Различия в определении степени достоверности хадисов по мазхабам

Ученые мазхаба Ханафи различают три степени достоверности хадисов:

1- Суннат-уль-Мутаватир. 2- Суннат-уль-Мешхур. 3- Суннат-уль-Ахад.

1. Суннат-уль-Мутаватир: Этот способ передачи хадисов исключает возможность подделки. Хадисы степени Мутаватир обычно передаются большим количеством Сподвижников через такое же большое количество  ученых следующих двух поколений – Табиунов и Атбау-т-Табиунов. Только эти три поколения ученых достойны доверия в подлинности их ривайатов. Никакие другие поколения ученых не могут обладать этой степенью достоверности при передаче согласованных хадисов.

Для определения достоверности в степени Таватюр нет необходимости определенного количества передатчиков – 10 или 5 человек. Если разум подсказывает, что передатчики хадисов этих поколений никак не могут объединиться в какой-либо подделке, то ривайат обладает достоверностью в степени Мутаватир.

Хадисы Мутаватир делятся на два вида: а) Словесный. б) Смысловой.

а) К Словесному виду относятся те хадисы, которые переданы разными передатчиками слово в слово. К примеру, хадис, переданный каким-либо Сахаба звучит: «Кто передаст заведомо ложный хадис ссылаясь на меня, пусть готовит себе место в Аду»! – Бухари; Муслим. Если же этот хадис передан слово в слово передатчиками следующих двух поколений, то подобный хадис называют Лафзы-уль-Мутаватир.

б) К Смысловому виду сообщений Мутаватир относят все хадисы, переданные подобным способом надежными передатчиками не слово в слово, а в смысловом значении.

Хадисы, полученные мусульманами путем Суннат-уль-Мутаватир являются для них приказом и руководством к действию. Отрицание подобных хадисов ведет к потере Веры.

2. Суннат-уль-Мешхур – это хадисы, переданные одним или двумя Сахабами, количество которых недостаточно для степени Таватюр, но количество передатчиков поколений Табиунов и Атбау-т-Табиунов соответствует этой степени.

3. Суннат-уль-Ахад: Хадисы, переданные одним передатчиком. Эти Хадисы составляют большинство из общего количества дошедших до нас высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и используются при решении вопроса религиозного права как вспомогательный (предположительный) фактор, но не как решающий.

Ученые мазхабов Малики, Шафии, Ханбали

делят степень достоверности хадисов на два основных вида

1) Суннат-уль-Мутаватир и 2) Суннат-уль-Ахад. К хадисам «Ахад» они причисляют и те, которые в мазхабе Ханафи называются «Мешхур».

В этих мазхабах хадисы «Ахад» имеют три подвида:

а) Гариб; б) Азиз; в) Мустафид.

а) К разряду «Гариб» они относят хадисы, которые имеют в цепи передачи одного свидетеля. Причем, это может касаться только одного поколения или всех трех поколений (Сахаба, Табиины и Таби-у-т-Табиины).

б) К разряду «Азиз» относят хадисы, в цепи передатчиков которых в каждом поколении  существуют по два свидетеля. Сюда же относятся и хадисы, которые имеют в цепи передатчиков хотя бы одного поколения всего двух свидетелей, хотя в остальных поколениях их может быть и больше двух.

в) К разряду «Мустафид» относят хадисы, переданные не менее тремя свидетелями каждого из трех первых поколений.

(из книги «Люди Сунны и Согласия — Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи)