Марвий

Исходя из вышеперечисленных категорий равий и оценки их качеств, все хадисы делятся на две ос­новные группы:

Макбуль مَقْبُولٌ (принимаются) — эти хадисы принимаются. Является обязательным в своих действиях следовать указаниям, заложенным в этих хадисах.

Мардуд مَرْدُودٌ  (не принимаются) —  эти хадисы не принимаются. Выполнять то, что сказано в них, не является обязательным. Хадисы не принимаются из–за того, что передавший их равий не имеет доверия. В то же время у ученых нет единого мнения по данному вопросу.

Наиболее значимыми (сильными) хадисами Сунны Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, являются мутаватир-хадисы.

Ахад-хадис  ٌآحَد — этот хадис передал один равий, который не мог говорить неправду.

Мутаватир-хадис ٌمُتَوَاتِر  этот хадис передали многие равий, которые всегда говорили правду.

Мутаватир-хадис

Этот хадис передали многие равий, которые всегда говорили правду. Информация в них должна быть оригинальной и не общеизвестной.

Условия, которым должен соответствовать мутаватир-хадис:

1. Этот хадис от начала до завершения его сэнэд должны предавать группы равий, которые никогда не могли обманывать.

2. Содержание хадиса не должно в себе нести общеизвестную информацию, по типу “Дважды два рав­няется четырем”. Информация, передаваемая хадисом, должна быть оригинальной.

Лафзан мутаватир   لَفْظاً: во всех передачах равий передали хадисы буквально, не меняя мэтн. Подобные хадисы составляют сравнительно меньшую часть от всего числа мутаватир-хадисов.

Пример лафзен мутаватир-хадис:

«Если кто-то, зная, выдумал то, о чём я не говорил, пусть готовит для себя место в аду»[[7]].

Ма’нен мутаватир   مَعْناً:  хадисы передали те равий, которые обладают качествами таватур. На­пример: в 100 переданных разных хадисах, имеется один смысл о том, что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, при чтении ду’а руки держал поднятыми.

Хукум (решение, заключение ученых) по мутаватир-хадис:

1. Кто совершает инкар (отрицает) и не верит тому, что сказано в мутаватир-хадисе, тот отступает от веры.

2. Выполнять то, что сообщено в мутаватир-хадисе, — ваджиб.

3. Критика мутаватир-хадиса запрещена.

4. Если в сэнэд подобных хадисов имеются недостатки, данный хадис не является мутаватир, а назы­вается “Машхур” или “Мустафиз”.

5. Не является обязательным, чтобы все равий во всех категориях имели качества сика. Даже если среди них есть несколько слабых равий, хадис считается мутаватир.

Книги, в которых собраны все мутаватир-хадисы:

1. Суюти “Катфуль Азхар”قَطْفُ اْلاَْزْهاَر ِ  (буквально “Срывать цветы”).

В этой книге на 159 страницах приведены 112 мутаватир-хадисов.

2. Джа’фар Аль-Каттани “Назмулмутанасир филь-хадисиль-мутаватир”  نُظُمُ الْمُتَنَاثِرِ فِي الْحَدِيثِ الْمُتَوَاتِرِ. За основу взята книга Суюти. Книга напечатана в Марокко и в Бейруте.

Хадисы:

1. Мутаватир хадисы:

а) лафзи мутаватир; б) ма’нави мутаватир.

2. Ахад хадисы:

а) сахих; б) хасан; в) да’ииф.

Машхуур-хадис  اَلْمَشْهُورُ  (известный).

Известные хадисы — машхур делятся в свою очередь на три вида:

а) Сахих –машхуурاَلصَّحِيحُ  الْمَشْهُورُ

б) Хасан –машхуурاَلْحَسَنُ الْمَشْهُورُ

в) Да’ииф –машхуурاَلضَّعِيفُ اَلْمَشْهُورُ

В этих хадисах в каждой категории сэнэд должны быть минимум 2 передавших человека. Эти равий не имеют качеств мутаватир.

Примеры подобных хадисов:

1) Сахих-машхур:

«Кто идет на намаз-джум’а — пусть выполнит гусль»[[8]].

2) Хасан-машхур:

«Получение знаний — фард для каждого мусульманина»[[9]].

3) Да’ииф-машхур:

«Сердце так устроено, что оно любит того, кто делает ему добро»[[10]].

Примеры машхур-хадисов, распространенных в различных науках:

1. Хадис, известный среди хадисоведов:

«Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, в течение целого месяца после совершения руку’ делал кунут и читал ду’а (бедд’уа) против народа Ра’ль и Зэкьван»[[11]].

2. Хадис, который известен среди хадисоведов, учёных и простых людей:

«Мусульманин мусульманину – брат»[[12]].

3. Хадисы, которые известны среди учёных по фикху (факихов):

«Самое нелюбимое из разрешённого (халяль) Аллахом – развод»[[13]].

«Мусульмане должны выполнять условия»[[14]].

4. Хадисы, которые известны среди учёных по усулиль фикх:

«Если судья (хаким) делал иджтихад и вынес правильное решение, получит два саваба, а если неправильное — то один»[[15]].

«Моя умма не ответит за те свои деяния, которые она совершила по ошибке, либо по забывчивости, либо по принуждению»[[16]].

5. Хадисы, которые широко известны среди простых людей:

«Хорошее отношение между людьми – садака»[[17]].

«Путешествие – это часть мучения»[[18]].

«Кто обманывает, тот не из нас»[[19]].

«Война – это хитрость»[[20]].

«Верующий — зеркало для верующего»[[21]].

Наряду с достоверными машхур-хадисами среди людей имеют хождение и вымышленные хадисы. Различить их можно, пользуясь книгами «Кяшфуль-хафа» и «Музилюль-Ильбасс аммаш-тахара минэль-аха­дис аля альсинэтин-нас», написанными Аль-Аджлуни.

Виды хадисов в зависимости от окончания сэнэд

Все хадисы подразделяются в зависимости от окончания сэнэд, то есть они могут принадлежать Аллаху, Субханаху ва Та’аля, Пророку Мухаммаду, саллаллаху алейхи ва саллям, сахабам, таби’ун или этба’уттаби’ин.

Хадис-кудсий

   اَلْحَدِيثُ الْقُدْسِى

Сэнэд ведет к Аллаху, Субханаху  ва Та’аля.

Хадис-марфуу’у

 ُُُُاَلْحَدِيثُ الْمَرْفُوعُ

(поднятый до Пророка САС)

Сэнэд восходит до Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.

Хадис-маукууф

 اَلْحَدِيثُ  الْمَوْقُوفُ (остановившийся)

Сэнэд продолжается до сахаба Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.

Хадис-мактуу’у

  اَلْحَدِيثُ  اَلْمَقْطُوعُ 

(оборванный)

Сэнэд доходит до таби’ун или этба’уттаби’ин.

1. Хадис-кудсиَاَلْحَدِيثُ الْقُدْسِى    .

Сэнэд ведет до Аллаха, Субханаху ва  Та’аля. Это хадисы следующего типа: “Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: “Сказал Аллах Всевышний …”.

То, что говорится в хадисе-кудси Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, передал от Всевышнего, но в то же время он не является аятом из Кур’ана.

Аят из Кур’ана — это приказ Всевышнего, с которым совершается поклонение Аллаху, Субханаху ва Та’аля, за каждую прочитанную букву из Кур’ана верующего ожидает вознаграждение в Судный День — десять саваб. С хадисом не совершается ибадат, как с аятом.  Хадис-кудси не читается с таджвидом.

Две разновидности хадиса-кудси:

а) Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям: “Это он передает от своего Господа”[[22]].

Например:

б) “Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям: “Сказал Аллах Всевышний…”[[23]].

Самыми известными книгами, описывающими хадисы-кудси, являются “Аль-Ахадисуль-Кудсия”(автор — Алиуль Гари) и “Аль-Итхафус-Сения биль-Ахадисуль-Кудсия”(автор — Абдуррауф Аль-Мунави).

2. Хадис-марфуу’

Сэнэд восходит до Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям. Это все хадисы каули, фи’ли, такрири и васфи, непосредственно относящиеся к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, в том числе свидетельства сахабов, таби’ун и этба’уттаби’ин.

Две разновидности хадис-марфуу’:

Сараахатэн صَرَاحَةً

(ясные, как марфуу’)

Хукмэн  حُكْمًا

(после вывода о том, что они марфуу’)

Каули

Фи’ли

Такрири

Каули

Фи’ли

Такрири

Cараахатэн марфуу’   صَرَاحَةً: Пророк сказал, Пророк делал, Пророк одобрил.

Например, сараахатэн марфуу’ каули:

( قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمْ )

«Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям».

Например, сараахатэн марфуу’ фи’ли:

( رَأَيْتُ رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَفْعَلُ كَذَا )

«Я видел, Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, делал так».

Например, сараахатэн марфуу’ такрири:

( فَعَلْتُ «فَعَلْنَا» بِحَضْرَةِ النَّبِيِّ رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَذَا )

«Я делал, (мы делали) возле  Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, так».

Хукмэн марфуу’  حُكْمًا: сахабы сказали, не указывая на Пророка, но это мог сказать, сделать только Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям.

Например, хукмэн марфуу’ каули:

 ( مَنْ أَتَي سَاحِرًا أَوْ عَرَّافًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَي مُحَمَّدٍ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ )

“Если человек едет к магу или колдуну с намерением узнать своё будущее, он, таким образом, отрицает то, что ниспослано Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям”[[24]].

Например, хукмэн марфуу’ фи’ли.

Если в любом деле, на что не делается иджтихат, сахаба что-то совершил — это хукмэн марфуу’ фи’ли.

Например: “Али бин Аби Талиб совершил во время намаза кусуф (при солнечном затмении) больше двух ракатов”[[25]].

хукмэн марфуу’ такрири:

“Мы делали (или говорили) во время Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, то, что это является сунной”.

Например:

В намазе соединить руки, положив правую руку поверх левой на уровне ниже пупка, является сунной.

3. Хадис-маукууф

Сэнэд этих хадисов не доходит до Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям. В хадисе говорится только о действиях, словах, поведении и образе сахаба. Это эсэр, т.е. это «то, что сказано». Но это не даиф-хадис.

Ахмад бин Ханбаль и имам Малик, ученые из мазхаба Абу Ханифа Разый и Сарахси утверждают, что данные хадисы — далиль.

Однако некоторые ученые ханафииты и шафииты утверждают, что эти хадисы — не далиль.

Например:

Катаадэ сказал: “Омар бин Хаттаб ненавидел, когда мужчина путешествует один”[[26]].

Абу Аййуб Аль-Ансари сказал: “Кто хочет повысить знания и улучшить своё мышление, пусть путешествует и живёт среди других народов”[[27]].

4. Хадис-мактуу’

Это то, что сказал, совершил или как действовал таби’ун или этба’уттаби’ин. Это не является доказа­тельством — далиль.

Например:

Передал Абдурраззак бин Хаммам от Ма’мар бин Рашида:

«Я спросил Зухари, о том, можно ли кушать прислонившись; он ответил, что это не запрещено».

Имам А’зам Абу Ханифа утверждал:

«Если сказал Пророк — это далиль для нас; если сказали сахабы — мы из этих вестей выбираем; если это сказали таби’ун — то мы такие же люди, как и они».

Это высказывание имама А’зам Абу Ханифа означает то, что хадисы-мактуу’ не являются доказательством. Но от пожилых таби’ун, таких как: Саид бин Мусаййяб, Аш-Ша’би, Ан-Нэхаи и Мэсрук, разрешается принять хадис как доказательство.

Оценка хадиса в зависимости от состояния сэнэд

Хадисы, в зависимости от их общего состояния и здоровья сэнэд, подразделяются на три группы: са­хих, хасан и да’иф.

Виды хадисов в зависимости от их здоровья и состояния сэнэд

1. Сахих  اَلْحَدِيثُ الصَّحِيحُ

2. Хасан اَلْحَدِيثُ الْحَسَِِِِن

3. Да’ииф اَلْحَدِيثُ الْضَّعِيفُ

1. Сахих-хадис.

 В случае если у равий хорошие адалят и забт.

Сахих-хадис должен соответствовать следующим признакам:

а) в его сэнэд нет разрыва;

б) у всех равий был хороший адалят и забт;

в) хадис не является “шааз”, т.е. передавший его равий надежен и не противоречит другим известным равий;

г) хадис не должен иметь “болезни” — иллят. Если есть “болезнь”, то этот хадис — муалляль. Внешне этот хадис кажется «здоровым», но при его изучении учеными-хадисоведами выявляются ошибки в мэтн.

При несоответствии хадиса хотя бы одному из обязательных вышеперечисленных условий – хадис не может являться сахих.

Существует 2 вида сахих-хадисов:

а) Сахих- лизатихи   اَلصَّحِيحُ لِذَاتِهِ   — в нем нет никаких недостатков, он соответствует всем качествам сахих-хадиса.

( حَدَّثَنَا قُتَيَبةُ بِنْ سَعِيدِ حَدَّثَنَا جَرِيرُ عَنْ عُمَارَةُ بْنُ الْقَعْقَاعِ عَنْ اَبِي زُرْعَةَ عَنْ اَبِي هُرَيْرَيةَ قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ اِلَي النَّبِيِّ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ مَنْ أَحَقَّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مِنْ؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ ثُمَّ اَبُوكَ ).

Пример. Передал Абу Хурейра, чтоодин человек спросил у Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям: «Кому мне служить?». Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, ответил: «Матери!». Человек переспросил: «Еще кому?». Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, снова ответил: «Матери!». Человек снова спросил: «Еще кому?». Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям ответил: «Матери!». Человек: «Еще кому?». Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям добавил: «Отцу!».

Те равий, которые передали этот хадис, обладают качествами адалят и забт. Кутэйба бин Саид является учителем Бухари и Муслима. Джарир бин Абдильхамид, Омар бин Ка’ка и Абу Зур’а, являются сика. Поэтому данный хадис является сахих-лизатихи.

 

б) сахих-лигайрихи َالصَّحِيحُ لِغَيْرِهِ  — он соответствует всем признакам сахих-хадиса, но в то же время некоторые из этих признаков слабые. Однако данный хадис подтверждается другим ривайятом.

( لَوْلاَ اَنْ أَشُقَّ عَلَي اُمَّتِي َلأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلاَةٍ ).

Пример. Передал Абу Хурейра:«Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: «Если бы моей умме не было трудно, то я бы приказал ей перед каждым намазом чистить зубы сиваком».

Здесь при проверке его сэнэд обнаруживается, что один из равий — Мухаммед бин Амр обладал слабой памятью.

Решение по сахих-хадисам

Хадисоведы сказали, что сахих-хадис является далиль и придерживаться его – ваджиб, несмотря на количество равий, которые его передали. Часть ученых придерживаются мнения, что сахих-хадисы составляют основу веры. В то же время большая часть ученых считают, что основой веры являются только Кур’ан Карим и мутаватир-хадисы.

Ибн Хазм и некоторые ученые сказали, что сахих-хадисы тоже являются основой веры. Несмотря на то, что они и являются «сика», они тоже могут ошибаться в своём решении.

Степени сахих-хадисов

1) Хадисы, переданные в книгах Бухари и Муслима, называются муттафакун алейх.  مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ

2) Хадисы, переданные только Бухари.

3) Хадисы, переданные только Муслимом.

4) Хадисы, не вошедшие в книги Бухари и Муслима, но, в то же время, соответствующие их условиям.

5) Хадисы, соответствующие условиям только Бухари.

6) Хадисы, соответствующие условиям только Муслима.

7) Ученые по хадисам, кроме Бухари и Муслима, признали их соответствующими условиям сахих-хадисов.

Исходя из этого ясно, что, с одной стороны, сахих-хадисы, включенные в «Сахихайн», как в лучшие сборники хадисов, в определенной мере более ценны. С другой стороны, это не умаляет ценности сахих-хадисов, включенных в другие сборники, так как критерием оценки является надежность ривайята.

Ибн Дакик-Иль-׳ыйд в своей книге «Аль-иктирах» представил по сорок сахих-хадисов из каждой семи вышеназванных степеней.

Сборники сахих-хадисов:

Первой книгой, в которой собраны сахих-хадисы, является “Сахих-Бухари”, написанная аль-Бухари (умер в 256/870 году). Другим известным источником сахих-хадисов является произведение Муслима (умер в 261/875 году), который называется“Сахих-Муслим”. Эти две книги несут название “Сахихан”.

Также к известным сборникам источниками сахих-хадисов относятся“Муватта”, написанная ранее Имамом Малики (умер в 179/795 году), и более поздние “Сахих” Ибн Хуземы (умер в 311/923 году) и “Сахих” Ибн Хыббана (умер в 354/965 году).

2. Хасан-хадис.

При исследовании качеств равий, передававших хасан-хадисы, видно, что в забт каждого из них име­ются некоторые недостатки. Однако в переданных ими хадисах нет шазз и муэалляль.

Хасан-хадисы, также как и сахих-хадисы, подразделяются на два вида: лизатихи и лигайрихи.

а) Хасан-лизатихи   اَلْحَسَنُ لِذَاتِهِ    — типичный хасан. Если существуют два и более хасан-лизатихи, похо­жие по тексту и смыслу, то их уровень находится примерно наравне с хадисом сахих-лигайрихи.

б) Хасан-лигайрихи   اَلْحَسَنُ لِغَيْرِهопределяется по тому, что в сэнэд есть один равий с неизвестными ка­чествами и происхождением, поэтому нет возможности оценить его качества. В таком случае хадис счита­ется слабым. При условии, что существуют подобные по тексту и смыслу хадисы, этот хадис считается ха­сан-лигайрихи.

Хадисы хасан-лигайрихи очень близки к слабым, они усиливаются только при наличии похожих по смыслу риваийятов.

Хадисы хасан-лигайрихи поодиночке не используются, применяются только в совокупности с силь­ными хадисами.

Тирмизи, часто использовавший слово «хасан», дает следующее объяснение термина «хасан-хадис»:

«В сэнэд данного хадиса нет равий, про которого кто-либо сказал, что он лжец; хадис не является «шазз»; существуют хадисы, подтверждающие его».

Подобным же образом Тирмизи объясняет термин «хасан-лигайрихи».

Пример хадиса хасан-лизатихи:

Ахмад бин Ханбаль сказал: «Нам Яхъя бин Са’ид передал от Бехз бин Хакима, который сказал: «Мне отец передал от моего деда, который сказал:

“О, Пророк! Кто больше всего заслуживает моего доброго отношения?”. Пророк саллаллаху алейхи уа саллям сказал: “Мать!”. Дед далее спросил: “Кто после нее?”. Пророк саллаллаху алейхи уа саллям ответил: “Мать!”. Дед повторно спросил: “Кто еще после нее?”. Пророк саллаллаху алейхи уа саллям снова ответил: “Мать, после нее отец, затем остальные родственники в зависимости от степени родства!”»[[28]].

Сэнэд данного хадиса не имеет разрывов, он не является «шазз», смысл данного хадиса не вызывает разногласий среди равий.

Ахмад бин Ханбаль и его учитель Яхъя бин Са’ид – два признанных имама. Яхъя бин Са’ид, Насаи и некоторые другие хадисоведы считают Бехз бин Хакима надежным передатчиком. В то же время ученым известны некоторые передачи от Бехз бин Хакима, которые не достаточно ясны. Известно также, что Шуба бин Хаджадж в свое время оценивал качества этого равий и выяснил, что его забт слабый. Поэтому, со­гласно решению ученых, данный хадис признан хасан-лизатихи.

Хукум (решение, заключение ученых) по хасан-хадисам:

Все ученые по фикху утверждают что хасан-хадис — это далиль, и ими необходимо руководствоваться при совершении поступков.

Хадисы хасан-лигайрихи также являются хадисами макбуль, т.е. принимаются, если есть несколько подобных хадисов, и отстутствуют хадисы, противоречащие им по смыслу.

3. Да’иф-хадис اَلْحَدِيثُ الْضَّعِيفُ

Эта категория хадисов, которые не отвечают одному или нескольким требованиям, предъявляемым к сахих и хасан хадисам.

Даиф-хадисы, в зависимости от их степени несоответствия вышеуказанным требованиям к хадисам, в свою очередь, тоже подразделяются на различные категории.

По различным мнениям ученых выделеляется до 49 до 510 категорий даиф-хадисов. В данной книге предлагается рассмотреть чаще всего встречающиеся 15 категорий даиф-хадисов, таких как: Мурсяль, Мун­каты’у, Му’даль, Му’алляк, Мудалляс, Маудуу’, Матрук, Мункэр, Му’алляль, Мудрэдж, Маклуб, Мудтариб, Шэзз, Мусаххаф и Мухарраф.

Существуют две группы причин слабости хадисов:

1. В сэнэд имеется разрыв среди равий, передавших хадис, по временным промежуткам.

2. Сэнэд хадиса непрерывный, но в отношении одного из равий необходимо проводить джарх.

Виды даиф-хадисов в зависимости от разрыва сэнэд

В зависимости от видов разрыва сэнэд даиф-хадисы подразделяются на Мурсяль, Мункаты’у, Му’даль, Му’алляк и Мудалляс.

Мурсяль     اَلْحَدِيثُ الْمُرْسَلُ

Если таби’ун сказали: “Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям: “…” без указания имени передав­шего сахаба.

Слово «мурсяль» во множественном числе звучит как «марасил». Таби’ун, передававший хадисы-мур­сяль, называется «мурсиль».

Причиной слабости хадиса-мурсяль является разрыв в сэнэд.

Если Муджахид, из тех таби’ун, которые не видели Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, не упоми­нает в своей передаче имени сахаба. По этой причине данный хадис относится к мурсяль.

Сахаба называют «сахабом-мурсяль», если он при передаче хадиса указывает, что слышал его от Про­рока, саллаллаху алейхи ва саллям, но на этот счет имеются достоверные сведения от ученых, что этот сахаб передает хадис от другого сахабы. По мнению некоторых хадисоведов хадисы от сахабов-мурсяль не имеют недостатков.

Хукум по мурсяль-хадисам

Среди ученых существуют разногласия в признании мурсяль-хадисов как далиль. На этот счет име­ются три группы мнений:

1) Часть хадисоведов и факихов считают, что мурсяль-хадисы не далиль;

2) Абу Ханифа, Имам Малик и их единомышленники считали, что мурсяль-хадисы от ученыхсика – сахих и они далиль.

3) Имеется единогласное мнение: то, что передано от сахаба-мурсяль – это сахих и является далиль.

Сборники мурсяль-хадисов:

Наиболее известно произведение Абу Саид Салахуддина Аль-Алаи (умер в 761/1360 году) – «Джамит-Тахсил фии ахкамиль-марасиль».

Мункаты’у   اَلْحَدِيثُ الْمُنْقَطِعُ

В сэнэд подобных хадисов имеются большие разрывы.

Термин «мункаты’у» ученые мутаххирин используют в тех случаях, когда хадис передан этба’уттаби’ин непосредственно от сахабов, без указания через какого таби’ун осуществлялась передача.

Например, если хадис передан подобным сэнэдом, то данный хадис является мункаты’у, так как Имам Малик является этба’уттаби’ин и, соответственно, сам не видел сахаба Ибн ’Умара.

Хадис является мункаты’у только в том случае, если в существующих разрывах сэнэд отстуствует не более одного передатчика в одном разрыве.

По мнению некоторых ученых к данной категории также относятся хадисы с непрерывным сэнэдом в случае, если качества одного из равий не известны.[[29]]

Мункаты’у-хадисы намного слабее чем мурсяль-хадисы.

Му’даль   اَلْحَدِيثُ الْمُعْضَلُ

В месте разрыва сэнэд подряд отсутствуют два и более передатчиков.

Му’даль намного слабее мункаты’у.

Му’алляк   اَلْحَدِيثُ الْمُعَلَّقُ

В начале сэнэд нет нескольких человек, или вообще отсутствует сэнэд.

Мудалляс   اَلْحَدِيثُ الْمُدَلَّسُ

В сэнэд есть специально сокрытый разрыв.

Виды даиф-хадисов в зависимости от качеств равий:

Маудуу’   اَلْحَدِثُ الْمَوْضُوعُ

Равий сам выдумал данный хадис.

Матрук    اَلْحَدِيثُ الْمَتْرُوكُ

Один из равий уличен во лжи.

Мункэр  اَلْحَدِيثُ الْمُنْكَرُ

а) Равий слабый, и его хадисы противоречат по смыслу хадисам других равий;

б) Данный хадис передал только он один.

Му’алляль   اَلْحَدِيثُ الْمُعَلَّلُ

У равий есть скрытый недостаток (он кяфир, фасик и пр.)

Мудрэдж   اَلْحَدِيثُ الْمُدْرَجُ

Равий в текст хадиса произвольно вставил новые слова.

Маклуб  اَلْحَدِيثُ  الْمَقْلُوبُ 

а) В сэнэд нарушена последовательность равий,

б) В метин нарушен порядок слов.

Мудтариб  اَلْحَدِيثُ الْمُضْطَرِبُ

а) Один и тот же равий передает один и тот же хадис, но с разными смыслами,

б) В сэнэд одного и того же хадиса указаны разные равий.

Шэз   اَلْحَدِيثُ الْشَاذُّ

а) Качества равий хорошие, но хадис с таким смыслом больше никто кроме него не передает;

б) Качества равий хорошие, но смысл передаванных им хадисов противоположен смыслу хадисов, переданных другими равий,

в) Признанный учеными равий передает хадисы, противоречащие другим равий.

Мусаххаф    اَلْحَدِيثُ الْمُصَحَّفُ

Последовательность слов, знаков препинания и огласовки в мэтн хадиса изменены, что приводит к изменению его смысла.

Мухарраф    اَلْحَدِيثُ الْمُحَرَّفُ

Изменены огласовки в словах мэтн и ,следовательно, не сохранен правильный смысл хадиса.

Хукум (решение, заключение ученых) по даиф-хадисам:

а) с ними амаль не осуществляется;

б) амаль с ними осуществляется обязательно;

в) совершение амаль определяется конкретными условиями:

— если хадис передал явный обманщик — амаль не совершается,

— если по рассматриваемому вопросу есть заключение ученых, и смысл хадиса не противоречит ему — амаль делается.


[[7]] Бухари, «Ильм» 38, «Дженаиз» 33, «Энбийа» 50, «Адаб» 109; Муслим, «Зухд» 72;Тирмизи «Фитэн» 70.

[[8]] Бухари, «Джум’а» 2,5; Муслим, «Джум’а» 1,2,4; Тирмизи, «Джум’а» 3; Нэсаи, «Джум’а» 7,25; Ибн Маджа, «Икамэ» 80,83; «Муватта», «Джум’а» 5; Ахмед бин Ханбэль I, 15, II, 3.

[[9]] Ибн Маджа, «Мукаддимэ» 17.

[[10]] Суюти, Тэдриб,189.

[[11]] Бухари, «Витр» 7, «И’тисам», 16; Муслим, «Мэсаджид» 299, 300; Нэсаи, «Татбик» 26; Ибн Маджа, «Икамэ» 120; Дарими, «Салят» 216.

[[12]] Бухари, «Мэзалим» 3, «Икрах» 7; Муслим, «Бирр» 58; Абу Дауд, «Эйман» 7, «Имарэ» 36.

[[13]] Абу Дауд, «Таляк» 3; Ибн Маджа, «Таляк» 1.

[[14]] Тирмизи, «Ахкям» 17.

[[15]] Бухари, «Итисам» 21; Муслим, «Акдийе» 15; Абу Дауд, «Акдийе» 2; Тирмизи, «Ахкям» 2; Нэсаи, «Кудат» 3; Ибн Маджа, «Ахкям» 3; Ахмед бин Ханбэль II, 187, IV, 198, 204, 205.

[[16]] Ибн Маджа, «Таляк» 16.

[[17]] Аджлуни, «Кяшфуль-хафа», II, 200.

[[18]] Бухари, «Умра» 19, «Джихад» 136, «Атимя» 30; Муслим, «Иманэ» 179; Ахмад бин Ханбэль, II, 236, 445, 496.

[[19]] Муслим, «Иман» 164; Абу Дауд, «Буйу’» 50.

[[20]] Бухари, «Джихад» 157; Муслим, «Джихад» 18, 19; Абу Дауд, «Джихад» 92; Тирмизи, «Джихад» 5; Ибн Маджа, «Джихад» 28.

[[21]] Абу Дауд, «Адаб», 49; Тирмизи, «Бирр» 18.

[[22]] Бухари, Рикак 31.

[[23]] Муслим, Зухд 46.

[[24]] Муслим, «Салям» 125; Ахмед бин Ханбэль, II, 429; IV, 68; V, 380.

[[25]] Таджрид («Мукаддимэ»), I, 134.

[[26]] Абдурраззак бин Хаммам, «Мусаннэф», Х, 431.

[[27]] Исмаил Лутфи Чакан, «40 хадисов из Аййуб Султан», 145.

[[28]] Абу Дауд, «Адаб» 120; Тирмизи, «Бирр» 1; Ахмад бин Ханбаль, IV, стр 342.

[[29]]Ибн Касир, «Ихтисару Улумуль-Хадис», стр. 53.

http://www.molites.narod.ru/usulhadis/06.htm