Некоторые утверждают, что в ханафитском мазхабе употребление в пищу конины считается «харамом». Правда ли это?
В ханафитском мазхабе, относительно употребления в пищу конины, существуют два решения. Согласно мнению Имама А’зама Абу Ханифы, употребление в пищу конины – махрух, т.е. порицаемо. А согласно мнению его двух учеников, также ученых-муджтахидов Имама Мухаммада и Имам Абу Юсуфа, употребление в пищу конины — халаль, то есть разрешено. Абу Ханифа в качестве доказательства своего мнения приводит 8-аят суры «Нахл»: «…Всевышний сотворил также коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью. Он творит также то, чего вы и вовсе не знаете»
Имам А’зам Абу Ханифа толкует следующим образом. Хотя в отношении животных самым важным для человека является употребление их в пищу, в отношении лошади сказано «чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью», т.е. если бы употребление в пищу конины было явно «халаль», то Всевышний сказал бы, прежде всего об этом. Но в аяте открыто не говорится и том, что употребление в пищу конины – «харам», т.е. запретно. Поэтому Абу Ханифа ограничился решением, что употребление в пищу конины является «макрухом», но никак не «харамом». Другая причина, побудившая Абу Ханифу прийти к принятию решения «макрух», это реалии периода в котором он жил, тогда лошади были незаменимы в военном деле, поэтому они играли, условно говоря, «стратегическую роль» в государстве.
В шариате категория «макрух» делится на категории «макрух-танзих», т.е. «макрух близкий к халялу» и «макрух-тахрим», т.е. «макрух близкий к хараму». Среди ученых были споры насчет того, к какой категории «макруха» причислил Абу Ханифа употребление в пищу конины. Но вследствие того, что согласно мнению Абу Ханифы употребление в пищу кобыльего молока «халаль», то существуют веские основания считать, что его решение относительно употребление в пищу конины — «макрух-танзих», т.е. «макрух, близкий к халялу». Одна из причин того, почему Абу Ханифа решил, что употребление в пищу кобыльего молока «халаль, а мяса «макрух», кроется в том, что употребление в пищу кобыльего молока не приводит к сокращению голов лошадей, необходимых для езды верхом и военного дела. [1] Если бы Абу Ханифа считал, что употребление в пищу конины является «макрух-тахрим», т.е. «макрух, близкий к хараму», то он не охарактеризовал бы как «халаль» употребление в пищу кобыльего молока.
Но согласно мнению двух учеников Имама А’зама Абу Ханифы, ученых- муджтахидов Имама Мухаммада и Имам Абу Юсуфа, употребление в пищу конины – халаль. Они в качестве доказательства приводят следующие хадисы от Имама Бухари и Имама Муслима.
Первый, хадис от Джабира ибн Абдуллаха: «Пророк в день Хайбара запретил есть мясо осла и разрешил конину» [2].
Вторый, хадис от Асмы дочери Абу Бакра: «Во времена Пророка мы ели конину» [3].
Заключение. Как известно, «ханафитский мазхаб это не только свод фатв, решений, доводов и суждений Абу Ханифы, но это и свод фатв, решений, доводов и суждений других ученых-богословов, руководствовавшихся на протяжении веков методом и основными правилами (усульул-фикх) выработанными Абу Ханифой при принятии фатв. В ханафитском мазхабе во многих случаях руководствуются фатвами, которые вынесли ученики Абу Ханифы –Имам Мухаммад и Имам Абу Юсуф. Вот поэтому, мусульмане-ханафиты, употребляющие в пищу конину, руководствуются решениями Имама Мухаммада и Имама Абу Юсуфа. К тому же некоторые фатвы могут меняться в зависимости от периода, от сложившихся обстоятельств.
Главная причина того, почему Абу Ханифа посчитал употребление конины в пищу как «макрух» состоит в том, что во времена ученого лошади использовались как одно их основных орудий войны. То есть, ученый, принимая фатву ориентировался на требования своей эпохи. В нынешнее время орудия, средства ведения войны кардинально изменились. Сегодня вместо лошадей на поле боя используются танки, самолеты и иные орудия ведения войны. В нашем веке отпала большая необходимость использовать лошадей в военных целях. Если бы Абу Ханифа жил в наше время, то кто знает, как он расценил бы употребление конины в пищу. Истина ведома лишь Аллаху.
В заключение, явных канонических запретов на употребление конины в пищу в Исламе нет, поэтому согласно мнению большинства ученых и школ фикха употребление в пищу конины разрешено.
[1] Аль-Маргинани, ал-Хидая шарху бидаятил-мубтади, 4-том, 1458-стр. Изд. «Дарус-салам», Каир, 2000 г.
[2] Сахихи Бухари, 39826, 4-том, 1544-стр. Изд. «Дару Ибни Кясир», 1987, Бейрут.
[3] Сахихи Муслим, 5191, 5-том, 2099-стр. Изд. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби», Бейрут.
Источник: muslim.kz