Иногда приходится слышать от молодежи оскорбления в адрес мусульманских богословов, в некоторых кругах это даже вошло в традицию, и одно из измышлений «саляфитской» группы, что имам Абу Ханифа, в отличие от современных саляфитских ученых, хуже разбирался в вопросах хадисоведения. Считаю нужным внести ясность в данном вопросе и рассеять миф, возникший вокруг личности величайшего ученого прошлого. Для начала, дорогой мой читатель, прошу обратить внимание на состояние современных исламских ученых и богословов. Большинством из них завладели мирские вопросы. Читая книгу, они не помнят, что читали в ее начале, а если через несколько дней задать им вопрос по содержанию прочитанной книги, скорее всего, вы услышите такой ответ: «Да, мы где-то читали об этом, но не помним где, нужно посмотреть».

Где же сегодня найти ученого, например уровня имама Ахмада ибн Ханбала, автора, чей труд «Муснад» насчитывает примерно сорок тысяч хадисов с передатчиками? Сын имама Абулла передает, что его отец в общей сложности включил в «Муснад» семьсот тысяч хадисов Посланника Аллаха, мир ему. Авторитетный хадисовед, учитель имама аль-Бухари Абу Муса аль-Мадиний сообщает: Ахмад ибн Ханбал включал в свой сборник «Муснад» лишь тех из передатчиков, кому он доверял. (см. «Особенности «Муснада»», автор Абу Муса аль-Мадиний, 10 стр.). Найдется ли сегодня среди современных ученых хотя бы один, кто помнит наизусть «Муснад»? Допустим, найдется такой, но знает ли он еще наизусть муснад имама Ибна Абу Асыйма аш-Шайбаний, содержащий в себе около пятидесяти тысяч хадисов? Хорошо, если он и выучил наизусть два муснада, а знает ли он муснад Абда ибн Хумайда, муснад Абу Дауда ат-Таиси, муснад Ибн Аби Шайба, муснад аль-Баззара, муснад ад-Дарими, муснад Нуайма Асбахани и еще десятки сборников хадисов? Это не все, а знает ли он наизусть «Кутуб ас-Сунан» книги по сунне? Даже самые видные алимы современности вряд ли прочли в наше время больше десяти вышеупомянутых сборников, а знают ли они все их наизусть…я лучше промолчу.

Любой из нас, читая хадис, не имеет понятия о его особенностях, достоверности и противоречиях. Если бы не мазхабы, представьте, на фоне «незнания», какие бы расколы и смуты ожидали умму мусульман. К сожалению «умники», прочитав книгу или две книги, возводят себя в ранг ученых и выступают против фетв известных богословов. Если бы каждому из нас дали право выводить фетвы, религия распалась бы на мелкие кусочки, мусульмане стали бы врагами друг другу. Пребывая в незнании, как не стыдно нам возомнить себя муджтахидами и ставить самих себя выше настоящих алимов прошлого?! Лжеученые, клевещущие на имамов, сеют сомнения в сердца молодежи. Незнание молодыми арабского языка, правил «Усуль аль-Фикха» на руку недругам Ислама. Несведущего парня или девушку, легко сбить с пути собственной интерпретацией пары аятов и трех-четырех хадисов.

Брат мусульманин и сестра мусульманка! Если ты где то обнаружишь хадис, противоречащий мазхабу Абу Ханифы, то в ином мазхабе непременно найдешь другой хадис, подтверждающий правоту ханафитского течения. Имам Абу Ханифа плохо разбирался в хадисах? Что за ложь? Сборники хадисов – муснады, приписываемые имаму Абу Ханифе говорят об обратном. Величайшие хадисоведы такие, как Вакиг ибн Джаррах – шейх имама аш-Шафигия, Абдулла ибн Мубарак – шейх имама Ахмада ибн Ханбала были учениками Абу Ханифы! Имам Захабий говорит: «Абдулла ибн Мубарак – один из столпов хадисоведения». (см. Сияр Аглам ан-Нубаля 8 том, 378 стр.).

У имама Абу Ханифы имеется не один муснад с хадисами, а целых пятнадцать. В отличие от имама Малика и Ахмада ибн Ханбаля, он сам не составлял муснады. Ученые, жившие в разное время выделили хадисы, переданные Абу Ханифой, и разделили их на группы. Ниже вы можете ознакомиться с названиями всех пятнадцати муснадов: Муснад имама хафиза Аби Мухаммеда Абдуллы ибн Мухаммеда аль-Хариси (скончался в 340 г.х.) Муснад хафиза Аби аль-Касима Талха ибн Мухаммеда ибн Джагфара (380 г.х.) Муснад имама Абу Нагима аль-Асбаханий (330 г.х.) Муснад хафиза Аби аль-Хусейна Мухаммада ибн аль-Музаффара (379 г.х.) Муснад шейха Абу Бакра Мухаммеда ибн Абдуль-Бакый аль-Ансарий (535 г.х.) Муснад Абдуллаха ибн Адий аль-Джурджаний (365 г.х.) Муснад хафиза Умара ибн Хасана аль-Ушнаний (339 г.х.) Муснад Ахмеда ибн Мухаммеда аль-Калягый (432 г.х.) Муснад Аби Юсуфа Ягкуба ибн Ибрагима (172 г.х.) Муснад Мухммеда ибн аль-Хасана (189 г.х.) Муснад Мухаммеда ибн аль-Хасана «аль-Асар» Муснад Хаммада — сына имама Абу Ханифы (180 г.х.) Муснад хафиза Абу аль-Касима Абдуллаха ибн Мухаммеда ибн Аби аль-Аввама ас-Сагдий (335 г.х.)

Муснад имама хафиза Абу Абдуллаха аль-Хусейна ибн Мухаммеда аль-Бахый (526 г.х.) Муснад аль-Хасана ибн Зияда (204 г.х.) Имам Абу Ханифа помимо передачи хадисов занимался вопросами фикха – исламского права. Этим и объясняется то, что он передал меньше хадисов, чем его современники хадисоведы. Мусульмане! Не будем забывать слова имама Малика: «Поистине, эти знания – религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию». «Ученый», порочащий достоинства выдающихся имамов, не учитель и не ученый, он не заслуживает внимания. Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: «Я объявляю войну тому, кто враждует с приближенным ко Мне!» (аль-Бухари). Два великих имама нашей уммы Абу Ханифа и Шафии говорили: «Если приближенные к Аллаху – это не ученые, то нет у Аллаха приближенных!» (См. «ат-Тибъян», 32). Пусть Всевышний направит на путь истинны заблудших братьев и сестер, покажет истину — истиной, ложь – ложью.

 

Имам-мухтасиб Мунир-хазрат Беюсов