В Исламе сокрытие наготы (аурат) имеет огромное значение, как для мужчин, так и для женщин, так как в Коране и Сунне сделан явный акцент на необходимость этого.
По ханафитскому мазхабу, которого наш народ придерживался испокон веков, местами аурата у мужчин, является область от пупка до колен. Причем пупок не является ауратом, а колени являются ауратом. Доказательством этому служит хадис нашего Пророка (ﷺ):
«…его ‘аурат, к чему относится всё, что находится ниже пупка и выше колен».
Местами аурата у женщины являются всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Доказательством этому является этот хадис:
«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада(ﷺ). На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк(ﷺ) сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого (тут он указал на лицо и кисти рук)». (Абу Дауд).
Как мы видим из вышеназванного хадиса, местами аурата у женщин являются все части тела, кроме лица и кистей рук.
Источник: sunna.kz
‘Аурат — те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты. Важно, чтобы данное требование реализовывалось с учетом объективных факторов современной жизни, тем более в среде, где мусульмане соседствуют с представителями разных культур и религий. ‘Аурат у мужчин — от пупка до колен включительно /1/. У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук /2/. Друг перед другом для женщин допустим такой же ‘аурат, как у мужчин, — от пупка и до колен включительно /3/.
Прикрытие ‘аурата обязательно в случаях, когда мужчина или женщина находятся в обществе людей, не являющихся их кровными родственниками, а также при совершении молитвы-намаза. Также запрещено смотреть на ‘аурат других, как мужчин, так и женщин /4/. ‘Аурат может быть открыт перед супругой (супругом) и некоторыми близкими родственниками.
Нет необходимости соблюдать ‘аурат при совершении малого омовения, то есть оно может совершаться человеком даже полностью оголенным.
Если ‘аурат во время совершения молитвы-намаза случайно и непреднамеренно оголится (например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло из-за нерадивости верующего, а тем более повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается, становится недействительной и ее необходимо совершить повторно /5/.
Кстати сказать, в теплое время года некоторые мужчины надевают такую одежду, которая при совершении поясного или земного поклонов задирается и оголяет поясницу, что может сделать молитву недействительной. Дабы быть уверенным в полноценности молитвы-намаза, стоит заправлять рубашки и майки в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
С точки зрения мусульманской культуры и этики желательно при чтении Корана в оригинале, чтобы ‘аурат был прикрыт.
Вопросы по теме
Я студент, живу в общежитии. Мужской душ общий, а как я знаю, у нас в религии не полагается заходить в то место, где есть обнаженные люди. И как мне быть, если я хочу облиться или совершить полное омовение (гусль)?
У вас вынужденная ситуация. Поэтому поступайте в зависимости от обстоятельств. Выбирайте время, когда предположительно меньше всего людей в душе, а также по возможности не смотрите на других.
Но учтите, что у вас ‘аурат должен быть прикрыт.
Можно ли женщинам совершать молитву-намаз босиком?
По данному вопросу существует несколько мнений. Чтобы быть полностью уверенной в прикрытии собственного ‘аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки.
/1/ Богословы-шафииты считают, что ‘аурат мужчины — это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.
/2/ Ученые-ханафиты не относят к женскому ‘аурату стопы.
/3/ Подробнее о мнениях ученых см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744, 750, 754, 755.
/4/ Безусловно, современный верующий, живущий и взаимодействующий в среде людей разных воззрений, осознает, что понятие ‘аурата для кого-то неактуально, поэтому, не создавая проблему, он спокойно и уважительно общается с ними. Также возможны различные исключения в запрете на оголение ‘аурата, например медосмотр.
/5/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 742.