Абу Ханифа обладал четким и ясным методом в вынесении шариатского решения по различным вопросам. Однако он не написал книгу, в которой разъяснил бы источники основ исламского права и принятые им правила иджтихада – вынесения решения. Метод Абу Ханифы, которого он придерживался, отличается от метода, которого придерживался имам аш-Шафи‘и, и о котором написано и разъяснено в его книге «Ар-Рисаля».

Метод Абу Ханифы в утверждении его мазхаба исходит, в первую очередь, из того, что он опирался на Священную Книгу Аллаха – Коран, ибо Коран является божественным источником, ниспосланным Аллахом всем людям. Затем он опирался на сунну Посланника Аллаха (мир ему), будь то слова, действия или подтверждения Посланника Аллаха (мир ему), так как сунна является первым толкованием и разъяснением коранических аятов.

Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе (Мухаммад) Напоминание (Коран), чтобы ты разъяснил людям то, что ниспослано тебе». Затем Абу Ханифа придерживался слов сподвижников, если видел, что их слова совпадают с Кораном и сунной, так как сподвижники были свидетелями ниспослания Корана.

Абу Ханифа, разъясняя свой метод вынесения решений, сказал: «Я придерживаюсь Книги Аллаха, если нахожу в ней решение. Если же я не нашел, то я придерживаюсь сунны Пос-ланника Аллаха (мир ему) и достоверных хадисов, которые переданы от Посланника Аллаха достоверными передатчиками. Если же я не нашел решения ни в Книге Аллаха, ни в сунне Посланника Аллаха (мир ему), то я придерживаюсь слов тех сподвижников Посланника Аллаха (мир ему), которых я хочу придерживаться, и оставляю слова тех сподвижников, которых не хочу придерживаться.

Если я стал придерживаться слов одного сподвижника, то не оставлю его слова и не буду менять их на слова другого сподвижника. Если же дело дошло до Ибрахима ан-Наха‘и, аш-Ша‘би, аль-Хасана, Ибн Сирина, Са‘ида ибн аль-Мусаййиба и других ученых, которые выносили свои правовые решения, совершая иджтихад, то я считаю, что я также должен совершать иджтихад, как и они».

Исходя из слов Абу Ханифы, можно отметить, что мы не видим четкое деление правовых мазхабов – «аль-мазахиб аль-фикхийя» на те, которые представляют хадис «медресе аль-хадис», каковым представляют маликитский мазхаб, и на те, которые представляют свое мнение «медресе ар-ра’й», каковым представляют ханафитский мазхаб. Следует отметить, что некоторые клевещут на ханафитский мазхаб, считая его мазхабом, который опирается лишь на личное суждение, и что ученые ханафитского мазхаба не имеют знания в области хадисов.

Такое деление мазхабов отвергнуто и является неправильным по мнению ученых, ибо оно не имеет под собой почву и противоречит реалиям ханафитского мазхаба, который опирается на самые достоверные хадисы. Как такое деление мазхабов может быть правильным, в то время как Абу Ханифа написал сборник хадисов, который напечатан и широко известен?

То, что некоторые относят маликитский мазхаб к медресе ар-ра’й, тоже неправильно, потому что имам Малик имел много своих суждений и судил по аналогии во многих вопросах. Имам Малик использовал достоверное мнение в своем мазхабе, то есть то мнение, которое опирается на Книгу Аллаха, сунну Посланника Аллаха (мир ему). Следует отметить, что Коран и сунна являются мазхабом для всех правоведов и муджтахидов из числа сподвижников, их последователей, всех четырех имамов, которые стали основателями мазхабов, и других ученых.

Метод, разработанный Абу Ханифой для своего мазхаба, и который опирается на шариатские источники, опровергает слова тех, которые полагают, что мазхаб Абу Ханифы опирается исключительно на суждение по аналогии согласно своему мнению –«аль-кыяс аль-акли», и что ханафитский мазхаб далек от достоверных источников. Те, которые полагают так, называют мазхаб Абу Ханифы школой личного мнения – медресе ар-ра’й.

Однако это неправильно, ибо Абу Ханифа опирался на Священный Коран без каких-либо ограничений или условий, но он тщательно подходил к вопросу принятия пророческой сунны, и принимал лишь те хадисы, которые были переданы достоверными передатчиками. Если же он не находил решения по тем или иным вопросам в сунне, то он судил по аналогии, сравнивая ответвленные вещи с основными вещами, имеющими доказательство. Таким образом, получается, что Абу Ханифа опирался на Коран и сунну, а не на свой разум или мнение, как ему это несправедливым образом приписывают. Резюмируя метод Абу Ханифы в вынесении решений, можно отметить следующее:

1) В первую очередь Абу Ханифа придерживался Книги Всевышнего Аллаха;

2) Абу Ханифа придерживался достоверной пророческой сунны, переданной достоверной цепочкой передатчиков и распространенной среди хадисоведов;

3) Абу Ханифа придерживался достоверного единогласного мнения ученых, которое отвечает всем требованиям и правилам;

4) Абу Ханифа выбирал те слова сподвижников, которые соответствовали сунне Пророка (мир ему);

5) Абу Ханифа при соблюдении условий и правил, также придерживался суждения по аналогии (кыяс);

6) Абу Ханифа придерживался обычаев и традиций, которые были достоверными и не противоречили исламским постулатам;

7) Абу Ханифа придерживался предпочтительного решения – «истихсан».

Таким образом, Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, придерживался всех четырех источников шариата, которых придерживались также все остальные ученые: Коран, сунна, единогласное мнение ученых – иджма‘ и суждение по аналогии – кыяс. Все решения и фетвы Абу Ханифы соответствовали всем этим четырем основам шариата.

Автор: Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди
Книга: «Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников»
Источник: muslim.kz