Спрашивающий: Уважаемый шейх, вы знаете, что в прошлом при Советском союзе мы жили под тотальной властью коммунистического строя и нам не разрешалось исповедовать религию, она была запретна категорически. И то знание, которое имеет сегодня большая часть населения Дагестана и вообще Кавказа, оно было получено только после его распада. Поэтому в религии мы немного слабы, но тем не менее по милости Аллаха, сейчас очень много студентов, которые получают исламское образование, и хорошо учатся, и надеемся, что Аллах укрепит религию в наших землях и она достигнет высоких степеней. И по этой причине у нас возникли некоторые вопросы, связанные с наукой хадисоведения.
Шейх: Да.
Спрашивающий: Вопросы касаются изучения этой науки, ведь её методология меняется со временем и в зависимости от местности. Уважаемый Шейх, сделайте нам некое наставление по этой части. К примеру, если студент хочет изучить науку хадиса, с какой книги ему следует начать, и по какому методу?
Шейх: Хороший вопрос. С Именем Аллаха, милосердного ко всем в этом мире, и исключительно к верующим в мире следующем. Хвала Аллаху, Властителю всех миров. И да снизойдет благословение Аллаха и его приветствие на нашего господина Мухаммада и на его род и сподвижников. Значит так…Наук, связанных с хадисоведением, существует множество. Среди них — наука изучения текста хадисов и их чтения. Наука чтения, в свою очередь, делится на различные стороны, такие как чтение для ознакомления, чтение для изучения и подробного исследования. Последнее же бывает двух видов: чтение и исследование в науке изучения иснадов (ильму дирая), и чтение и исследование в науке изучения степени достоверности хадиса (ильму ривая). И это – одна из наук. Другая наука – мусталахуль хадис. Это до крайности важная наука, с помощью которой человек распознает принимаемый хадис от отвергаемого. Это правила, через которые человек может научиться отличать принимаемый и отвергаемый хадис. Так же к важнейшим аспектам в науке хадисоведения относится знание биографий передатчиков, таким образом, что человек знает даты их рождения и смерти, что говорили о них, у кого они брали хадисы, кто брал хадисы от них, и это для того, чтоб установить связь в цепочке, с помощью знания дат смертей. Бывало так, что через это познание дат рождений и смертей передатчиков распознавали, что такой-то не встречался с таким-то, или такой-то не брал хадис от такого-то, так как один из них находился в определенное время в какой-то местности, а другой находился в иной местности и жил в иное время, потому что он в такое-то время находился в таком-то городе, а тот в это время находился в другом месте и так далее. Это тоже очень важно в этой науке. Далее, существует наука известная как толкование к хадисам, и это так же является следующей наукой в хадисоведении, за которую ученые взялись и составили очень много книг. Следовательно, студенту необходимо осваивать эти науки, изучая их поэтапно. К примеру, если говорить о том, от кого ему слушать и получать хадисы по книгам, то сначала ему нужно начинать с маленьких сборников, в особенности, если в этом сборнике присутствует баракат автора, и в нем изложены основы религии, и различные хадисы, охватывающие большую часть аспектов жизни человека. По этой причине ученые выбрали для этого книгу «40 хадисов имама Навави». Это такие хадисы, выбранные имамом Навави, которые охватывают главные вопросы религиозной жизни мусульман. Эта книга обрела свое признание среди мусульман, и так же ее приняли все ученые, следовательно, начинающему следует начать с нее. После того, как он изучит «40 хадисов» и комментарий к ней, а одним из лучших комментариев к ней является комментарий имама Ибн Хаджара Аль-Хайтами «Аль-Фатхуль мубин фи шархиль арбаин». После ее изучения он уже может переходить ко второму этапу, а это – изучение хадисов, связанные с различными шариатскими постановлениями.
Одна из прекрасных книг, составленных в этой области, является книга имама Хафиза, Амируль му`минина в хадисоведении Ибн Хаджара Аль-Аскалани «Булюгъуль маарам фи адиллатиль ахкам». Это величайшая книга, которой ученые уделили особое внимание и писали к ней комментарии. После этого студент переходит к изучению двух самых достоверных сборников, начиная с Сахих имама Бухари, слушая их от учителя. Если у него есть возможность слушать их от того шейха, который слышал эти хадисы от своего шейха, который слышал от своего шейха и так до конца достоверной цепочки, то, несомненно, это будет намного лучше и достойнее. Если же у него нет такой возможности, то пусть слушает от того учителя, кому дали иджазу на чтение этих хадисов, даже если он и не прошел их полностью. А если и от такого учителя нет возможности слушать, то пусть слушает от ученого, хорошо владеющего арабским языком, имеющего правильное понимание в основах религии, пусть получает у него знание в том виде, каким оно является. И таким образом, как мы и сказали, он начинает с «Сорок хадисов имама Навави», затем «Булюгъуль маарам», затем «Сахих» имама Бухари и «Сахих» имама Муслима, и затем уже переходит к «Сунан»имама Абу Давуда. Это великая книга, и она является сборником хадисов, связанных с шариатскими постановлениями.
Эта книга является уникальной в своем роде, так как Имам Абу Давуд (да помилует его Аллах и будет доволен им) – единственный, кто собрал в один сборник все хадисы, которые связаны с различными шариатскими положениями. И имамы писали к этому сборнику комментарии.Далее, студент переходит к сборнику имама Абу Исы Ат-Тирмизи. Эта книга уделяет особое внимание скрытым недостаткам, и содержит в себе два аспекта: то, что связанно с передачей хадиса, и то, как ученые поняли этот хадис.В ней он излагает нам тонкие нюансы, которые указывают на то, какое понимание и взгляд был у ученых того поколения.К примеру, в сборнике имама Тирмизи мы находим, что во многих местах есть указание к хадису словами: «Этот хадис не практикуется». Хадис может быть достоверным, и не отмененным, но тем не мене, автор указывает, что хадис не практикуется.Это для того, чтобы указать нам, что у ученых есть некое суждение в отношении хадиса, взять его под практику или нет, и что для введения хадиса в практику они пропускали его сквозь множество научных стандартов и норм.Возможно, этот хадис отменен, но не дошло об этом до нас, или возможно, что-то другое ограничило его, по причине которой ученые не берут его в практику, и так далее.Затем он изучает сборники хадисов «Сунан», после этого он изучает в науке мусталахуль хадис книгу «аль-Байкуния», далее «Нузхату назар шарх нухбатильфикр», и затем после них «Альфия» Имама Аль-Ираки. Это все о терминологии хадисов.
Таким образом, он изучает эти книги, параллельно прочитывая те книги, которые затрагивают эти вопросы. Такой книгой может быть, к примеру, книга «Аль-Факихвамутафаких» Хатиба Аль-Багдади, в которой он описывает методологию, содержащую в себе и правоведение и хадисоведение, и о том, как совмещать между ними.Эти вопросы и идеи затрагивает имам Хатыб Аль-Багдади в этой книге и во многих своих книгах.Таким образом, студент уделяет внимание изучению этой части, и затем уже переходит к комментариям хадисов, самым прекрасным произведением по этой части является комментарий Имама Навави (да смилуется над ним Аллах), который называется «Минхадж» комментарий к «Сахих» Муслима Ибн Хаджаджа.Так же и «Фатхуль Бари», комментарий к «Сахих» аль-Бухари.Эти и другие книги несут огромную пользу для студентов, и я посчитал важным сказать вам об этих книгах.Эти книги имеются в наличии и ученые читают их и преподают студентам, и у студентов есть возможность их приобретать, и названия данных книг не являются для них чем-то новым.
Но то, что меня беспокоит, — это то, что сегодня сильно распространилось — поношение пророческой сунны.И всем тем, кто будет нас слушать, хочу сказать, что многое из этих оскорблений в адрес сунны, на которые осмеливаются некоторые современники, не является их личным мнением.То есть, даже относительно зла,они не являютсятеми, кто это придумал. Многое из того, в отношение которого и исходит эта критика хадисов, является устаревшим уже давно, они остались во втором веке по хиджре.Ученые взялись за это и собрали эти хадисы с неясностями в отдельные сборники, но это не комментарий к Бухари, не комментарий к «Сахих» Муслима, не комментарий к сборнику Абу Дауда, нет! Они взяли те хадисы, в отношение которых люди возможно запутались бы, или им показалось бы, что что-то в этом хадисе противоречит разуму, или противоречит природе вещей, или противоречит тому восприятию неких систем, к которым они привыкли по жизни, и тд. Ученые собрали эти хадисы в отдельные сборники, которые так и назвали – «мушкилят», то есть книги, содержащие неясности.К примеру, «Мушкиль аль-асар» имама Тахави, или «Мушкиль Ас-Сахихейн» имама Ибн Аль-Джавзи, и др.И такого рода сборников очень много.Но в наше время появляется некто, который берет какие-то неясности и распространяет их среди людей.И умалчивает о тех научных ответах, приведенных в отношении этого вопроса, ответы, которые являются довольно таки убедительными и обоснованными.Говорят о неясностях, не упоминая данные на них разъяснения.В связи с отсутствием достаточных знаний у большинства людей и отсутствия исследований на эту тему, человек слышит неясное и убеждается в этом, хотя если бы он услышал ответ ученых на это, то он и его принял бы с убежденностью.Но… Мы живем в удивительное время.Высказывают свою критику в отношении следования за прежними имамами, но сами следуют за современниками.Призывают к дискуссиям и прениям, и критике знания. Затем, когда они сами получают эту критику и порицание, относятся к ней словно это ниспосланный Коран, не разбирают и не обсуждают её в соответствии с достоверными научными стандартами. Выдающиеся ученые исламских наук, да помилует их Аллах и будет ими доволен, которыесталкивались с этими хадисами, исследовали их и давали по этим вопросам исчерпывающие ответы.Выдающиеся имамы не были принимающими всё подряд.
Эти современники пытаются внушить людям и убедить их в том, что те великие хадисоведы были глупцами, якобы они принимали все, что им попадалось. Но это не так. Разве вы не видели книги предшествовавших имамов? Разве они не писали книги о неясностях? Разве они не составили отдельные книги, собрав в них выдуманные хадисы? Разве они не составили отдельные книги, разъясняющие неясные хадисы?Ученые наблюдали за этим делом, внимательно исследовали, размышляли.Однако, сегодня появляется некто и, как мы говорили, берет какой-то хадис, и то, что пришло в его мыслях при первом ознакомлении с этим хадисом, принимает смысл хадиса как таковой, и начинает распространять среди людей, вводя их в сомнение в отношении книг сунны, и вводя их в сомнение в отношении книг хадиса.Это новшество, и такая информация не принимается.Одно из утверждений этого призыва, что, мол, мы должны обращаться только к Корану, они говорят: «Коран хранится Аллахом, почему мы должны прибегать к сунне» и подобные этому слова. Как можно говорить такое?Сунна – это один из источников шариата.Как ты можешь думать, что ты придерживаешься Корана, тогда как сам Коран говорит тебе: «Берите же то, что дал вам Посланник».Как ты можешь думать, что ты придерживаешься Корана тогда, как сам Коран говорит тебе: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику».Как ты можешь думать, что ты на правильном пути, когда Аллах говорит тебе: «Но если вы подчинитесь ему», то есть пророку (благословит его Аллах и приветствует), «Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем».Как ты можешь быть придерживающимся Корана, когда сам Коран говорит тебе: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания».Невозможно быть придерживающимся Корана, оставляя сунну. Ведь это Коран побуждает тебя держаться за сунну. Сунна помогает тебе в понимании Корана. Как нам поклоняться Аллаху? Как совершать ежедневные пять намазов? Разве упоминается в Коране описание совершения намазов?В Коране лишь сказано: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях».То, что пояснило нам, что совершаемых намазов – пять, — это сунна пророка.То, что пояснило нам, что утренний намаз состоит из двух ракаатов, обеденный – из четырех, послеобеденный – из четырех, вечерний – из трех, и ночной – из четырех, — это сунна пророка.То, что пояснило нам, что утренний, вечерний и ночной намазы читают громко, а обеденный и послеобеденный – тихо, — это пророческая сунна.То, что пояснило нам меры минимального сбора золота, серебра, скота, количество верблюдов для выплаты заката – это пророческая сунна.То, что пояснило нам многое из пророческой этики и его достоинств – это сунна.Но эти люди распространяют свой призыв — отказа от сунны, который внешне кажется милостью, а в действительности вовлекает их к наказанию.Внешне – книга Аллаха, мол, придерживаемся книги Аллаха. В книге Аллаха можно найти всё, ничем из книги Аллаха мы не пренебрегаем. Как будто они так страстно увлекаются книгой Аллаха, как будто они так бережно держатся за неё. На самом же деле, их отношение к Корану – ничто иное, как оскорбление Корана. Ибо, как мы и сказали, если бы они держались за Коран, то держались бы и за сунну, потому что Коран обязывает их держаться за сунну. Извините меня, я немного отошел от основной темы из-за важности данного вопроса.
Спрашивающий: Вы ответили на вопрос, который мы хотели также затронуть после…
Шейх: Да… Хорошо…
Спрашивающий: Но есть еще проблема, печальное зрелище нашего времени. Бывает люди читают какой-то хадис, или даже не читали, а где-то что-то услышали, и выводят какие-то свои выводы из этого хадиса и распространяют их. Зачем мы читаем хадисы, можем ли мы читать их и сами выносить решения? Это первое. И второе: если мы не можем выносить решения с прочитанных хадисов, зачем нам их читать? Я понимаю, вопрос не совсем правильный, но у многих людей недопонимание по этой части.
Шейх: Почему мы читаем Коран? Мы читаем Коран, потому что это книга Аллаха. В чтении книги Аллаха есть награда, в ее чтении благодать, в этом есть выполнение велений Аллаха, который велел нам прислушиваться к Своей книге, и читать ее. И мы читаем сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтоб брать из нее духовные качества, ценности, брать из нее хорошие нравы, избавляться от нравов, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам. Когда мы переходим из общего круга, который включает в себя всех мусульман, к особому кругу, к кругу ученых, и берем книги хадисов, для того чтоб из их шариатских текстов выводить шариатские решения, решать, что является обязательным, что является желательным, что является нежелательным и т д, то это уже дело ученых. Иначе, почему же Аллах говорит: «Спросите тех, кто обладает знанием, если вы не знаете». Почему Аллах говорит: «Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его». Если бы каждый мог быть выносящим решения из текстов, то не было бы необходимости обращаться с вопросами к определенным людям, обладающим познанием, мнением, тем, кто обладает способностью выводить решения. Таким образом, мы читаем хадисы, потому что это хадисы нашего любимца и пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мы читаем их, чтоб извлечь пользу, приносящую нам награду. Мы читаем их, чтоб извлекать из них духовные ценности и нравы, почтенные качества и достоинства. Если целью чтения хадисов будет особый круг, то ведь выведение решений – не единственный аспект в сунне. Выведение постановлений из книги Аллаха и хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это лишь часть целей, к которым должен направиться мусульманин. Выведение постановлений – это лишь одна из частей, но не вся цель шариатских текстов. Это особая цель. Которой занимаются ученые. Это и есть причина, из-за которой мы обращаемся к пророческой сунне.
Спрашивающий: К примеру, когда человек любит что-то, он не может это не упоминать, и не может не искать это. Любовь толкает человека к тому, что он любит.
Шейх: Верно. У всех нас сердца связаны с хадисами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И прежде всего наши сердца связаны с книгой Аллаха. Но, наше возвеличивание книги Аллаха и возвеличивание сунны посланника Аллаха и удерживает нас от того, чтоб говорить о книге Аллаха и сунне от себя, следуя за своими страстями и своим неполноценным пониманием. Наше возвеличивание Корана и сунны и толкает нас к следованию за имамами муджтахидами. Это и есть возвеличивание Корана и сунны. Потому что ты свое неполноценное понимание и мнение отдаляешь от неприкосновенности Книги Аллаха и сунны посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха ему), и следуешь тем мнениям, которые предпочли большие имамы, которые заглядывают в этот великий сад, чтоб извлечь для нас полезные шариатские решения из Корана и сунны.
Спрашивающий: Следующий вопрос касается простолюдин, не студентов. Не читать ли им ничего из хадиса, или они могут читать что-то и оставлять что-то, в этом есть что-то вредное или нет?
Шейх: Да есть. Поэтому ученые составили отдельные книги по достоинствам кого или чего-либо, например книга «Сады праведных», имама Навави. Это книга, которую может читать и ученый, и ищущий знания. И каждый извлекает из нее по мере его способности. По мере подготовки бывает и получение пользы. И ты извлекаешь из нее по мере того, что ты имеешь из знаний. Если у тебя глубокие знания, то извлекаешь больше. Если ты имеешь мало знаний, то извлекаешь соответственно меньше. Ученый может вывести из книги «Сады праведных»шариатские положения, которые если он напишет, то составит 20 томов. Ученый, который уровнем меньше него, составит меньше этого. Простой человек читает и может найти такие качества, как правдивость, и использует ее в своей жизни, может найти предостережение от обмана и отстранится от него. Находит повеление совершать благое, и станет лучше относится к соседу, поддерживать хорошие отношения с близкими, далекими и т.д. Неправильно говорить, что пользу из книг извлекают только ученые. Это неправильно. Бывает определенная мера, что называется общим знанием; знание общее для всех людей. Такое знание не является только для иджтихада и выведения шариатских решений. По этой причине даже в книгах по основам права говорится: «Это мазхаб». Мазхаб — это вынесение решений вследствии иджтихада. Поэтому нельзя говорить «запрет вина – это мазхаб Шафии», или «пять молитв – это мазхаб Шафии» и тд. Это не мазхаб кого-то, это мазхаб всех мусульман. Это из знаний общеизвестных всем мусульманам. Поэтому каждый мусульманин может следовать этим ясным решениям из хадисов, побуждающим к духовному возвышению, так, чтоб они были крепко закреплены в его жизни. Побуждение к совершению благого, остережение от запретного, благой нрав, благочестие, различные достоинства и тд. Нет ничего плохого в том, чтоб человек читал эти хадисы и практиковал их. Что же касается запрета, мы говорим о выведении и извлечении шариатских решений, касательно Исламского права (фикх). Вот о чем мы говорим. Это дело лишь ученых, этим могут заниматься только ученые. Только ученые, имеющие правильное мнение, достигшие глубоких знаний и основ Исламского права, знающие арабский язык, изучающие тексты шариата, понимающие происходящее, имеющие способность выводить правильное решение в соответствующей ситуации, только такие ученые могут получить это особое назначение — выводить шариатские решения из текстов, а всё остальное помимо перечисленного — в этом участвуют все мусульмане.
Спрашивающий: И в завершении мы хотели бы услышать от вас наставление нашим студентам, которые желают вступить на путь изучения знаний.
Шейх: Прекрасно. Первое, что необходимо человеку, — это получить знания, которые необходимы для него в первую очередь. К примеру, если задаться вопросом, изучить книгу «Абу Шуджа» или «Мукаддиматуль хадрамийя» или что-то другое из книг исламского права, или же изучить «Сахих уль Бухари», то несомненно, обязательно для него согласно шариату, — наверняка кто-то из тех, кто будет смотреть это видео, посчитает это странным, — но без сомнений, в первую очередь ему обязательно изучить исламское право, но не хадис. Изучить Исламское право так, чтоб он мог поклоняться Аллаху, осознавая. Чтоб он знал, что нарушает его молитву, что делает его молитву действительной. Как правильно совершать молитву. Какие столпы и какие условия у молитвы. Знание об этом обязательно для него и незнание этого ему не прощается. Более того, это касается не только студентов шариатских наук. Это касается и инженера, и летчика, и дворника, и взрослого, и юноши. Им всем обязательно изучить эти положения. Инженеру не обязательно читать «Сахих» имама Бухари, или «Сахих» имама Муслима. Ему не обязательно даже учить Коран. Заучивание Корана – это восхваляемое дело, но не обязательное. Но, изучение того, что требуется знать для правильного совершения молитвы, — это обязательно, а не желательно. Поэтому, прежде чем он вступит к изучению хадисов, ему обязательно изучить необходимые знания: действительность молитвы, действительность поста, действительность заката, правильность его убеждений, изучая основные положения в науке вероубеждения. Затем уже, если его сердце склоняется к изучению хадиса, пусть изучает. После того, как он наберет необходимые знания, обязательные знания, которые ему не дозволяется не знать для правильного выполнения обязательного поклонения, и по исламскому праву, и по вероубеждению, если его желание склоняется к хадисоведению, то пусть изучает. Если желает толкование Корана, пусть изучает его, и т д.Следовательно, первое наставление для студентов, — изучении наук поочередно, начиная с самого важного.
Самое важное – это знание, в первую очередь необходимое для него. Затем уже он имеет право выбрать то, что пожелает сам.Второе наставление: чтоб он в каждой науке убрал пустоту, которая у него имеется в ней. Пусть пройдет книгу, или какой-нибудь маленький сборник по основам исламского права, по терминологии в исламском праве, по логике, грамматике, и по всем наукам, чтоб в общем ознакомиться с ними и убрать с себя отчужденность по отношению к этим наукам. Ведь, с тем враждуют, кого не знают. Кого не знают, к тому бывает враждебное чувство. Некоторые чураются многих наук, подобно человеку испытывающему страх, но если он погрузится в них, я не говорю глубоко изучить, а лишь вступить в начало изучения, он поймет, что любая наука легка, он почувствует сладость этой науки, и что она доставляет удовольствие. Существуют небольшие науки, которые можно усвоить в малом количестве маджлисов. Даже если взять к примеру студента шариатских наук, спросишь его, что такое десять категорий, а он не знает, что это за наука. Спрашиваешь его, что за наука «логика» (мантык), он не знает что это за наука. Так же и с наукой «исследований и дебатов», он не знаком с такой наукой. Поэтому лучше взять по каждой науке книгу и пройти её, чтоб иметь хоть общее понимание по каждой из наук. И после этого он может дальше глубоко изучать то, что ему нравится.
Пусть Аллах благословит вас, и благодарю вас и ваших братьев, что пришли с вами на эту благословенную встречу.
Автор:
Шейх Сайф аль-Асри
Ахмад Абдурашидов