بسم الله الرحمن الرحيم



Таджуддин ас-Субки(727-771 х/1328-1370 м)




Имам, кади кадиев, Абдул-Ваххаб сын Такию Ддина Абиль-Хасана Али сын Зайнуддина Абдуль-Кафи сын Зияуддина Али сын Тамама сын Юсуфа сын Яхьи сын Умара сын Усмана сын Али сын Сивара сын Салима ас-Субки аль-Ансари аль-Хаздраджи аш-Шафии аль-Аш`ари. Его кунья Абу Наср, а прозвище Таджуддин (Корона Ислама). Отнесли его к «Субку» — одному из сел Египта. Родился в 727 году по хиджре в Каире.

Имам Таджуддин рос в семье, которая известна своими знаниями. Его отец шейх, имам, шейх уль-Ислам Такиюддин Али сын Абдуль-Кафи (ум. 756 г. по хиджре) факих, усулий, автор полезных трудов в разных науках, его дед Зайнуддин Абдуль-Кафи (ум. 735 г.х.), его старший брат Багауддин Ахмад сын Али (ум. 773 г.х.), другой его брат Джамалуддин Хусайн сын Али (ум. 755 г.х.) — все они из великих ученых. Рос Таджуддин в научной атмосфере, слушал уроки в Египте от группы ученых, затем прибыл в Дамаск вместе с отцом и учился у хафиза Абуль-Хаджаджа аль-Миззи, находился с имамом аз-Захаби. Имам Таджуддин стал преподавать во многих мадрасах Дамаска и других городов. Он преподавал в «Азизие», «Газалие», «Азравия», «Насирия», «Даруль Хадис Ашрафия», «Шайхуния» и многих других, управлял судейством много раз, был ученым у которого проявлялось терпение в бедах.

Его учителя:

Его отец, шейх уль-Ислам Такиюддин ас-Субки (683-756 гг.х),
Имам, хафиз, историк Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг.х),
Имам, хафиз Джамалуддин Абуль-Хаджадж аль-Миззи (654-742 гг.х),
Имам, муфассир, грамматик Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 гг. х),
Имам Шамсуддин ибн ан-Накиб (661-745 гг.х), сподвижник имама ан-Навави,
Имам, хафиз Фатхуддин Ибн Саид ан-Нас (671-734 гг.х),
Имам Иззуддин ибн Джама`а (694-767 гг.х),
Имам Шарафуддин Яхья ибн Юсуф аль-Макдиси, ибн аль-Мисри (ум. 737 г.х),
Имам Абдул-Мухсин ибн ас-Саабуни аль-Мисри (ум. 736 г.х).



Его ученики:

Имам Шамсуддин аль-Гази (ум. 770 г.х),
Алляма Зайнуддин аль-Курши (ум. 792 г.х),
Шейх Ибн Синд (ум. 790 г.х),
Алляма Ибн аш-Шурайши (ум. 795 г.х),
Хафиз Шарафуддин аль-Гази (ум. 799 г.х),
Шейх Ибн Джаббаб (ум. 800г.х),
Шейх Шихабуддин аль-Гайзари (ум. 808г.х),
Шейх Джалалуддин аль-Хамави (ум. 809г.х),
Хафиз Ахмад ибн Хаджи (ум. 816г.х),
Алляма аль-Файрузабади (ум. 817г.х)




Хафиз, шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) пишет о Таджуддине ас-Субки в своей книге «ад-Дурар аль-камина»:


عبد الْوَهَّاب بن عَليّ بن عبد الْكَافِي بن عَليّ بن تَمام السُّبْكِيّ أَبُو نصر تَاج الدّين ابْن تَقِيّ الدّين ولد سنة 727 وَأَجَازَ لَهُ ابْن الشّحْنَة وَيُونُس الدبوسي واسمع على يحيى ابْن الْمصْرِيّ وَعبد المحسن الصَّابُونِي وَابْن سيد النَّاس وَصَالح بن مُخْتَار وَعبد الْقَادِر ابْن الْمُلُوك وَغَيرهم ثمَّ قدم مَعَ وَالِده دمشق سنة 39 فَسمع بهَا من زَيْنَب بنت الْكَمَال وَابْن أبي الْيُسْر وَغَيرهمَا وَقَرَأَ بِنَفسِهِ على الْمزي ولازم الذَّهَبِيّ وَتخرج بتقي الدّين ابْن رَافع وأمعن فِي طلب الحَدِيث وَكتب الْأَجْزَاء والطباق مَعَ مُلَازمَة الِاشْتِغَال بالفقه وَالْأُصُول والعربية حَتَّى مهر وَهُوَ شَاب وَخرج لَهُ ابْن سعد مشيخة حدث بهَا وأجاد فِي الْخط وَالنّظم والنثر وَشرح مُخْتَصر ابْن الْحَاجِب ومنهاج الْبَيْضَاوِيّ وَعمل فِي الْفِقْه التوشيح والترشيح ولخص فِي الْأُصُول جمع الْجَوَامِع وَعمل عَلَيْهِ منع الْمَوَانِع وَعمل الْقَوَاعِد الْمُشْتَملَة على الاشباه والنظائر وَكَانَ ذَا بلاغة وطلاوة اللِّسَان عَارِفًا بالأمور
وانتشرت تصانيفه فِي حَيَاته ورزق فِيهَا السعد وَعمل الطَّبَقَات الْكُبْرَى وَالْوُسْطَى وَالصُّغْرَى وَكَانَ جيد البديهة طلق اللِّسَان أذن لَهُ ابْن النَّقِيب بالإفتاء والتدريس ودرس فِي غَالب مدارس دمشق وناب عَن أَبِيه فِي الحكم ثمَّ اسْتَقل بِهِ بِاخْتِيَار أَبِيه وَولي دَار الحَدِيث الأشرفية بِتَعْيِين أَبِيه وَولي توقيع الدست فِي سنة 754 وَولي خطابة الْجَامِع وانتهت إِلَيْهِ رياسة الْقَضَاء والمناصب بِالشَّام وَحصل لَهُ بِسَبَب الْقَضَاء محنة شَدِيدَة مرّة بعد مرّة وَهُوَ مَعَ ذَلِك فِي غَايَة الثَّبَات وَلما عَاد إِلَى منصبه صفح عَن كل من أَسَاءَ إِلَيْهِ وَكَانَ جواداً مهيباً وَكَانَ أول مَا ولي الْقَضَاء فِي حَيَاة أَبِيه فِي ربيع الأول سنة 57 ثمَّ عزل فِي شعْبَان سنة 9 ووليه أَبُو الْبَقَاء ثمَّ أُعِيد فِي أول شَوَّال … .

«Абдул-Ваххаб ибн Али ибн Абдуль-Кафи ибн Али ибн Тамам ас-Субки – Абу Наср Таджуддин ибн Тукъаййуддин, родился в 727 году. Ему дали разрешение на распространение знаний Ибн аш-Шухна и Юнус ад-Дубуси. Он слушал уроки у Яхьи ибн аль-Мисри, Абдуль-Мухсина ас-Сабуни, Ибн Саййид ан-Нас, Салиха ибн Мухтара, Абдул-Кадыра ибн аль-Мулуки и других ученых. Далее, он вместе со своим отцом прибыл в Дамаск в 739 году. Там он слушал уроки Зайнаба бинт аль-Камаля, ибн Абу аль-Юсра и других. Сам учился у аль-Миззи, держался неразлучно за аз-Захаби, получал окончательные знания у Тукайюддина ибн Рафиъа. Основательно изучал хадисы, написал «аль-аджзаъ — части» и «табакаты». Вместе с этим усердно занимался фикхом, усулом и арабским языком таким образом, что он, будучи молодым, стал способным, квалифицированным специалистом. Хорошо писал, имел отличный почерк, сочинял стихи и прозу. Написал шарх на [книги по усулю] «Мухтасар» Ибн аль-Хаджиба и на «Минхадж» аль-Байдави. Написал по фикху книги «Ат-Тавших аля ат-танбих валь минхадж ва тасхих» и «Ат-Тарших ат-тавших». Кратко изложил основы усуля в своей книге «Джам` аль-джавами`», а затем написал к нему шарх «Ман` аль-мавани`». Также написал книгу «Аль-Къаваид аль-муштмаля аля аль-ашбах ва ан-назаир». Обладал красноречием и хорошо знал свое дело. Его книги получили распространение при его жизни и имели большой успех. Он собрал Табакаты – Кубра (большой), Вуста (средний) и Сугра (малый). Обладал хорошей находчивостью, отличной речью (был говоруном). Ибн Накиб дал ему разрешение на фетву и обучение (тадрис). Он преподавал во многих мадрасах Дамаска. Замещал своего отца в вынесении решений (хукм), а потом по воле своего отца и самостоятельно выносил решения. Затем возглавил «Дар аль-Хадис Аль-Ашрафия» по назначению отца. Потом занимал правительственный пост в 754 году. Также был главным хатыбом джума-мечети. И дело дошло до того, что он стал самым главным кадием всего Шама. И по этой причине его постигли один за другим большие беды и испытания, но и вместе с этим он устоял перед всеми этими испытаниями и бедами. А когда вернулся к своей должности, он простил всех, кто причинил ему зло. Он был щедрым, почитаемым человеком. Также он был первым человеком, который стал кадием при жизни его отца в месяце Рабиуль-Авваль 757 года. Потом в месяце Ша`бан 759 года его сместили с этой должности и назначили Абу аль-Бакъаа, но потом его вернули обратно в начале Шавваля.


وَكَانَ من أقوى الْأَسْبَاب فِي عَزله الْمرة الْأَخِيرَة ان السُّلْطَان لما رسم بِأخذ زكوات التُّجَّار فِي جُمَادَى الأولى سنة 69 وجد عِنْد الأوصياء جملَة مستكثرة لَكِنَّهَا صرفت بِعلم القَاضِي بوصولات لَيْسَ فِيهَا تعْيين اسْم الْقَابِض فَأُرِيد من نَاظر الايتام أَن يعْتَرف أَنَّهَا وصلت للْقَاضِي فَامْتنعَ فآل الْأَمر إِلَى عزل القَاضِي قَرَأت بِخَط القَاضِي تَقِيّ الدّين الزبيرِي لما قتل يلبغا طلب الْأَشْرَف أَمِير عَليّ المارداني ومنكلي بغا من دمشق فاستقر أَمِير على نَائِب السلطنة ومنكلي بغا أتابك العساكر فَكَانَ أول شَيْء تكلم فِيهِ أَمِير على عزل تَاج الدّين وَقرر فِي الْقَضَاء عوضا عَنهُ الشَّيْخ سراج الدّين البُلْقِينِيّ فولي الْقَضَاء والخطابة وَحكم ابْن قَاضِي الْجَبَل بِحَبْس تَاج الدّين سنة وهرب أَخُوهُ بهاء الدّين فاختفي عِنْد التَّاج الملكي واجتهدوا فِي طلبه فَلم يظفروا بِهِ
وَلم يزل من يتعصب للسبكي يلح على أَمِير عَليّ حَتَّى أذن فِي احضار تَاج الدّين وأخيه من دمشق فَقدم بهاء الدّين الْقَاهِرَة وَأقَام تَاج الدّين فى دمشق فَلَمَّا بلغ ذَلِك البلقينى توجه إِلَى مصر فَأَقَامَ قَلِيلا ثمَّ رَجَعَ إِلَى دمشق فتسلط عَلَيْهِ أهل الشَّام وَكَتَبُوا فِيهِ محضراً واسمعوه مَا يكره وسعى بهاء الدّين لِأَخِيهِ حَتَّى ولي الخطابة فَخَطب أول يَوْم من شَوَّال فشق ذَلِك على البُلْقِينِيّ وَخرج بأَهْله وَعِيَاله إِلَى الْقَاهِرَة فأعيد تَاج الدّين إِلَى الْقَضَاء وَهِي الْولَايَة الْأَخِيرَة الَّتِي مَاتَ فِيهَا
قَالَ الشَّيْخ شهَاب الدّين ابْن حجي أَخْبرنِي أَن الشَّيْخ شمس الدّين ابْن النَّقِيب أجَاز لَهُ بالإفتاء والتدريس وَلم يكمل الْعشْرين لِأَن عمره لما مَاتَ ابْن النَّقِيب كَانَ ثَمَانِيَة عشر عَاما وَقد صنف تصانيف كَثِيرَة جدا على صغر سنة قُرِئت عَلَيْهِ وانتشرت فِي حَيَاته وَبعد مَوته
وَقَالَ ابْن كثير جرى عَلَيْهِ من المحن والشدائد مالم يجر على قَاض قبله وَحصل لَهُ من المناصب والرياسة مالم يحصل لأحد قبله وانتهت إِلَيْهِ الرياسة بِالشَّام وَأَبَان فِي أَيَّام محنته عَن شجاعة وَقُوَّة على المناظرة حَتَّى أفحم خصومه مَعَ كثرتهم ثمَّ لما عَاد عَفا وصفح عَمَّن قَامَ عَلَيْهِ وَكَانَ كَرِيمًا مهيباً وَمَات فِي سَابِع ذِي الْحجَّة سنة 771 خطب يَوْم الْجُمُعَة فطعن لَيْلَة السبت رابعه وَمَات لَيْلَة الثُّلَاثَاء

Самой главной причиной последнего его смещения с должности было то, что когда султан издал приказ о сборе закята с торговцев в месяце Джумадль-Авваль 69 года, у опекунов обнаружили чрезмерно большую сумму. Но, она была передана с ведома Кадия по документам (поручениям), в которых не было конкретно указано имя получателя. А от человека, который смотрел за сиротами, хотели, чтоб он признался, что эту сумму получил кадий, но он отказался. И тогда дело дошло до того, что кадия сместили с должности. Я прочитал то, что было написано кадием Такъиюддином аз-Забири: Когда был убит Ялбуга, Аль-Ашраф потребовал амира Али Аль-Мардани и Минкалай Буга в Дамаск и назначил Амира Али наибом Султана, а Минклай Буга атабеком всех войск. И первым с чего начал работу Амир Али было смещение Таджуддина и назначение вместо него Шейха Сираджуддина аль-Булькини и он исполнил должность кадия и хатыба. Потом Ибн Кади аль-Джабаль вынес решение о заключении Таджуддина в тюрьму на год. А его брат Багауддин сбежал и спрятался у Тадж аль-Мульки. Они усердно искали его, но однако не смогли задержать. Но не переставали те, кто защищали ас-Субки настоятельно просить за него у Амира Али, пока он не разрешил ему и его брату вернутся в Дамаск. Бахауддин прибыл в Каир, а Таджуддин остался жить в Дамаске. Когда весть об этом дошла до аль-Булькини, он направился в Египет и жил там некоторое время. А затем, когда он вернулся обратно в Дамаск, жители Шама набросились на него, писали про него акт (протокол) и он услышал от них много чего неприятного. Бахауддин постарался в помощи своему брату пока его не вернули к должности хатыба и он прочитал первую хутбу первого числа месяца Шавваль. И от этого стало очень тяжело аль-Булькини и он вышел со своими родными и семьей в сторону Каира. А потом Таджуддину вернули должность кадия, и это было его последним назначение на эту должность, при которой он и ушел из жизни.

Сказал шейх Шихабуддин ибн Хаджи: «Мне рассказали, что Шамсуддин ибн Ан-Накиб дал ему разрешение на вынесение фетвы и обучение, когда он не достиг еще двадцати лет. Он написал очень много книг, будучи молодым. Они были прочитаны при нем и распространились при его жизни и после его смерти».

Также сказал Ибн Касир: «Его постигли беды и испытания, которые не постигли ни одного из предыдущих кадиев. Также он получил чины и руководящие должности, которые не получил до него никто, что дошло до того, что ему было предложено возглавить Шам. Во время испытаний, которые постигли его, он показал свою смелость и силу воли в дискуссиях со своими соперниками так, что он затыкал рот (аргументами) всем своим соперникам вместе с тем, что их было очень много. А потом когда вернулся к своей должности, он простил всех тех, кто противостоял ему. Он же был великодушным, почитаемым человеком».

Он ушел из жизни седьмого числа месяца Зуль-Хиджа 771 года. Он прочитал хутбу в пятницу, в субботу вечером он заболел (чумой), и ночью на вторник он скончался».

[«ад-Дурар аль-камина фии а`йаани миати ас- самина», 3/233]



Другие высказывания ученых о нем:

Хафиз Шихабуддин Ахмад ибн Хаджи ад-Димашки (751-816 х/1350-1413 м) сказал о нем:


وحصّل فنونا من العلم، من الفقه والأصول، وكان ماهرا فيه، والحديث والأدب، وبرع، وشارك في العربية، وكان له يد في النّظم والنثر، جيد البديهة، ذا بلاغة وطلاقة لسان وجراءة جنان، وذكاء مفرط، وذهن وقّاد، صنّف تصانيف عدة في فنون على صغر سنه وكثرة أشغاله قرئت عليه وانتشرت في حياته وبعد موته. قال: وانتهت إليه رئاسة القضاء والمناصب بالشام، وحصلت له محنة بسبب القضاء وأوذي فصبر، وسجن فثبت، وعقدت له مجالس فأبان عن شجاعة وأفحم خصومه مع تواطئهم عليه، ثم عاد إلى مرتبته وعفا وصفح عمن قام عليه، وكان سيّدا، جوادا، كريما، مهيبا ، تخضع له أرباب المناصب من القضاة وغيرهم

«Он изучил различные науки: фикх, усуль и был опытным в них, также изучил науку хадиса и литературу и преуспел в них, также и арабский язык. У него есть заслуги в стихах и поэзиях. Он был находчивым, красноречивым, обладал беглой речью, был смелым, глубоко проницательным, обладал яркой памятью. Он составил множество книг по разным наукам в свои молодые годы. Эти книги были прочитаны перед ним и распространены при его жизни и после смерти.

В конце концов, он возглавил суд и другие должности в Шаме, и посредством этого суда он перенес испытания и муки, но он проявил терпение. Его заключали в тюрьму, но он проявил стойкость. Были созваны собрания, в которых он проявил свое мужество и заставил замолчать своего оппонента, сколько бы их не было. Затем вновь он вернулся к своей должности и простил всех, кто выходил против него.

Он был господином, великодушным, благородным, почитаемым, все кто занимали должности в судействе и в другом покорялись ему».

[Кади Ибн Шухба, «Табакат Шафиийя», 3/105; Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаби», 8/379]




Алляма Абдулхайй аль-Каттани аль-Малики (1302-1382 х/1884-1962 м) сказал:


قلت: من تأمل ترجمة ابن السبكي هذا بقلم الحافظ ابن حجر مع ترجمة أبيه السابقة بقلم الحفاظ الأعلام الذهبي وابن ناصر والحسيني والسيوطي في » طبقات الحفاظ » يعلم عظمة الرجلين، لأن من ذكر خصوصاً الذهبي وابن ناصر كانا كالخصمين لهم لتشيعهما لابن تيمية وحزبه، خصوصاً ابن ناصر كان يعادي بعداوته ويحب بحبه، ومع ذلك ما وسعهما إلا الاعتراف للأب والابن بما ذكر، لتعلم أن الحق أحق بالاتباع، فما يتقوله بعض من لا علم له بأن السبكي إنما مجده وقدسه ولده في الطبقات لا غيره هو الدليل بعينه على جهل قائله وكذبه.

«Тот, кто поразмыслит над биографией Ибн ас-Субки написанную пером Хафиза Ибн Хаджара, также поразмыслит над биографией его отца написанную великими учеными как аз-Захаби, Ибн Насир, аль-Хусейни, и ас-Суюти в «Табакату Хуффаз» тот узнает их высокое положение. Потому что те, которых мы упомянули, в частности аз-Захаби и Ибн Насир были им как противники потому что они оба приняли сторону Ибн Таймийи и его последователей. Особенно Ибн Насир враждовал его (Ибн Таймийи) враждебностью и питал любовь его любовью. Вместе с этим они признались отцу и сыну вышеупомянутым (достоинством), чтобы было известно, что истина более достойна, чтобы за ней следовать. То, что наговаривают некоторые, у кого нет знаний, что имама ас-Субки восхвалил только его сын в своей книге «Табакат» является доводом на невежество того, кто это сказал и на его ложь».

[«Фахрасу Уляма» 2/1038]



Имам Ахмад ибн Касим аль-Буни (1063-1139 х/1653-1726 м) сказал о нем:


الإمام المجمع على جلالة قدره ، وتمام بدره بل قيل لو قُدّر إمام خامس مع الأئمة الأربعة لكان ابن السبكي

«Он являлся имамом, на величии и достоинстве которого сошлись все ученые, даже сказано: ”Если представить, что был бы пятый имам, то им был бы Ибн ас-Субки”».

[«Фахрасу Уляма» 2/1038]



Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал о нем в своей книге в главе «Упоминание об имамах муджтахидах, которые находились в Египте»:


ولازم الاشتغال بالفنون على أبيه وغيره حتى مهر وهو شاب، وصنف كتبا نفيسة، وانتشرت في حياته، وألف وهو في حدود العشرين.

«Он изучал науки у своего отца и у других [ученых], пока не стал искусным в своем молодом возрасте. Составил драгоценные книги, которые распространились при его жизни. В возрасте 20 лет он уже составлял книги».

[«Хусну Мухазарат фи тарихи Мисри ва Каира» 1/328]



Хафиз аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) сказал о нем:


وَأَجَازَ لَهُ الْحَجَّارُ وَطَائِفَةٌ، وَأَسْمَعَهُ أَبُوهُ مِنْ جَمَاعَةٍ. كَتَبَ عَنِّي أَجْزَاءً وَنَسَخَهَا. وَأَرْجُو أَنْ يَتَمَيَّزَ فِي الْعِلْمِ ثُمَّ دَرَّسَ وَأَفْتَى.

«Ему дали иджазу Аль-Хаджар и другие. Его отец дал ему возможность слушать большое количество ученых. Он написал от меня аль-аджзаъ (части) и сделал их копии. Я надеюсь, что он разберется в знаниях, а потом обучит других и будет давать фетвы».

[«аль-Му`джам аль-мухтас биль-Мухаддисин», 1/152]



Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) сказал о нем:


عبد الْوَهَّاب بن عَليّ الإِمَام الْعَالم الْفَقِيه الْمُحدث النَّحْوِيّ النَّاظِم… وَأفْتى ودرس ونظم الشّعْر وَعمل الألغاز وراسلني وراسلته وَبِالْجُمْلَةِ فَعلمه كثير على سنه
وَحصل بِهَذَا الْوَلَد النجيب الياس من فضل القَاضِي إِيَاس وَكَونه تقدم فِي شبابه على كهول أَصْحَابه فَهَذَا أَصْغَر سنا وأكبر منا وَقد شهد لَهُ الْعقل وَالنَّقْل بِأَنَّهُ فتي السن كهل الْعلم والحلم وَالْعقل وَالله يمتع الزَّمَان بفوائده ويرقيه فِي الدّين وَالدُّنْيَا إِلَى دَرَجَات وَالِده يمنه وَكَرمه

«Абдул-Ваххаб ибн Али — имам, сведущий, факих, мухаддис, грамматик, стихотворец. Издавал фетвы, преподавал уроки, сочинял стихи и загадки и отправлял ко мне, а я отправлял к нему. В общем, его знания превышали его годы. Этот умный сын получил достоинство Кади Ияса, в своей молодости он опередил взрослых. У него было мало лет, но все-таки он был великим, чем мы. Разум и передача засвидетельствовали ему тем, что он был молодым по годам, а имел большие знания, разум и кротость. Аллах наделит это время его пользой и возвысит его своей щедростью и в мирском и в религии на степень своего отца».

[Ас-Сафади, «Аль-Вафи би аль-Вафайят», 19/210]



Хафиз Абу Зурра аль-Ираки (762-826 х/1361-1423 м) сказал о нем:


وكان ذكياً عالماً مستحضراً فصيحاً ، طَلْقَ العِبارةِ كثيرَ الإحسان إلى الطلبة

«Он был проницательным, сведущим, красноречивым, с веселой речью и проявляющим много добра к требующим знания».

[Ибн Ираки, «Зайлю аля Ибар» 2/3005]



Имам Абуль-Махасин Юсуф ибн Тагриберди (813-874 х/1411-1469 м) сказал о нем в книге «ад-Далил аш-Шафи» (с. 433):


قاضي قضاة دمشق وعالمها

«Он был главным судей Дамаска и его ученым».



В книге «аль-Манхалю Сафи» (7/385) он сказал:


كان إماماً عالماً بارعاً فقيهاً نحوياً أصولياً … وكان ذكياً صحيح الذهن ، وبرع في الفقه وغيره ،وأفتى ودرّس

«Он был имамом, ученым, искусным факихом, глубоко знающим грамматику и ученым в науке усуль. Он был проницательным с хорошей памятью. Он был искусным, умелым в фикхе и в другом, издавал фетвы и преподавал».



В книге «ан-Нуджуму Захира» он сказал:


كان إماماً بارعاً متـفنناً في سائر العلوم

«Он был имамом, искусным ученым, изучившим разные науки».



Имам Абу Бакр ибн Хиядату Ллах аль-Хусайни (ум. 1014/1605 м) сказал о нем:


كان فاضل أهل زمانه وناطح أقرانه ، شديد الرأي قوي البحث يجادل المخالف في تقرير المذهب ويمتحن الموافق في تحريره ، وبرع حتى عُدِم مثله في عصره ، يرتحل إليه الطلبة من الآفاق

«Он превзошел людей своего времени и сверстников. У него было крепкое мнение, сильное исследование. Он дискутировал с теми, кто выходил против постановления мазхаба, и проверял того, кто соглашался в составлении мазхаба. Он был до такой степени искусным, что не было на него похожего в его веке. К нему путешествовали требующие знания со всех уголков».

[Ибн Хидаяту Ллах, «Табакат Шафиийя», с. 234]

Источник: al-fatava.com