Виды шариатских решений (хукм) в ханафитском мазхабе: краткая памятка
- Фард (необходимое).
Установлен однозначным доводом (далиль кат’и) (то есть аятом или хадисом мутаватир). Обязательно его совершать и подтверждать его обязательность в сердце. Кто не подтверждает сердцем – кафир. Кто подтверждает, но не делает – грешник.
Примеры: пост, хадж, намаз.
- Ваджиб (обязательное).
Установлен далилем занни (например, хадисом хабар ахад). Необходимо его совершать, как и фард, но за его отрицание не выносят такфир.
Пример: намаз витр.
Примечание: человек, который отрицает ваджиб на основе ЗАКОННОГО толкования (таавиль), не грешник. Иными словами, для нас шафиит, пропускающий витр, который считается необязательным в шафиитском мазхабе, не грешник. А вот ханафиты, которые пропускают витр, грешат.
- Сунна (желательное).
Она делится на муаккада и гейр муаккада. За совершение любой сунны полагается награда. Сунну совершать рекомендуется, но не обязательно.
- Сунна муаккада – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постоянно совершал как поклонение. Постоянный отказ от совершения сунны муаккада без уважительной причины – грех. Сунну муаккада обычно обозначают словом «сунна» в текстах.
Пример: читать четыре ракаата перед намазом зухр, вымыть руки до запястий перед малым омовением.
- Несовершение сунны гейр муаккада – не грех. Сунна гейр муаккада объединяет несколько терминов: собственно «сунна гейр муаккада», «мустахабб» и «мандуб».
Пример: начинать справа при омовении, читать четыре ракаата перед намазом аср.
- Также выделяют термин «нафль», это своего рода добавление, ступенью ниже любой сунны (как муаккада, так и гейр муаккада). За совершение нафля полагается награда, но за отказ от его совершения нет наказания. Впрочем, иногда «нафль» в текстах включают в сунну гейр муаккада, иногда называют отдельно.
Пример: желательные намазы, не связанные ни с каким временем и ни с каким обязательным намазом.
- Особенность ханафитского мазхаба: если человек начал делать любое желательное действие, в том числе и нафль, но не завершил, ему обязательно (ваджиб) его закончить.
- Выделяют также сунну заваид – это действие, которое Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал в повседневной жизни не как часть поклонения. И в основе это просто дозволено (мубах). Но если делать это из любви и желания следовать за Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), то за это полагается награда. За отказ от совершения сунны заваид не порицают.
Пример: носить длинные волосы мужчине, носить чалму.
- Мубах (дозволенное).
Это никак не маркированные действия. За их совершение нет награды, но за отказ от них нет ни порицания, ни греха.
Пример: ходить, сидеть, носить синее.
- Макрух (нежелательное).
Есть два вида нежелательности:
Макрух танзихан – это нежелательно, однако совершение такого действия не грех.
Пример: расходовать слишком много воды при омовении.
Макрух тахриман – нежелательное, близкое к запретному. Совершение такого поступка – грех. Это основано на далиле занни (см. выше). В каком-то смысле макрух тахриман – это противоположность ваджибу. ДЕЛАТЬ МАКРУХ ТАХРИМАН НЕЛЬЗЯ.
Примеры: ходить женщине в мечеть, поститься в день Ид аль-Фитр.
- Харам (запретное).
Установлено однозначным доводом (далиль кат’и). Это строго запрещено совершать. Совершение такого поступка – грех.
Пример: прелюбодействовать, есть свинину.
Малика Умм Яхья