١٤– حديث: إِذاَ أَرَادَ اللهُ أَنْ يَنْزِلَ إِلَى السَّماَءِ الدُّنْياَ نَزَلَ عَنْ عَرْشِهِ بِذاَتِهِ.
Хадис 1: «Когда Аллах хочет спуститься на небо нашего мира, то он лично спускается с Трона». Такой хадис мог передать только Даджжаль. Как сказано в книге Суйуты «Зайлу-ль мавду’ат», эти слова в качестве хадиса передал Абу Бакр Мухаммад ибн Иса ат-Тарасуси. Тарасуси, в свою очередь, сказал, что передал эти слова от Нуайма ибн Хаммада. Тот передал от Джарира, а Джарир от Лейса, а он от Бишра, а он от Анаса. Суйуты критикует эту цепочку передатчиков, говоря: «Нуайм ибн Хаммад уже не раз передал недостоверные хадисы. Как мы можем доверять ему?! А про передавшего от Нуайма этот хадис Тарасуси Ибн Адий сказал следующее: «Большинство переданных им хадисов не имеют никакой опоры под собой. Он из тех, кто «ворует» хадисы». Другие же говорят о нем: «Он мухаддис-даджжаль». Поэтому в этом хадисе явно есть изъян, но мы не знаем, от него ли, или же от его учителя – Нуайма».
١٧– حديث: إِذاَ جَلَسَ الْمُتَعَلِّمُ بَيْنَ يَدَىِ الْعَالِمِ،فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ سَبْعِينَ بَابًا مِنَ الرَّحْمَةِ، وَ لاَ يَقُومُ مِنْ عِنْدِهِ إِلاَّ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمَّهُ، وَ أعْطاَهُ اللهُ بِكُلِّ حَرْفٍ ثَوَابَ سَبْعِينَ شَهِيداً، وَ كَتَبَ لَهُ بِكُلِّ حَدِيثٍ عِباَدَةَ سَنَةٍ ـ
Хадис 2. «Когда ученик садится перед ученым, Аллах открывает перед ним семьдесят врат милости. Когда ученик встает, чтобы уйти, то он встает чистым от грехов, как младенец. За каждую изученную букву Аллах дает ему вознаграждение семидесяти шахидов, а за каждый хадис записывает вознаграждение, даваемое за год поклонения». Продолжение таково: «За каждую прочитанную учеником страницу Аллах строит ему целый город в Раю. Размер одного такого города в десять раз больше всего мира». В книге «Зайль» сказано, что это выдуманный хадис.
١٨– حديث: إِذاَ حَضَرَ الْعَشاَءُ وَ الْعِشاَءُ،فَابْدَؤُوا بِالْعَشاَءِ.
Хадис 3: «Если ужин придется на время ночного намаза, то сначала ужинайте, а потом молитесь». Ираки говорит, что не нашел этих слов в сборниках хадисов. Ираки сказал это в книге «Шарху сунани-т тирмизи» (Сахави, «Аль-макасыду-ль хасана»: стр.38). А в главе об этикете приема пищи книги «Тахриджу ахадиси-ль ихья» Ираки сказал следующее: «По этой теме есть известный хадис: «Если ужин уже готов и произнесен икамат ночной молитвы, то сначала ужинайте»». ». По этой теме есть также достоверный хадис, в котором говорится «Если ужин готов, то молиться, не поев, нельзя». Этот хадис приводит Муслим (5/47) от Аиши (да будет доволен ей Аллах!), а она, в свою очередь, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Так как в этом хадисе использована отрицательная частица, он несет в себе запрет. То есть, если кто-то голоден и еда уже готова, то пусть не молится, пока не поест.
٢٠– حديث: إِذاَ صَدَقَتِ الْمَحَبَّةُ سَقَطَتْ شُرُوطُ الْأَدَبِ.
Хадис 4: «Если любовь искренняя, то правила этикета уходят прочь». Ибну-д Дайба сказал, что это не хадис.
٢٣– حديث: إِذاَ كَتَبَ أَحَدُكُمْ كِتاَباً فَلاَ يَكْتُبْ عَلَيْهِ: بَلَغَ؛ فَإِنَّهُ اسْمُ شَيْطاَنٍ، وَ لَكِنْ يَكْتُبُ عَلَيْهِ:اللهُ.
Хадис 5: «Если кто-то из вас напишет какой-то труд, то пусть не пишет в нем «я достиг», потому что это имя дьявола. Пусть пишет же только «Аллах»». Хадис выдуман, о чем сказано в книге «Леали».
٢٦– حديث: أَرْبَعٌ لاَ يَشْبَعْنَ مِنْ أَرْبَعٍ:أَرْضٌ مِنْ مَطَرٍ،وَ أُنْثىَ مِنْ ذَكَرٍ،وَ عَيْنٌ مِنْ نَظَرٍ،وَ عاَلِمٌ مِنْ عِلْمٍ.
Хадис 6: «Четверо никогда не пресытятся четырьмя: земля дождем, женщина мужчиной, глаз взглядом и ученый знаниями». Ибну-ль Джаузи упомянул этот хадис в книге «Мавду’ат». Хафиз Захаби в книге «Мизану-ль и’тидаль» (1/542) передает этот хадис от Хусейна ибн Ульвана аль-Кальби, рассказывая о его биографии. Потом также добавляет: «Я также говорю «Лжец не пресытится ложью»».
٣٤– حديث: أَكْثَرُ أَهْلِ الْجَنَّةِ الْبُلْهُ، وَ عِلِّيُّونَ لِذَوِي الْأَلْباَبِ.
Хадис 7: «Большинство обитателей рая — это глупцы». Баззар передает этот хадис, как слабый, а Куртуби называет его достоверным. Этот хадис передается вместе с дополнением «А самые верхние места Рая заняты обладателями разума». У этого дополнения нет основы. Алийу-ль Кари в книге «Аль-мавду’ату-ль кубра» (стр.126) сказал следующее: «Куртуби в книге «Тазкира» называет этот хадис достоверным. Однако, это не так. Ибн Адий, напротив, говорит, что хадис недостоверен».
Используемое в тексте хадиса слово «бульх» по смыслу означает множественное число слова «аблях». «Аблях» же обозначает человека, не отличающего плохое и считающего все хорошим.
Сахль ат-Тустари, растолковывая это, сказал, что это люди, чьи сердца полны воодушевления, и они всегда думают об Аллахе. Также словом «аблях» называют человека, который мало знает об этом мире, но имеет глубокие познания в религии. В книге «Макасыд» сказано: «Такие люди не имеют знаний о мирских делах». Как сказал автор в книге «Аль мавду’ату-ль кубра» (стр.127): «Использованное в хадисе слово глупец не использовано со значением «умственно отсталый»».
٣٨– حديث: أُمِرْتُ أَنْ أَحْكُمَ بِالظَّاهِرِ، وَ اللهُ يَتَوَلىَّ السَّرَائِرَ.
Хадис 8: «Мне было приказано судить по внешним признакам, а то, что в душах, знает лишь Аллах». Ираки и другие ученые сказали, что у этих слов нет основы. Эти слова приводит в своей книге «Ахкаму-ль Куран» (1/143) Ибн Араби в качестве ложного хадиса. Его ученик – Кадый Ияз – следуя за учителем, сказал в книге «Тартибу-ль мадарик» (1/101, издание г.Фес) следующее: «Решения, касательно внутреннего мира человека выносит только Аллах и этот мудрый порядок неизменен. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мы – пророки – судим лишь по внешним признакам, а содержимое душ знает лишь Аллах». В другом риваяте сказано: «Внутренний мир человека знает лишь Аллах». В еще одном риваяте сказано: «Мне было приказано судить лишь по внешним признакам, а содержимое же душ знает лишь Аллах»». На этом заканчиваются слова Кадыя Ияза.
Это выражение, несмотря на то, что оно привлекало внимание некоторых ученых, несомненно, является ложным. Эти риваяты не имеют под собой основы. Миззи, Ибн Кясир, Заркаши, Ибну-ль Муляккин, Ираки, Сахави и другие видные ученые-хадисоведы говорили, что этого хадиса нет ни в известных книгах по хадисам, ни в разделах о хадисах каких-либо книг.
Важно обратить внимание на то, что Сахави в книге «Аль-макасыду-ль хасана» (стр.91), объясняя решение, касательно, данного хадиса, допустил ошибку, ссылаясь на которую Алийу-ль Кари в «Аль-мавду’ат-уль кубра» и Аджлуни в «Кашфу-ль хафа» (1/192-193) сказали: «Имам Навави в толковании к «Сахиху» Имама Муслима, разбирая хадис, в котором сказано «Мне не было приказано раскрывать грудь людям и смотреть в их сердца», сказал: «Смысл этого таков: «Мне было приказано судить лишь по внешним признакам, а содержимое же душ знает лишь Аллах. Так и сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!)»». Слова Навави на этом заканчиваются.
Первым, кто передал эти слова Навави, стал Сахави, но он не передал выражение полностью, что и породило ошибку. Приведем полностью слова Навави из толкования «Сахиха» Муслима (Китабу-з закят, раздел о трате заката на смягчение сердец: 7/163). Навави (да будет доволен им Аллах!) говори: «Смысл этого хадиса таков: «Мне было приказано судить лишь по внешним признакам, а содержимое же душ знает лишь Аллах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сказав это, они спасут от меня свою кровь и имущество. Расчет же в руках Аллаха». В одном из хадисов имеется также выражение «Если бы ты раскрыл сердце!»».
В этом выражении Навави слова «Мне было приказано судить лишь по внешним признакам, а содержимое же душ знает лишь Аллах» приписываются Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Данный хадис был объяснен при помощи слов, не относящихся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Если же посмотреть на слова Навави «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал», то можно подумать, что эти слова относятся к тому хадису, что был до них.
Islam-Today