МОЛИТВА «ТАРАВИХ»
Положения молитвы Таравих. Почему 20 ракаатов?

Название молитвы происходит от слова «Тервиха» (перерыв, отдых, передышка).
Часто задают Вопрос: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял молитву Таравих в 8 и в 12 ракаатов. Откуда же берутся эти 20 ракаатов?
Ответ: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял молитву Таравих и в 8, и в 12, и в 20 ракаатов. Хафиз Ибни Аби Шейба[1] передал в своем «Муснад»е от Ибни Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха исполнил после ночной молитвы перед молитвой Витр 20 ракаатов и сказал: «Кто исполнит в месяц Рамадан 20 ракаатов C2090-612 молитвы Таравих, тому будут прощены 20 тысяч грехов».

В книге «Нур-уль-изах» и в комментариях к ней «Марак-ыль-фалях»[i] говорится: «Исполнение молитвы «Таравих» в 20 ракаатов является для мусульман обоего пола Сунной, а потому, — Весьма Желательной Обязанностью. Не верящий в это положение, отклоняется от сунны, и свидетельство такого человека не является действительным. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, несколько ночей читал эту молитву совместно с джамаатом по 8 ракаатов. Остальные 12 читал дома. Есть так же сообщения, что он читал индивидуально и по 20 ракаатов. Поэтому, по всем 4-м мазхабам эта молитва читается в 20 ракаатов. Во время правления Праведных Халифов, начиная с Умара, все Сподвижники читали совместно 20 ракаатов. Этот факт и стал подтверждением того, что данная молитва является Сунной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал нам следовать своей Сунне, Сунне Праведных Халифов, а также согласованному мнению его Сподвижников.
Сказано в хадисе: «Когда меня не станет, не отделяйтесь от моей сунны и сунны хуляфа-и рашидун (праведных халифов)». [Абу Дауд; Тирмизи].
Молитву эту можно читать и индивидуально. Однако, в этом случае мусульманин не получит вознаграждения за совместную молитву. Находящемуся в пределах одного фарсаха (5760 м.) от мечети, весьма желательно являться на совместную молитву Таравих.

Время исполнения молитвы Таравих:

Читается только в месяце Рамадан после каждой ночной молитвы, перед намазом «Витр». Отсюда следует, что, если кто-либо не успел прочитать «Обязательную» ночную молитву, то ему следует вначале прочитать ее, а уже потом читать молитву «Таравих». Об этом пишет имам Ибни Абидин в своей книге «Рэдд-уль-мухтар…». Молитву «Таравих» дозволено читать и после молитвы «Витр», но только в ночное время. С наступлением рассвета время исполнения этой молитвы заканчивается. По мазхабу Ханафи пропущенная молитва «Таравих» не восстанавливается. Восстанавливаются пропущенные фарды и молитва «Витр».[2]

Нобходимые действия при Опоздании на Таравих:

1) Исполнить вначале ночную молитву.
2) Затем исполнить вторую сунну ночной молитвы.
3) Затем, принять намерение и присоедениться к джамаату для исполнения Таравих с того момента, с которого успеет это сделать.
4) После окончания джамаатом всей молитвы и отдачи приветствия C2160-669 имамом, встать, и восполнить пропущенные ракааты самостоятельно.
5) После этого, исполнить молитву Витр самостоятельно.
Но, если успеет восполнить пропущенные ракааты Таравиха до начала совместного исполнения Витра, то читает эту молитву вместе с джамаатом.

О совместном исполнении молитвы Таравих:

Исполнение Таравиха вместе с джамаатом является Суннат-и Кифайа.[3] Кроме соблюдения обычных правил исполнения совместных молитв, здесь необходимо обратить внимание на следующие особенности:
1) Мусульманин, не исполнивший предварительно Ночную молитву, не может присоединиться к молитве Таравих.
2) Исполнять совместно ночную молитву и молитву Таравих дозволяется за разными имамами.
3) Джамаат, исполняющий совместно молитву Таравих, должен быть из числа мусульман, которые перед этим совместно исполняли Ночную молитву. То есть, опоздавшим на ночную молитву, не дозволено собирать другой джамаат для исполнения молитвы Таравих вторично в данной мечети.

Кыраат в молитве Таравих:

Кроме обычных правил, здесь существуют некоторые особенности. а) В этой молитве рекомендуется, чтобы количество аятов, которые читаются в первом и во втором ракаате, были примерно одинаковыми. б) При исполнении молитвы Таравих, дозволяется повторение в Кыраате одних и тех же аятов одной и той же суры.

Предпочтительное в Таравихе:

1) Приветствие отдается после каждых 2-х или 4-х ракаатов.[4] Но предпочтительнее отдавать приветствие после каждых двух ракаатов.
2) Исполнять молитву после первой трети ночи.
3) Соблюдать перерыв между каждыми четырьмя ракаатами, по протяженности равными времени исполнения четырех ракаатов.
4) Читать в каждом ракаате по десять аятов.
5) В каждом ракаате читать из Корана равные по длине аяты.

Нежелательное в Таравихе:

1) Исполнять молитву лишь с одним приветствием.
2) Исполнять молитву сидя, без уважительных причин.
3) Исполнять молитву в сонном состоянии.
4) Специально нанимать человека для проведения Таравиха где-либо, в то время как есть возможность исполнить молитву в мечети.
5) Читать в ускоренном темпе суру Фатиха и замми-суру (не менее трех коротких аятов).
6) В одной и той же мечети исполнять Таравих дважды одним джамаатом.
7) Имаму вести молитву Таравих дважды на одном и том же, или на разных местах.

Способ исполнение молитвы Таравих:

А. При исполнении молитвы с приветствием после каждых двух ракаатов:
1. Принять намерение для исполнения Таравиха. И повторять принятие намерения перед каждым Вступительным Такбиром.[5]
2. Произнести Вступительный Такбир: «Аллаху Акбар».
3. Прочитать тихо (шепотом) «Субханака…» и «Аузу … Бисмиллях…».[6]
4. Прочитать «Фатиху» и замми-суру. При совместном исполнении Таравиха, имам читает вслух.
5. Исполняются первый и второй ракаат, как и в других молитвах.
6. Псле второго ракаата читается «Аттахиййату…» и далее, так же как и после Утренней молитвы, произносятся Салаваты, Дуа и отдается приветствие.

Б. При исполнении молитвы с приветствием после каждых четырех ракаатов:
1. Два первых ракаата исполняются так же, как было указано выше.
2. При сидении после второго ракаата, читается только «Аттахиййату…» и «Салават» и третий ракаат начинается с чтения «Субханака…».
3. И далее, заканчиватеся так же, как и четырехракаатные молитвы.
Это только одна часть молитвы Таравих. Молитва Таравих будет считаться законченной, когда подобным образом будет исполнено двадцать ракаатов.
Вне зависимости от того, исполняется ли молитва по два ракаата, или по четыре, после каждых 4-х ракаатов, необходима по Сунне небольшая пауза, равная времени исполнения 4-х ракаатов молитвы. В течение этого времени читаются «Салаваты», «Салят-и Уммийа», аяты и просьбы к Всевышнему Аллаху. Или просто сидят молча, размышляя о величии Аллаха Тааля и не мешая другим сосредоточиться.

Совместную молитву «Таравих» могут читать только те, кто перед этим читал совместно ночную молитву. То есть, нельзя собраться нескольким, опоздавшим на совместную ночную молитву, читать совместно молитву «Таравих», не совершив предварительно ночную молитву. Опоздавший должен прочитать вначале ночную молитву, как было сказано выше, а уже затем может присоединиться к джамаату, для исполнения молитвы «Таравих».

(Из сборника по фикху мазхаба Ханафи «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози. Книга Первая)
[1] Ибни Аби Шейба – Абу Бакр Абдуллах б. Мухаммад б. Ибрахим б. Усман аль-Абси (159-235/775-850, да будет милостив к нему Аллах). Ученый по хадисам и толкованию Корана. Знал напамять 100 тысяч хадисов с иснадом!!! Получил знания у самых известных алимов своего времени. Среди них: Кады Шурайх б. Абдуллах, Суфьян б. Уйайна, Абдуллах б. Мубарак, Абдуррахман аль-Мухасиби, Абу Нуайм, и другие. О его выдающемся положении среди хафизов говорит и то, что от него передавали хадисы такие известные алимы, как Абу Зур’а, Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн-и Маджа, аль-Багави, Ахмад б. Ханбал и множество других (да будет милостив к ним Аллах). Сообщается, что на его проповеди собиралось до 30 тысяч слушателей. [IAA, III: 196-197].
[2] По мазхабу Шафии, пропущенную молитву «Таравих» непременно следует восстановить. (См. «Фикх 4-х мазхабов» Абдуррахмана аль-Джезири-DMIF, I: 463).
[3] Вопрос: Дозволено ли исполнение девушками и молодыми женщинами молитвы Таравих в мечетях?
Ответ: Ученые, внимательно исследовавшие хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по всему укладу жизни мусульман, пришли к выводу, что предписания о возможности получения награды совместной молитвы в мечетях относятся, прежде всего, к мужчинам. Молодым женщинам и девушкам во всех сообщениях рекомендуется меньше показываться на людях. Тем более в местах, где могут быть посторонние мужчины. Отсюда они делают вывод, что наибольшую награду молодые женщины и девушки могут получить лишь при исполнении молитв дома, в кругу семьи и близких родственников. Даже и здесь им предписано учитывать, что не все родственники являются «Махрам», и предпринимать меры предосторожности.
[4] По мазхабу Шафии приветствие дается после каждых 2-х ракаатов.
[5] См. DMIF, I: 465
[6] При совместном исполнении читаемых вслух молитв по мазхабу Шафии, «Бисмиллях…» произносится имамом вслух.

[i] «Нур-уль-изах»; «Мараки-ль-фалях» — Книги имама аш-Шернблали (Абу-ль-Ихлас Хасан б. Аммар; ум. в 1069/1658).