Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: daruliftaa.com
Вопрос:
Если мужчина умирает, дозволено ли его жене увидеть его до того, как он будет похоронен?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Когда мужчина умирает, его жена (в определённом смысле) всё ещё находится в браке с ним до тех пор, пока не пройдёт период ожидания (идда), который в случае смерти составляет 4 месяца и 10 дней. Поэтому женщине дозволено смотреть на лицо мужа, дотрагиваться до его тела и даже омывать его.
Но если смерть настигла жену, то (согласно ханафитскому мазхабу), как только её душа покинет тело, брачный союз между ней и её мужем считается разорванным. Таким образом, мужу нельзя омывать перед похоронами свою жену.
В «Маракиль-Фалях» сказано:
«Женщине дозволено омывать мужа… в отличие от мужчины, так как ему запрещено омывать свою жену из-за того, что брак между ними перестал быть действительным…»1.
Тем не менее, факихи указывают на то, что мужчине дозволено посмотреть на лицо своей (бывшей теперь уже) жены. Кроме того, дозволено участвовать в опускании тела женщины в могилу при условии, что бывший муж не будет напрямую прикасаться к нему. Обязанность омыть женщину ложится на её родственниц.
В заключение следует сказать, что и мужчине, и женщине дозволено посмотреть на лицо своего супруга после его смерти, перед тем как его похоронят. Но стоит обратить внимание на то, чтобы это не было связано каким-либо образом с оттягиванием времени похорон. В некоторых местах есть обычай склоняться над умершим, чтобы посмотреть на его лицо, — у этого действия нет основы в Шариате. Тело умершего должно быть похоронено как можно скорее после того, как проведена погребальная молитва. Можно посмотреть на лицо умершего дома — до того, как его унесут, чтобы хоронить.
А Аллах знает лучше.
Вопрос:
Дозволено ли выбрать место для своей могилы и выкопать могилу для себя, пока ты ещё жив?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Самое достоверное мнение в ханафитском мазхабе состоит в том, что подготовка могилы до того, как человек умер, дозволена. Это рассматривается как средство напоминания себе о смерти и подготовка к ней, а необходимость этого подчёркивал Посланник Аллаха .
Наш господин Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха сказал своим сподвижникам: «Стыдитесь Аллаха должным образом». Они сказали: «О Посланник Аллаха, хвала Аллаху, мы стыдимся». Он сказал: «Нет, не так. Тот, кто испытывает стыд перед Аллахом должным образом, следит за своей головой и тем, что в ней, следит за своим желудком и тем, что попадает в него, и помнит о смерти и о том, что его тело будет разлагаться в могиле. И тот, кто желает себе блага в мире следующем, оставляет красоты этого мира. Тот, кто делает всё это, поистине, испытывает стыд перед Аллахом должным образом»2.
Наш господин Бара ибн Азиб, да будет милостив к нему Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха увидел группу людей, которые копали могилу, заплакал и плакал до тех пор, пока земля под его ногами не стала сырой от его слёз. Затем он сказал: «О братья мои! Готовьтесь к этому»3.
Имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, процитировав два приведённые выше хадиса, говорит в «Аль-Маджму», что желательно готовиться к смерти посредством отстранения от грехов по отношению к другим рабам Аллаха и от грехов, которые известны лишь Всевышнему Аллаху и Его рабу. Каждому человеку следует вспоминать о смерти так часто, насколько возможно, и особенно во время болезни, потому что, когда человек помнит о смерти, его сердце смягчается, он боится Аллаха, отстраняется от грехов и подчиняется Всевышнему Аллаху. Шейх Абу Хамид говорил, что желательно вспоминать хадис: «Стыдитесь перед Аллахом должным образом…» — как можно чаще4.
Что касается выкапывания себе могилы при жизни, имам ханафитского мазхаба аль-Хаскафи, да будет милостив к нему Аллах, в «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорит:
«Не запрещено выкапывать для себя могилу, также сказано, что это нежелательно. Приготовление савана и так далее не является нежелательным, в отличие от выкапывания могилы».
Имам Ибн Абидин, да будет милостив к нему Аллах, более поздний авторитет в ханафитском фикхе, комментируя приведённые выше слова имама аль-Хаскафи, говорит:
«(Слова аль-Хаскафи: „Не запрещено выкапывать для себя могилу“)… В книге „Ат-Татархания“ сказано, что в этом нет ничего предосудительного и человек получит награду за это. Такова была практика Умара ибн Абдуль-Азиза, Раби’ ибн Хайтама и других, да будет доволен ими Аллах»5.
Алляма ат-Тахтави, другой комментатор «Ад-Дурр аль-Мухтар», говорит:
«(Слова аль-Хаскафи: „Не запрещено выкапывать для себя могилу“) Это дозволено, потому что это форма приготовления к встрече с Всевышним Аллахом. (Слова аль-Хаскафи „сказано, что это нежелательно“) из-за того, что Всевышний Аллах сказал: „Ни одна душа не знает, в какой земле она умрёт“ (Сура „Лукман“, аят 34). Я (Тахтави) считаю, что выкапывание могилы для себя не противоречит данному аяту, потому что в этом деле есть польза в целом — могила может быть использована для другого человека»6.
В заключение следует сказать, что самое достоверное мнение в ханафитском мазхабе состоит в том, что нет ничего предосудительного в выкапывании могилы для себя в качестве приготовления к смерти. Более того, есть надежда, что человек получит награду, так как следует общему повелению вспоминать о смерти и готовиться к ней, о чём говорится в приведённых выше, а также в других хадисах. Тем не менее, некоторые учёные сказали, что выкапывать себе могилу нежелательно, потому что никто не знает, где именно он умрёт. Это точка зрения была прокомментирована имамом Тахтави, да будет милостив к нему Аллах, который сказал, что, даже если человек умрёт не в той местности, где выкопал себе могилу, она может пригодиться для другого человека.
Возможно, вам уже известно, что строго порицаемо в Исламе (макрух тахриман) перевозить тело умершего из одной местности в другую, если только расстояние не будет составлять 1-2 мили7. Поэтому, если человек выкопал могилу для себя, пока был ещё жив, ему следует включить в своё завещание (васыя) положение о том, что эту могилу дозволено использовать для другого мусульманина, если сам человек умрёт далеко от места, где выкопал себе могилу.
А Аллах знает лучше.
1.
«Маракиль Фалях» с хашиятом Тахтави, сс. 571-572.
2.
«Сунан» Тирмизи.
3.
«Сунан» Ибн Маджа.
4.
См: Навави, Аль-Маджму шарх аль-Мухазаб Ширази, Китаб аль-Джанаиз, 5/70.
5.
Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар, 2/244.
6.
Хашия ат-Тахтави аля ад-Дурр аль-Мухтар, 1/383.
7.
Радд аль-Мухтар, 5/275.