Какие виды действий макрух существуют в ханафитском мазхабе и чем они отличаются друг от друга; в какое время порицается совершать обязательную и желательную молитвы — об этом пойдёт речь в данной статье.

Термин макрух в шариате употребляется по отношению к нежелательным и порицаемым действиям.

Существует два вида макрух:

1.Макрух тахрими;
2.Макрух танзихи.

Макрух тахрими – это крайне нежелательное действие, близкое к хараму (запретному), совершение которого считается грехом, и за него можнопонести наказание в Судный день. Отличие макрух тахрими от харама, заключается в том, что к хараму относятся действия, имеющие явное и чёткое подтверждение в аятах Корана или хадисах мутаватир. В то время как макрух тахрими не имеет явного подтверждения в Коране или упоминается только в хадисах ахад.

Макрух танзихи – это нежелательное действие, близкое к халяль (дозволенному). Несмотря на то, что действие из категории макрух танзихи совершать нежелательно, человеку не будет записан грех за его совершение. Он даже получит награду в Судный день, если станет воздерживаться и избегать данного вида макрух.

Намаз относится к одному из самых поощряемых благих поступков, за который Аллах дарует щедрые награды, однако существуют определенные отрезки времени, когда совершать намаз крайне нежелательно (макрух тахрими).

Порицается совершать намаз:

1. В промежутке времени, когда солнце появится над горизонтом, и пока оно не поднимется на высоту копья. Совершение намаза в это время делает намаз недействительным.

2. В промежутке времени, когда солнце находится в зените (в полдень) и до тех пор, пока солнце не отклонится в сторону заката. То есть примерно за 5-10 минут до наступления времени зухр (полуденного) намаза.

3. С момента, когда солнце становится оранжевым до полного захода солнца. Если человек начал совершать аср (послеполуденный) намаз в это время, его молитва будет действительной, но за совершение намаза в порицаемое время человеку запишется грех, и награда за намаз уменьшится.

Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Есть три промежутка времени, в которые Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал нам совершать молитву и хоронить наших умерших: с восхода солнца до того времени, когда оно поднимется над горизонтом; когда солнце в зените, и пока оно не отклонится от точки зенита; перед самым заходом солнца, пока оно не зайдёт». (Абу Дауд)

Упомянутые выше промежутки времени запретны для совершения как фард (обязательных) так и нафиль (дополнительных) молитв.

Помимо этого шариатом определены отрезки времени, запретные для совершения нафиль намазов.

Дополнительные намазы нежелательно совершать:

1. После рассвета можно совершить не более, чем два раката сунны. Т.е. с наступлением времени фаджр (утреннего) намаза, нежелательно совершать какие либо дополнительные молитвы, кроме двух ракатов сунны утреннего намаза.

На это указывает сообщение Хафсы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

«После рассвета Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал никаких молитв, за исключением молитвы в два лёгких раката» (Муслим).

2. После утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью.

Абу Саид Худри, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари, Муслим).

3. Между аср и магриб намазами.

4. В то время, когда имам произносит пятничную проповедь (хутбу).

Всевышний Аллах повелел:

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют». (Коран 7:204)

Большинство толкователей Корана сказали, что этот аят ниспослан касательно намаза и хутбы.

Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (от Табрани в «Муджимуль кабир», «Маджмауз заваид» т.2, стр.184).

5. Во время произношения икамата (объявления о начале обязательной молитвы), кроме сунны фаджр-намаза.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«После объявления о начале молитвы не (следует совершать) никакой иной молитвы, кроме предписанной». (Муслим)

Иначе говоря, нельзя начинать совершать нафиль намаз, когда произносится камат. Но можно совершить два ракаата сунны фаджр намаза, если человек считает, что успеет прочесть их и присоединиться к имаму до того, как тот приступит ко второму ракату.

6. Нежелательно совершать нафиль намаз перед праздничной молитвой (Ид, Айт), даже дома и после праздничной молитвы в мечети. В хадисе сказано, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, не совершал перед айтом никаких намазов, но совершал два раката по возвращению домой. (Ибн Маджа, Хаким)

7. Когда время фард намаза подходит к концу. Иначе говоря, если человек еще не совершил обязательную молитву, а ее время подходит к концу, он не должен совершать иные дополнительные молитвы.