О достоинстве хаджа и ’умры пришли достоверные хадисы от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Приведем некоторые из них:
Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение ‘умры до следующей умры служит искуплением совершенных между ними грехов, что же касается безупречного хаджа, то нет за него иного воздаяния, кроме Рая». аль-Бухари, 1773; Муслим, 1349.
Сообщается со слов ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа, золота и серебра. А за безупречный хадж нет иной награды, кроме Рая». ат-Тирмизи, 810; ан-Насаи, 2631.
Сообщается со слов ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа». ан-Насаи, 2630.
Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она сказала: «О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет! Наилучшим джихадом для вас (женщин) является безупречный хадж». аль-Бухари, 1520.
Также в другой версии сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Они должны совершать джихад, в котором нет сражения, а это хадж и ’умра». ибн Маджах, 2901.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж». аль-Бухари, 26; Муслим, 83.
Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать».аль-Бухари, 1521; Муслим, 1350.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Амру ибн аль-’Асу, да будет доволен им Аллах: «Разве тебе не известно, что ислам уничтожает всё, что было прежде, и хиджра уничтожает всё, что было прежде, и хадж уничтожает всё, что было прежде?» Муслим, 121.
Безупречный хадж, (о котором сказано в вышеперечисленных хадисах), это такой хадж, который соответствует сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества». Муслим, 1297.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, я не совершу больше хаджа после этого года». ан-Насаи, 3062.
Также безупречный хадж — это такой хадж, во время которого человек не приближается к своей супруге и не совершает грехов, а также отказывается от всех действий, которые запрещены во время хаджа. Признаком того, что хадж был безупречным, является то, что мусульманин после этого хаджа становится лучше, чем был раньше.
Если человек до совершения хаджа совершал определенные грехи, то во время хаджа ему следует покаяться перед Аллахом искренним покаянием, оставить совершение этих грехов, сожалеть о том, что их совершал, и быть твердо убежденным в том, что больше никогда не совершит ничего подобного. Если же грех человека связан с правами людей, то он должен возместить им попранное право. Например, если он отобрал чужое имущество, то должен вернуть это имущество. Если же он нанес кому-то обиды своим языком или руками, то должен попросить прощения за это. Если же человек знает, что если он сообщит этим людям о том, что говорил о них плохо, то это приведет к еще большему вреду, ссоре и вражде, то ему достаточно попросить у них прощения общими фразами, не упоминая того, что он о них говорил. При этом он должен начать отзываться об этих людях хорошо и просить у Аллаха для них блага.
Совершив хадж именно так, человек откроет для себя врата к благу, начнет новую жизнь, переполненную богобоязненностью и прямотой во время выполнения приказов Аллаха.
Если же человек до хаджа был в плохом состоянии и после хаджа остался таким же, то это уже является признаком того, что его хадж не был безупречным.
Что же касается того, что намаз, хадж, ’умра и другие праведные деяния стирают грехи, то речь идёт о малых грехах. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния». (Сура ан-Ниса, аят 31)Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв и участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей послужат искуплением прегрешений, совершённых между этими молитвами, если не будет среди них тяжких грехов, и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершённых между ними, если человек не совершит тяжких грехов».Муслим, 233. Что же касается тяжких грехов, то их стирает только покаяние (тауба).
Если паломник совершает покаяние, каясь в малых и в больших грехах, то возвращается домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать. Если же человек не кается в своих грехах и продолжает их совершать, то он будет спрошен за это.
Аллах Всевышний сказал: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо». (Сура аль-Ан’ам, аят 160)
Разъясняя этот аят, ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что люди, оставляющие греховный поступок, делятся на три вида:
1 — Иногда человек оставляет грех только ради Аллаха и ему пишется будто он совершил одно благое дело. Здесь человек и оставил грех, и сделал правильное намерение. Именно поэтому, в хадисах указывается на то, что такому человеку будет записано одно благое дело. Например, в некоторых достоверных хадисах сказано, что Аллах говорит: «Ведь, человек оставил этот грех только ради Меня».
2 — Иногда человек оставляет грех по забывчивости и рассеяности. В данном случае ему не будет записана награда, так как он не имел намерения оставить грех, но и не будет записано совершение греха, ибо он не совершил его.
3 — Иногда человек оставляет грех из-за физической невозможности его совершить или из-за лени после того, как он предпринял все способы приблизиться к совершению этого греха. Такой человек подобен тому, кто совершил грех, ибо сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”. Люди спросили: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!” аль-Бухари, 31; Муслим, 2888.». См. «Тафсир аль-Къуран аль-’Азым», 3/340. Издательство «Дар аль-Кутуб аль-’ильмия», 1419 год.
تم النشر بتاريخ: 2005-01-24
الحمد لله
هذا الحديث رواه البخاري (1521) ومسلم (1350) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : (مَنْ حَجَّ فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ رَجَعَ كَمَا وَلَدَتْهُ أُمُّهُ ) .
وفي رواية للترمذي (811) : ( غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبه ) . صححه الألباني في صحيح الترمذي .
وهذا الحديث كقوله تعالى : ( الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَعْلُومَاتٌ فَمَنْ فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلا رَفَثَ وَلا فُسُوقَ وَلا جِدَالَ فِي الْحَجِّ ) البقرة/197 .
وَالرَّفَث : اِسْم لِلْفُحْشِ مِنْ الْقَوْل , وَقِيلَ : هُوَ الْجِمَاع .
قال الحافظ :
» وَاَلَّذِي يَظْهَر أَنَّ الْمُرَاد بِهِ فِي الْحَدِيث مَا هُوَ أَعَمُّ مِنْ ذَلِكَ , وَإِلَيْهِ نَحَا الْقُرْطُبِيّ , وَهُوَ الْمُرَاد بِقَوْلِهِ فِي الصِّيَام ( فَإِذَا كَانَ صَوْم أَحَدكُمْ فَلا يَرْفُث ) » انتهى .
أي أن الرفث في الحديث يشمل الفحش في القول والجماع معاً .
( وَلَمْ يَفْسُقْ ) أَيْ لَمْ يَأْتِ بِسَيِّئَةٍ وَلا مَعْصِيَةٍ .
وَمَعْنَى ( كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمّه ) : أَيْ بِغَيْرِ ذَنْب .
وَظَاهِره غُفْرَان الصَّغَائِر وَالْكَبَائِر . قاله الحافظ .
» وإليه ذهب القرطبي والقاضي عياض ، وقال الترمذي : هو مخصوص بالمعاصي المتعلقة بحق اللّه لا العباد » قاله المناوي في «فيض القدير» .