая является основным источником маликитского мазхаба.

Передал это Имам Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге «Сияру Алямин Нубаля»:

وعن إسماعيلَ بنِ إبراهيمَ، قال: دخَلتُ على سَحْنُونَ، وهو يومئذٍ قاضٍ، وفي عُنُقِهِ تَسْبيحٌ يُسبِّح به

«От Исмаила бин Ибрахима: Я зашел к Сахнуну в то время когда он был кадием/судьей. На его шее были четки, с которым он делал зикры».

Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 12/66

Так же передал эту историю Кади Ийад в книге «Тартибуль Мадарик ва Такърибуль Масалик».

 

 

 

 

Так же пользовался четками учитель Имама Ахмада в науках хадиса Яхья бин Саид Аль Къаттан (120-198 х/737-813 м).

Передал это Имам Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге «Сияру Алямин Нубаля»:

قال ابنُ مَعِينٍ: وكان يَحْيى يَجِيءُ معه بمِسْباحٍ، فيُدخِلُ يدَه في ثِيابِه، فيُسبِّحُ

«Сказал Ибну Маъин: (в книге «Тариху Ибни Маъин» с риваятом Ад Дури):

Яхья (бин Саид Аль Къаттан) ходил с четками. Клал руки под свою одежду и делал зикр (с четками)».

Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 9/180

 

 

 

 

Поминал Всевышнего Аллаха с помощью четок великий Мутасаввиф Джунайд Аль Багъдади (ум. 297 х/910 м) делая 30 000 зикров в день.

Передал это Ибн Касир (701-774 х/1302-1373 м) в своей книге «Аль Бидая ван Нихая»:

ورأى بعضُهم معه سُبْحةً, فقيلَ له: أنتَ مع شَرَفِك تتَّخذُ سُبْحةً؟ فقال: طريقٌ وصَلتُ به إلى الله لا أُفارِقُه

«Некоторые люди увидели у него четки и сказали ему: Ты такой достойный человек и носишь четки? Джунайд ответил им: Это путь, с помощью которого я достиг Аллаха, и я не оставлю его».

Источник: Ибн Касир: Аль Бидая ван Нихая: 14/768

Этот риваят также передали Имам Аль Байхакъи с иснадом в книге «Аз Зухд» (293), Аль Хатибуль Багъдади в «Тариху Багъдад» (7/245), Инбу Халликан в «Вафаятуль Айан ва Анбау Абнаиз Заман» (1/373), Сафади в «Аль Вафи биль Вафаят» (11/203).

 

 

 

 

Имам Абдуль-Хай аль-Лякнави (1264-1304 х/1848-1888 м) передает в своей книге историю, произошедшую с имамом ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м):

أنه كان مع قافلة في درب بيت المقدس فقامت عليهم سرية عرب وجردوا القافلة جميعها وردوني معهم فلما أخذوا عمامتي سقطت سبحة من رأس فلما رأوها قالوا: هذا صاحب سبحة فردوا علي ما كان أخذ مني وانصرفت سالما منهم. قال السيوطي: فانظر يا أخي إلى أهل الآلة المباركة الزاهرة وما جمع فيها من خيري الدنيا والآخرة

Передаётся очень интересная история об имаме ас-Суюты. Он рассказывает, что однажды ехал вместе с караваном, направлявшимся в аль-Къудс. На их караван напали и стали отбирать всё имущество. То же самое постигло и имама ас-Суюты, однако, когда из его чалмы выпали чётки, то нападавшие вернули ему всё, что отобрали. Сам имам ас-Суюты об этом говорит: «Посмотрите, какую пользу приносит этот инструмент, который является благом этого мира и последующего».

[«Нузхат аль-фикр фи сабхат аз-зикр», 25]