О ЧТЕНИИ КОРАНА В МОЛИТВЕ ЗА ИМАМОМ

ИЛИ: ЧТО ДЛЯ МУКАЛЛИДОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДАЛИЛЕМ?

ВОПРОС: Мы последователи мазхаба Ханафи. Как нам быть, если какая-либо фетва мазхаба противоречит смыслу какого-либо увиденного нами хадиса?

ОТВЕТ: Да, действительно, в книгах пишется, что если какая-либо фетва (хукм) противоречит смыслу хадиса, то следует действовать в соответствии с хадисом. Однако это теоретическое, общее положение. Имамы мазхабов никогда не делали выводов, противоречащих хадисам. Ведь они — выдающиеся ученые. Ученый не станет говорить то, что ему вздумается.

Возьмем, к примеру, известный хадис из сборников Бухари и Муслима: «Без Фатихи — молитвы нет». На первый взгляд ученые мазхаба Ханафи противоречат данному хадису, запрещая читать суру Фатиха в молитве за имамом. Более того, они относят подобное действие к разряду «Тахриман Макрух» – то есть, действие, близкое к хараму. И что теперь? Должны ли мы действовать в соответствии с дошедшим до нас хадисом, отвергая при этом иджтихад Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах)? Если «Да» то мы станем безмазхабными, так как подобные действия — это следование Корану и Сунне в соответствии с собственным пониманием.

Хазрат Имам Раббани[1] (да будет милостив к нему Аллах) пишет в своей небольшой книге «Мебда’ ва Ме’ад»: «Я знал, что в молитве чтение Корана (кираат) является фардом. Да и в хадисе говорится, что нет молитвы без Фатихи. Поначалу я не мог понять все причины, побудившие ханафитов вынести решение — читать в совместной молитве из Корана только имаму, а джамаату в это время слушать молча.

Несмотря на то, что я не имел далиля относительно молчания тех, кто молится за имамом, все же продолжал следовать решению ученых мазхаба, и не читал за имамом Фатиху. Мне было известно о большой опасности считать доказательства (далилы) мазхаба слабыми и отвергать хукмы ученых. Чтобы не оказаться в числе безмазхабных, я продолжал не читать Фатиху за имамом. Понимание правомочности такого решения (ученых мазхаба) пришло ко мне позже – ведь имам предстоит перед джамаатом и читает из Корана как бы от всех, кто ему следует в молитве. Это можно сравнить с решением общественной проблемы какого-либо поселка. Общее поселковое собрание выбирает небольшую делегацию для обращения в вышестоящий орган от лица всех проживающих. Чтобы на приеме скажем у главы области не говорить всем членам делегации об одном и том же, они выбирают из своей среды одного представителя, который бы выразил их общее мнение. Естественно, что этот способ разъяснения ими проблем своего поселка будет более удачен, чем, если бы они стали объяснять представителю власти все вместе, наперебой. Таково и положение джамаата, следующего в молитве за имамом». [«Mebda’ va Me’ad » f. 28].

Известен случай, произошедший с Имамом А’замом Абу Ханифой (да будет милостив к нему Аллах), связанный с этим его иджтихадом. Когда его фетва о том, что все, кто следует в совместной молитве имаму, не должны читать за ним ни Фатиху, ни короткую (замми) суру, была услышана группой людей, которые пришли к нему с твердым намерением доказать обратное. Их было десять человек, решительно утверждавших, что имам в этом случае ошибается. Они наперебой объясняли ему, что у них на руках весьма серьезные доказательства, и что пришли поспорить с ним:

Имам А’зам: Погодите, погодите! Вас десять человек, а я один. Как же я одновременно со всеми буду спорить?

Они: Хорошо, что вы предлагаете?

Имам А’зам: Выберите одного из вас, наиболее грамотного, знающего тему спора, я с ним и буду говорить. Только учтите, что он будет говорить и от себя, и от всех остальных. Идет?

Они: Ваше предложение вполне нормальное…

Имам А’зам: И еще учтите: если он выиграет у меня спор, то будет считаться, что вы все у меня выиграли. Если же я у него выиграю, то значит – я выиграл у всех вас. Принимаете условие?

Они: Идет! Условие принимаем!

Имам А’зам: Тогда – Всё!!! Вы проиграли!!!

Они: То есть, как это так? Ведь мы же еще и не начинали?

Имам А’зам: Как не начинали! Разве вы не согласились с тем, что выбранный вами знаток будет говорить от лица всех вас?

Они: Да, согласились.

Имам А’зам: Вот и я согласен с тем, с чем вы согласились, и говорю в своей фетве то же самое: «Имам, выбранный джамаатом, читает Коран и от себя, и от тех, кто ему следует, остальные же в это время молчат». Может что-нибудь не ясно?

Десять человек, пораженные простотой ответа имама, были вынуждены признать его правоту и принять истину.

Мухаммад аль-Хадими[2] пишет: «Принятые четыре далиля существуют для муджтахидов. Нашими же далилями являются принятые решения (хукмы) муджтахидов нашего мазхаба, так как мы не правомочны выносить собственные решения, прочитав айат или хадис. Если какая-либо фетва мазхаба на первый взгляд не соответствует айату или хадису, то это еще не значит, что фетва ошибочна. Ведь толкования айатов и хадисов могут требовать иджтихада. Вполне возможно, что существуют другие айаты и хадисы на эту тему, отменяющие предыдущие, или же имеющие другой смысл. [«Аль-Баракат-уль-Мухаммадиййа …» — имам Хадими].

Ибни Эмир Хадж[3] пишет: «Мой учитель Ибни Хумам говорил: «Мусульманин, не являющийся муджтахидом, обязан следовать одному из четырех мазхабов. То есть, он обязан действовать в соответствии с теми знаниями, которые муджтахиды извлекли путем иджтихада из айатов Корана и хадисов» «. [«Ат-Такрир ва-т-Тахбир фи шарх-ит-Тахрир»].

Несколько хадисов о чтении Фатихи в молитве:

«Без Фатихи молитва недостаточна». [Тирмизи].

«Не читайте (из Корана) в молитве, когда читает имам. Читайте Фатиху тихо».[Бэйхаки].

«Без Фатихи – молитвы нет» [Бухари, Муслим].

Опираясь на эти хадисы и другие сообщения, ученые мазхаба Шафии пришли к выводу, что читать в молитве за имамом Фатиху – обязательно (фард).

Фетва ученых мазхаба Малики заключается в том, что Фатиху читать за имамом рекомендуется (мустахаб), когда он читает тихо (про себя). Если же имам читает вслух, то джамаат фатиху не читает.

При самостоятельном исполнении молитвы по мазхабу Малики читать Фатиху – фард, а по мазхабу Ханафи – ваджиб.

Посмотрим еще хадисы:

«Если читаете молитву с имамом, — молчите. Кираат (чтение Корана) имама, — это кираат джамаата». [Хатиб].

«Исключая молитву за имамом, если кто-либо исполнит один ракаат без чтения Фатихи, то (будет считаться, что) он не исполнил молитву вовсе» [Тирмизи].
«Кто-то читал в молитве вместе со мной. Что это? Соперничество в чтении Корана?» [Тирмизи].

Опираясь на эти хадисы и другие сообщения, ученые мазхаба Ханафи пришли к выводу, что читать в молитве за имамом Фатиху – весьма нежелательно (Тахриман макрух).

Имамы 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а (да будет милостив к ним Аллах) никогда не принимали решение по какому-либо вопросу без самого тщательного, всестороннего исследования. Следование этим мазхабам – наилучший способ следования Корану и Сунне! Аль-хамду-лиЛьляхи Рабби-ль-алемиин! – Хвала Аллаху, Господу миров!

(Из книги «Люди Сунны и Согласия – Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи)

[1] Имам Раббани (Ахмад б. Абд-ул-Ахад б. Зайн-ал-Абидин аль-Фаруки ас-Сарханди; Муджадид-иль-Альф-и Сани; 971-1034/1536-1624). Имам приходится потомком 2-му Праведному Халифу Умару б. Хаттабу в 28-ом колене. Выдающийся ученый Индии и всего Исламского мира. Является автором известнейшего произведения «Мактубат» — . 3-х томного произведения, разъясняющего основы вероучения (Акыды), религиозного права (Фикха) и нравственности (Ахляк).

[2] Имам Хадими (Мухаммад б. Мустафа; Мауляна Абу Саид; 1113-1176/1701-1762). Известный ученый – факих мазхаба Ханафи. IAA,XVI: 334-357.

[3] Ибни Эмир Хадж: Ученый по фикху мазхаба Ханафи (825-879/1422-1474) . Среди его учителей: Ибни Хаджар Аскалани (773/1372-852/1449); Ибни Хумам (790-861/1388-1457). IAA,XII: 127-128.