Великие Ханафитские мухаддисы
Ниже приведены несколько великих мухаддисов из достоверных книг:»Асмау риджаль» (биографии рассказчиков хадисов ), которые жили до четвертого века хиджры и следовали Ханафитскому мазхабу.
1 — Пишет имам Абул Валид аль-Малики рахимахуЛлах в комментарии «Муватта» (стр. 494 ), что имам Абдуллах ибн Мубарак рахимахуЛлах (ум. 181 г.х.) был среди тех, кто следовал мазхабу имама Абу Ханифы рахимахуЛлах
2 — Пишет Имам Захаби рахимахуЛлах в своей классической книге «Тазкиратуль Хуффаз» и пишет Имам Ибн Хаджар рахимахуЛлах в «Тазхиб» об имама Ваки ибн Джаррах рахимахуЛлах ( ум.197 г.х. ), который был великим учителем имама Шафи рахимахуЛлах.. .كان يفتي بقول أبي حنيفة …«Имам Ваки выносил решения по мнению имама Абу Ханифы рахимахуЛлах»
Несмотря на то, что он был великим мухаддисом и учителем таких величин как имам Шафии рахимахуЛлах ,он выносил решения по мнению имама Абу Ханифы .
3 — Имам Яхья ибн Саид Аль-Каттан рахимахуЛлах ( ум.198 г.х.), также следовал школе имама Абу Ханифы рахимахуЛлах («Тазкиратуль Хуффаз», т. 1, стр. 282 , «Тазхиб» , т. 2, стр. 450)
4 — Имам Яхья ибн Maин рахимахуЛлах ( ум.233 г.х.) был,без сомнения, авторитетом в хадисах для всего мира , и его мнение принималось такими, как имам Бухари рахимахуЛлах и имам Ахмад ибн Ханбал рахимахуЛлах.
Пишет Имам Захаби рахимахуЛлах о имаме Яхья ибн Maин рахимахуЛлах в своей книге : » الرواة الثفات المتكلم فيهم بما لا يوجب ردهم » стр. 7 , «он был строгим ханафитом …..» كان من الحنفية الغلاة
Некоторые люди часто критикуют Ханафитов как слабых в хадисах,но пусть имеют ввиду,что основные три первопроходца науки جرح وتعديل ( Джарх уа тадиль ) и авторитеты в хадисах для ученых в их времена и позже были эти три мухаддиса и все они следовали Ханафитскому мазхабу;
1- Имам Ваки ибн Джаррах
2- Имам Яхья ибн Maин
3- Имам Яхья ибн Саид Аль-Каттан
И АльхамдулилЛах,мы получаем от них достоверное знание хадисов в Ханафитском мазхабе.
Это свидетельствует о том,что имам Абу Ханифа рахимахуЛлах имел великолепные знания хадисов,раз его последователи были такими авторитетными мухаддисами.
Сказал великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) в своей книге «Тадриб ар-рави» которая является шархом на книгу «ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:
وفي الكامل لابن عدي من جهة النفيلي ، قال : سمعت هشيما يقول : من لم يحفظ الحديث فليس هو من أصحاب الحديث . والحق أن الحافظ أخص ، وقال التاج السبكي في كتابه معيد النعم : من الناس فرقة ادعت الحديث فكان قصارى أمرها النظر في مشارق الأنوار للصاغاني . فإن ترفعت [ ارتقت ] إلى مصابيح البغوي ، وظنت أنها بهذا القدر تصل إلى درجة المحدثين ، وما ذلك إلا بجهلها بالحديث ، فلو حفظ من ذكرناه هذين الكتابين عن ظهر قلب وضم إليهما من المتون مثليهما لم يكن محدثا ، ولا يصير بذلك محدثا حتى يلج الجمل في سم الخياط ، فإن رامت بلوغ الغاية في الحديث على زعمها اشتغلت بجامع الأصول لابن الأثير ، فإن ضمت إليه » علوم الحديث » لابن الصلاح أو مختصره المسمى » بالتقريب والتيسير للنووي » ونحو ذلك ، وحينئذ ينادى من انتهى إلى هذا المقام : بمحدث المحدثين وبخاري العصر ، وما ناسب هذه الألفاظ الكاذبة ، فإن من ذكرناه لا يعد محدثا بهذا القدر
وإنما المحدث من عرف الأسانيد والعلل ، وأسماء الرجال والعالي والنازل ، وحفظ مع ذلك جملة مستكثرة من المتون ، وسمع الكتب الستة ، ومسند أحمد بن حنبل ، وسنن البيهقي ، ومعجم الطبراني ، وضم إلى هذا القدر ألف جزء من الأجزاء الحديثية . هذا أقل درجاته ، فإذا سمع ما ذكرناه وكتب الطباق ودار على الشيوخ وتكلم في العلل والوفيات والمسانيد كان في أول درجات المحدثين ، ثم يزيد الله من يشاء ما يشاء .
وقال في موضع آخر منه : ومن أهل العلم طائفة طلبت الحديث وجعلت دأبها السماع على المشايخ ومعرفة العالي من المسموع والنازل . وهؤلاء هم المحدثون على الحقيقة ، إلا أن كثيرا منهم يجهد نفسه في تهجي الأسماء والمتون وكثرة السماع من غير فهم لما يقرؤه ، ولا تتعلق فكرته بأكثر من أني حصلت جزء ابن عرفة عن سبعين شيخا ، وجزء الأنصاري عن كذا كذا شيخا . [ وجزء ابن الفيل ] وجزء البطاقة ، ونسخة أبي مسهر ، وأنحاء ذلك ، وإنما كان السلف يستمعون فيقرءون فيرحلون فيفسرون ، ويحفظون فيعملون. اهـ . تدريب الراوي في شرح تقريب النواوي
В книге «аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что он сказал: «Я слышал Хашима, как он говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не из обладателей хадиса (ученых хадиса). И истина в том, что (степень) хафиз является особой».
Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в своей книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть группа которая претендует на знания в науке хадиса, но они в крайнем случае просмотрели книгу ас-Сан’ани «Машарик аль-анвар», а в лучшем случае они поднялись до книги аль-Багъави «Массабих». И они подумали, что с таким количеством знаний они достигли уровня мухаддисов, но это является наоборот их невежеством в хадисоведении. Если они выучат наизусть эти две книги и еще вдобавок несколько подобных книг они не будут мухаддисами. Таким способом никто не может стать мухаддисом, даже если верблюд может пройти через ушко иглы.
А когда они хотят достичь какой-то цели в хадисоведении, как они говорят, то они занимаются книгой аль-Асира «Джамиу аль-усуль», а если еще и вдобавок читают «Улум аль-хадис» Ибн ас-Салаха или же мухтассар этой книги, который называется «ат-Такриб ва ат-тайсир», автор ан-Навави, или им подобные книги, то того, кто достиг такого уровня они называют мухаддисом мухаддисов или же аль-Бухари современности или другими подобными ложными именами. Но тот, кто достиг такого «уровня» с таким количеством знаний не считается мухаддисом.
Мухадисом же считается тот человек, который знает иснады (цепи передатчиков) и причины, а также имена передатчиков, кто выше и кто ниже, а также он должен знать наизусть большое количество матнов хадиса и слушать от учителя все шесть сборников хадиса («Кутуб ас-ситта» — «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслим, «Сунаны» ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджах), «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» аль-Байхаки», «Му’джам» ат-Табарани» и еще вдобавок к этому он должен знать тысячу джузов (частей) из «Аль-Аджза уль-хадисиййя». Вот это и есть самый нижний уровень мухаддисов. А когда он выслушает (изучит у учителя) все, что мы перечислили выше и напишет антитезы (сравнения) и обойдет всех шейхов и выскажется о причинах, о том кто, когда умер и об иснадах, он и будет на начальном уровне мухаддисов. А дальше Аллах поднимает кого желает и как пожелает.
Он (Ас-Субки) также в другом месте этой книги сказал: «Среди ученых есть группа, которые ищут хадисы, и их основное занятие это слушать хадисы от разных шейхов и различать из услышанного, что выше и что ниже. На самом деле они и есть мухаддисы, но многие из них прилагают большие усилия к правильному произношению имен передатчиков и матнов и к многократному слушанию хадисов от разных шейхов без понимания того, что сами читают и они не думают ни о чем кроме того, что они прошли Джуз Ибн Арафата у семидесяти шейхов и Джуз Аль-Ансари у столько-то шейха и Джуз Ибн аль-Фииль и Джуз аль-битака и нусха Абу Масхара и т.п.
А саляфы же сперва слушали, потом читали, потом уходили, потом разъясняли, потом запоминали (выучивали наизусть), а затем учили и других.
[Джалалуддин ас-Суюти, «Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави», стр. 13-14. Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1417/1992]