Вопрос:

السؤال:

هل الاحتفال والاجتماع بذكرى مولد الرسول -صلى الله عليه وسلم- بدعة أو مشروع؟

Является ли празднование и собрание для поминания мавлида Пророка (мир ему и благословение Аллаха), нововведением или нет?

Шейх Абдул-Малик ас-Саади ответил:

الجواب:

لم يكن الاحتفال بالمولد النبوي الشريف معروفاً في عصر الصحابة الكرام. ولكن لا يلزم من عدم وجوده في عصر النبي -صلى الله عليه وسلم- أو في عصر الصحابة كونه بدعة سيئة أو منافياً للشريعة، فالاحتفال بالمولد إن أُقيم على أساس أنه عبادة مشروعة كالصوم والصلاة والعبادات الأخرى فهو بدعة.

وإن أُقيم على أساس إحياء ذكرى مولد سيد المرسلين وإعادة ذكريات سيرته العطرة وخلا من المنكرات واختلاط الرجال بالنساء والمبالغة في مدحه -صلى الله عليه وسلم- فلا يعد بدعة فاعلها ضال يستحق دخول النار بها؛ إذ البدعة قد وضحها النبي -صلى الله عليه وسلم- بقوله: {من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو ردٌّ}(1)، ومفهوم مخالفته (من أحدث في أمرنا ما هو منه فهو مقبول)، كما ذكرنا أكثر من مرة.

وفائدة الاحتفال بالمولد هي:

1- تَجَمُّع المسلمين – والتجمع حبذه الإسلام ورغَّب فيه فهو من الإسلام.

2- إلقاء المواعظ والخطب – حثَّ عليها الإسلام وأمر بها فهي من الإسلام.

3- مدح النبي -صلى الله عليه وسلم- دون مبالغة – من الإسلام؛ لأن الشعراء مدحوه بحضرته ولم ينكر عليهم -صلى الله عليه وسلم- .

4- إطعام الطعام أو توزيع الحلوى – من الإسلام أيضاً.

فمواده لا تتنافى مع الإسلام وقواعده العامة، إلا أن الهيئة محدثة وما دامت عناصره لا يرفضها الإسلام فلا يجوز إطلاق اسم البدعة التي هي ضلالة عليه.

Празднование мавлида Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не было известно во времена сподвижников. Однако из того, что его не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или во времена его сподвижников, автоматически не следует, что это – порицаемое нововведение, противоречащее исламскому Шариату.

Если празднование мавлида осуществляется таким образом, будто это предписанное поклонение, подобное посту, намазу и другим поклонениям, то это нововведение. Если же мавлид празднуется как оживление памяти о рождении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и повторение его благословенной биографии, и отсутствует порицаемое смешение мужчин и женщин и чрезмерность в восхвалении Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это не считается нововведением, совершающий которое становится заблудшим, заслуживающим за него Ада, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что является нововведением, словами: «Кто введет в наше дело (Ислам) то, что не из него, то оно отвергаемо». Из этого вытекает: «Кто введет в наше дело то, что из него, то оно принимается», как мы уже говорили не один раз.

1. Польза от празднования мавлида – объединение мусульман, а объединение приветствуется Исламом, и оно из Ислама.
2. Чтение проповедей и наставление – к этому призывает Ислам, это веление Ислама, и это из Ислама.
3. Восхваление Пророка без чрезмерности – из Ислама, поскольку поэты восхваляли Пророка в его присутствии и Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не осудил их.
4. Угощение едой – также из Ислама.

Элементы мавлида не противоречат Исламу и его общим принципам, однако форма мавлида – это новшество, и пока его элементы не отвергаются Исламом, то его нельзя называть нововведением, которое является заблуждением.

[Из книги «Истинное понимание нововведений в Исламе» шейха Абдул-Малика ас-Саади]

 

Источник