بسم الله الرحمن الرحيم



Такъиюддин Ас Субки(683-756 х/1284-1355 м)



Шейхуль Ислам Али бин Абдиль Кафи бин Таммам Ас Субки Аль Ансари Аль Хазраджи, Абуль Хасан, Такъиюддин, рахимахуЛлах.

Его известные шейхи:

Шамсуддин Мухаммад бин Юсуф Аль Джазари
Шейх шафиитов своей эпохи Наджмуддин бин Ар Рифа
Шарафуддин Ад Димьяти
Садуддин Аль Харрани Аль Ханбали
Абу Хаййан Ан Нахви
Ибн Атаиллях Аль Искандари



Его известные ученики:

Джамалюддин Абдур Рахим бин Аль Хасан Аль Иснави
Сираджуддин Умар бин Раслан Аль Булькъини

Мадждуддин Аль Файрузабади (Автор Къамуса)
Абдур Рахим Аль Иракъи
Къади Салахуддин Ас Сафади



Высказывания ученых о нем:

Имам Джалалюддин Ас Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал о нем в «Тайидуль Хакикатиль Алийя»:


فقد كان يحضُر مجلسَ وعْظِه كبارُ الأئمة , مثل الشيخِ تقيِّ الدينِ السبكيِّ إمامِ وقته ، تفسيرًا وحديثًا وفقهًا وكلامًا وأصولاً ومنقولاً ومعقولاً ، بل المجتهدُ الذي لم يأتِ بعدهُ مثله

«Собрания шейха Таджуддина Ибн Атаиллах, где он проповедовал, посещали такие имамы, как Такиюддин Ас Субки, который являлся предводителем своего времени в таких науках, как тафсир, хадис, фикх, калам, усуль, а также в науках, переданных от предыдущих, и в науках, которые постигаются разумом. Более того, он являлся ученым, достигшим уровня муджтахида, подобного которому не было после него».



Хафиз Шамсуддин Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) сказал о нем «Муъджам Мухаддисиз Захаби»:


القاضي الإمام العلاّمة الفقيه المحدّث الحافظ فخر العلماء تقي الدين أبو الحسن السبكي … كان صادقًا متثبّتًا خيّرًا ديّنًا متواضعًا ، حسنَ السّمت ، من أوعيةِ العلم ، يدري الفقهَ ويُقررهُ ، وعِلمَ الحديثِ ويُحرّرهُ ، والأصولَ ويُقرئُها ، والعربيةَ ويحققُها … وصنّفَ التصانيف المتقنة ، وقد بقيَ في زمانه الملحوظ إليه بالتحقيق والفضل , سمعت منه وسمع مني

«Кади, имам, великий ученый, факих, мухаддис, хафиз, гордость ученых Такиюддин Абуль Хасан Ас Субки

Он был искренним, внимательным, добрым, верующим, смиренным (скромным), с красивым обликом, кладезью знаний.

Знал фикх и устанавливал его (т.е. сам писал книги по фикху), знал хадис и анализировал его, знал усули и учил им других, и арабский и был критиком в нем.

…Он собрал совершенные сочинения, и стал тем, на которого все смотрели в области тахкика и благородства.

Я слышал от него, и он слышал от меня».



Имам Таджуддин Ас Субки (717-771 х/1318-1370 м) в «Табакат Аш Шафийия» сказал:


وصح من طرق شتى عن الشيخ تقي الدين بن تيمية أنه كان لا يعظم أحدا من أهل العصر كتعظيمه له

«Достоверно передается с разных путей, что шейх Такъиюддин Ибн Таймийя восхвалял его (Такъиюддина Ас Субки), как не восхвалял ни одного из ученых его эпохи».



Также в «Табакатуш Шафийя» передаются слова Хафиза Салахуддина Аль Аляи (694-761/1295-1359 м), которые сказаны о нем:


الناس يقولون ما جاء بعد الغزالي مثله وعندي أنهم يظلمونه بهذا وما هو عندي إلا مثل سفيان الثوري

«Люди говорят, что после Аль Газали не было подобного ему (Ас Субки). По-моему они притесняют его этим, и он не является для меня кроме как подобным Суфьяну Ас Саври».

Имам Абуль-Аббас Ахмад ибн Фазлюллах аль-Умари (700-749 х/1301-1349 м) сказал в своей книге «Масалик аль-Абсар» об имаме Такъиюддине ас-Субки:

حجة المذاهب , مفتي الفرق , قدوة الحفاظ , آخر المجتهدين , قاضي القضاة تقي الدين أَبُو الْحَسَن , صاحب التصانيف , التقي البر العلي القدر

«Довод мазхабов, дающий фетвы разным фиркам (группам), пример для подражания хафизов, последний из муджтахидов, судья судей, Такъиюддин Абуль-Хасан, автор произведений, богобоязненный, благочестивый, выдающийся, достойный».

Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) пишет в своей книге «Аъян аль-Аср» в биографии Такъиюддина ас-Субки:

وتولى بدمشق مع القضاء خطابة الجامع الأموي وباشرها مدة، وذلك في سنة اثنتين وأربعين وسبع مئة، فقال شيخنا الحافظ شمس الدين الذهبي: ما صعد هذا المنبر بعد ابن عبد السلام أعظم منه ونظم في ذلك:
ليهن المنبر الأموي لما … علاه الحاكم ابر التقي
شيوخ العصر أحفظهم جميعاً … وأخطبهم وأقضاهم علي
وتولى بعد وفاة شيخنا المزي رحمه الله تعالى مشيخة دار الحديث الأشرفية. فالذي نقول: إنه ما دخلها أعلم منه، ولا أحفظ في الرجال من المزي، ولا أورع من النووي وابن الصلاح

«В Дамаске вместе с должностью судьи некоторое время он читал лекции в «Джамиуль Умавия», это было в 742 году. Наш шейх Шамсуддин аз-Захаби сказал: «Не поднимался на этот минбар после Ибн Абдуссаляма, более величественней чем он (ас-Субки)», и сочинил об этом стих: «Пусть радуется минбар мечети Омейядов, когда на него поднимается мудрец, океан (знаний), богобоязненный, шейхи века, да сохранит их всех Аллах …».

После смерти нашего шейха аль-Миззи, да смилуется над ним Аллах, он (ас-Субки) управлял «Даруль Хадис аль-Ашрафия», и поэтому мы говорим: «Не заходил туда (Даруль Хадис аль-Ашрафия) более знающий чем он (ас-Субки), более знающий в науке о передатчиках хадисов (‘илм ар-риджал) чем аль-Миззи, и более богобоязненный, чем ан-Навави и Ибн ас-Салях…».

[Ас-Сафади, «Аъян аль-Аср ва Аъван ан-Наср», 3/423]

Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) так описал в своей книге имама Такиюддина ас-Субки:

الغمام العالم العامل الزاهد العابد الورع الخاشع البارع، والعلامة شيخ الإسلام، حبر الأمة، مفتي الفرق، المقرئ، المحدث، الرحلة، المفسر، الفقيه، الأصولي، البليغ، الأديب، المنطقي، الجذلي، النظار.
جامع الفنون، علامة الزمان، قاضي القضاة أوحد المجتهدين تقي الدين أبو الحسن الأنصاري الخزرجي السبكي الشافعي الأشعري.

«Тот, кто совершает деяния (в соответствии со своими знаниями), аскет, поклоняющийся, набожный, превосходный, великий ученый, шейх уль-Ислам, чернила Уммы, муфтий разных групп (фирк), чтец, мухаддис, муфассир, факих, усулий, красноречивый, этичный, обладатель наук, ученый времени, судья судей, один из муджтахидов, Такиюддин Абуль-Хасан аль-Ансари аль-Хазраджи ас-Субки аш-Шафии аль-Аш’ари».

[«Аъян аль-Аср ва Аъван ан-Наср», 3/416]

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал о нем в «Зул Тазкират аль-Хуффаз»:

السبكي الإمام الفقيه المحدث الحافظ المفسر الأصولي المتكلم النحوي اللغوي الأديب المجتهد تقي الدين أبو الحسن علي بن عبد الكافي… شيخ الإسلام إمام العصر

«Ас-Субки – имам, факих, мухаддис, хафиз, муфассир, усулий, мутакаллим, грамматик, лингвист, просвещенный, муджтахид – Такъиюддин Абуль-Хасан Али ибн Абдул-Кафи… Шейх уль-Ислам, имам своего века».

Хафиз Абуль-Махасин аль-Хусайни (715-765 х/1315-1364 м) сказал о нем в книге «Зайли Тазкиратиль Хуффаз»:

الشيخ الإمام الحافاظ العلامة قاضي القضاة تقي الدين بقية المجتهدين أبو الحسن علي بن عبد الكافي بن علي بن تمام بن يوسف بن موسى بن تمام الخزرجي الأنصاري السبكي المصري ثم الدمشقي الشافعي…وعني بالحديث أتم عناية وكتب بخطه المليح الصحيح المتقن شيئًا كثيرًا من سائر علوم الإسلام، وهو من طبق الممالك ذكره ولم يخف على أحد، عرف الناس أمره وسارت بتصانيفه وفتاويه الركبان في أقطار البلدان وكان ممن جمع فنون العلم من الفقه والأدب والنحو واللغة والشعر والفصاحة والزهد والورع والعبادة الكثيرة والتلاوة والشجاعة والشدة في دينه

«Шейх, имам, хафиз, великий ученый, судья судей, Такъиюддин, остаток муджтахидов, Абуль-Хасан Али ибн Абдул-Кафи ибн Али ибн Тамам ибн Юсуф ибн Муса ибн Тамам аль-Хазраджи аль-Ансари ас-Субки аль-Мисри, затем ад-Димашки аш-Шафии…

Он очень усердно занимался хадисом и сам написал «Малихуль Сахих». Совершенный во многом из других исламских наук, он тот, кто прославился в государствах (царствах), и не был неизвестным ни одному. Люди узнали о его положении и отправились караваны с его книгами в разные города уголков земли. Был он из тех, кто вобрал в себя такие науки как фикх, этика, грамматика, арабский язык, поэзия, красноречие, аскетизм, богобоязненность, много поклонения и чтения, храбрость и строгость в религии».

Имам Такиюддин Ибн Кади Шухба аш-Шафии (779-851 х/1377-1448 м) сказал о нем:

الشَّيْخ الإِمَام الْفَقِيه الْمُحدث الْحَافِظ الْمُفَسّر المقرىء الأصولي الْمُتَكَلّم النَّحْوِيّ اللّغَوِيّ الأديب الْحَكِيم المنطقي الجدلي الخلافي النظار شيخ الْإِسْلَام قَاضِي الْقُضَاة تَقِيّ الدَّين أَبُو الْحسن بن القَاضِي زين الدَّين أبي مُحَمَّد السُّبْكِيّ

«Шейх, имам, факих, хадисовед, хафиз, толкователь Корана, чтец Корана, специалист по усулю, мутакаллим, грамматик, лингвист, просвещенный, мудрый, специалист по логике, шейх уль-Ислам, главный кадий, Такиюддин Абуль-Хасан сын кадия Зайнуддина Абу Мухаммада ас-Субки».

[«Табакат Шафиийя ли ибн кади Шухба», 3/38]

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) сказал о нем в книге «Аль-Джавхар аль-Муназзам»:

شيخ الإسلام وعالم الأنام المجمع على جلالته واجتهاده وصلاحه وإمامته التقى السبكي قدس الله تعالى روحه ونور ضريحه

«Шейх уль-Ислам и ученый всего живого, тот, в отношении которого есть единогласие о его величии и [достижении степени] иджтихада, его праведности и имамства — Такийюддин ас-Субки, да освятит Аллах его душу и свет его могилы».

Также Ибн Хаджар сказал в другой книге:

الإمام المجتهد المتفق على إمامته وجلالته وبلوغه مرتبة الاجتهاد أبى الحسن السبكي

«Имам, муджтахид, в отношении которого есть единогласие о его имамстве, величии, и того, что достиг степени иджтихада – Абуль-Хасан ас-Субки».

[«Аль-Фатава аль-Хадисийя», с.84]

Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал:


وفيها الإمام تقي الدّين أبو الحسن علي بن عبد الكافي بن علي بن تمّام بن يوسف بن موسى بن تمّام بن حامد بن يحيى بن عمر بن عثمان بن علي بن مسور بن سوار بن سليم السّبكي الشافعي المفسّر الحافظ الأصولي اللّغوي النّحوي المقرئ البياني الجدلي الخلافي، النظّار البارع، شيخ الإسلام، أوحد المجتهدين…
وبرع في الفنون، وتخرّج به خلق في أنواع العلوم. [وناظر] وأقرّ له الفضلاء، وولي قضاء الشام بعد الجلال القزويني، فباشره بعفّة ونزاهة، غير ملتفت إلى الأكابر والملوك، ولم يعارضه أحد من نوّاب الشام إلّا قصمه الله [تعالى] .
وولي مشيخة دار الحديث الأشرفية، والشّامية البرّانية، والمسرورية، وغيرها. وكان محقّقا، مدقّقا، نظّارا، له في الفقه وغيره الاستنباطات الجليلة والدقائق والقواعد المحرّرة التي لم يسبق إليها.
وكان منصفا في البحث على قدم من الصّلاح والعفاف.

«Имам Такиюддин Абуль Хасан Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки аш-Шафии, муфассир, хафиз, усулий, знаток языка, грамматик, специалист по кираатам, риторик, знаток хиляфов усуля и фикха, знаток того как преподнести слова, талантливый, шейх уль Ислям, выдающийся муджтахид…

Он был талантен во всех науках. Выпустил он многих людей, обучив разным наукам. Его признавали превосходные люди. Он стал кадием Шама после Джаляля аль-Къизвини. Он занимался этим добродетельно и честно, не обращая внимания на высокопоставленных людей и правителей. Никто из наместников Шама не возразил ему, кроме как погубил того Всевышний Аллах. Он был шейхом в «даруль-хадисиль-ашрафийя», «шамийятиль-барранийя», «масрурийя» и других. Он был внимательным исследователем и хорошо видящим. У него в фикхе и в других науках есть прекрасные выводы, тонкости и правила которые не были составлены прежде. Он был беспристрастным в исследовании путем праведности и честности».

[Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаби», 8/309]

Источник: al-fatava.com