Ошибки в чтении

При чтени можно ошибиться насчет пяти вещей[1][2]:

1) Иʼраб (здесь: окончания слов) и огласовки (харакат).
2) Буквы (хуруф).
3) Слова (калимат).
4) Предложения (джумаль уаль-аят).
5) Паузы (вукуф).

1. Ошибки в иʼрабе и харакатах.

Это относится к случаям, когда человек читает вместо кясры дамму или фатху вместо даммы и т. п. Сюда же относится чтение сдвоенного звука (мушаддад) без удвоения, как один звук, или растягивание произнесения звука дольше, чем следует.

Согласно ранним ученым, любая ошибка, приводящая к изменению смысла аята на такой, который может вывести из Ислама, – нарушает намаз.

Согласно поздним ученым, таким как Мухаммад ибн Мукатиль, Мухаммад ибн Салям, Исмаʼиль аз-Захид, Абу Бакр ибн Саʼид аль-Бальхи, аль-Хиндуани, ибн аль-Фадль и аль-Хальвани (да помилует их всех Аллах), если человек ошибается в иʼрабе или харакате, это не нарушает намаз. И это предпочитаемое мнение[3].

Если же человек намеренно читает так, что смысл искажается неприемлемым образом, то его намаз нарушается. А такое чтение может вывести его из Ислама (то есть это может быть куфр)[4].

2. Ошибки в буквах (хуруф).

Сюда относится:

  • Изменение буквы.
  • Добавление буквы.
  • Пропуск буквы.
  • Соединение букв.
  • Неправильный порядок букв[5].

Изменение буквы:

Изменение буквы не нарушает намаз, если это не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает إنَّ الْمُسْلِمُونَ вместо إنَّ الْمُسْلِمِينَ, то его намаз не нарушается.  Точно так же, если кто-то прочитал انْفَرَجَتْ вместо انْفَجَرَتْ или إيَابٌ вместо أَوَّابٌ, то даже в этом случае его намаз остается действительным[6].

Если же буква, прочитанная по ошибке, близка по звучанию к букве, которая там должна быть, и между ними не очень большие различия, то такая ошибка не нарушает намаз. Например, если кто-то прочитал «син» (س) вместо «сод» (ص), или «за» (الظَّاء) вместо «дад» (الضَّادِ), или «то» (الطَّاءِ) in вместо «та» (التَّاء), то все эти ошибки не нарушат его намаз, если только в итоге смысл не меняется на неприемлемый.

Если же буква заменена на такую, которая на нее не похожа и которую легко отличить от первой, то это нарушает намаз. Например, если человек читает слово الطَّالِحَاتِ вместо الصَّالِحَاتِ, то намаз нарушается, поскольку смысл серьезно поменялся[7].

Добавление букв:

Если к слову прибавлена буква, то это не нарушает намаз, если не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает وَانْهَى عن الْمُنْكَرِ вместо وَانْهَ عن الْمُنْكَرِ то это не нарушает намаз, так как в значении нет бессмыслицы и нет канонической неприемлемости[8].

Пропуск букв:

Если буква пропущена, но смысл не поменялся, то намаз будет действителен. Например, если человек прочитал وَلَقَدْ جَاءَهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ вместо وَلَقَدْ جَاءتهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ то намаз остается действительным.  Однако, если человек прочитал فما لهم يُؤْمِنُونَ вместо فما لهم لا يُؤْمِنُونَ , то, из-за радикального изменения смысла, намаз нарушается[9].

Соединение букв:

Соединение букв разных слов не нарушает намаз. Например, если «кяф» присоединен в чтении к «нун» в إيَّاكَ نَعْبُدُ , то есть человек читает  إيَّا كَنَعْبُد , то это не нарушает намаз[10].

Неправильный порядок букв:

Неправильный порядок букв, приводящий к изменению значения слова из Корана (и этого слова нет в Коране), согласно всем ученым, нарушает намаз. Например, если некто прочитал قوسرة  вместо قسورة или عفص вместо عصف , то намаз нарушается[11].

Подытожим: ошибка в буквах, изменяющая смысл на неприемлемый, нарушает намаз.

3. Ошибки в словах[12].

Если слово, прочитанное по ошибке, идентично правильному слову по контексту и встречается в Коране, то, согласно общему мнению ученых, намаз не нарушается. Пример: человек прочитал طعام الفاجر вместо طعام الأثيم [13].

Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом и встречается в Коране в другом месте, то намаз также не нарушается. Например, если человек прочитал вместо الْعَلِيمِ, или السميع  вместо البصير , или خبيرا вместо بصيرا, то во всех этих случаях намаз не нарушается[14].

Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом, но в Коране не встречается, то, согласно имаму Абу Ханифе и имаму Мухаммаду (да помилует Аллах их обоих), намаз все равно не нарушается. Согласно же имаму Абу Юсуфу, такой намаз становится недействительным. Здесь предпочитается мнение имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Пример: человек читает تجحدان вместо  تُكَذّبَانِ или لا شك فيه вместо  لاَ رَيْبَ فِيهِ[15].

Если человек добавил слово к тексту Корана и добавленное слово встречается в Коране, но его добавление изменяет смысл, то это нарушает намаз. Например, если некто прочитал: وَاَلَّذِينَ آمَنُوا وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ وَرُسُلِهِ أُولَئِكَ هُمْ الصِّدِّيقُونَ , куда добавил слова وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ, то такая ошибка нарушит намаз, поскольку смысл поменялся.

Аналогично этому, если в аят добавили слово, которое не встречается в Коране, то это также нарушает намаз. Например, если человек прочитал إنَّمَا نُمْلِي لهم لِيَزْدَادُوا إثْمًا وَإِجْمَالًا  , добавив слово وَإِجْمَالًا , то его намаз нарушится.

Если добавленное слово не меняет смысла и встречается в Коране, то намаз не нарушается. Например, чтение إنَّ اللَّهَ كان بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا не нарушает намаз.

Если добавленное слово не меняет смысла, однако слово не встречается в Коране, то намаз опять же не нарушается. Например, если человек добавил слово  وَتُفَّاحٌ в следующий аят فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَتُفَّاحٌ وَرُمَّانٌ[16].

Повтор слова, который не меняет смысла, не нарушает намаз. Тем не менее, если повторение слов меняет смысл аята, то намаз не действителен. Например, чтение رَبِّرَبِّ الْعَالَمِينَ    или  مَالِكِ مَالِكِ يَوْمِ  нарушает намаз[17].

Перестановка слов нарушит намаз только в том случае, если смысл поменялся. Если человек прочитал زَفِير و لهم فيها ٌَشَهِيقٌ , то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся. Однако если человек прочитал إنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي جَحِيمٍ وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي نَعِيمٍ , то его намаз не действителен, так как из-за перестановки слов смысл поменялся на противоположный и полностью не соответствующий действительности[18].

4. Ошибки в предложениях.

Если человек прочитал аяты из разных мест Корана один за другим, делая между ними паузы, то это не нарушит намаз. Например, чтение следующих аятов друг за другом с остановкой между ними намаз не нарушает:

وَالْعَصْرِ……إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ ….. إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ…… أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ

Несмотря на то что последний аят не сочетается с предыдущим, намаз все равно остается действительным, потому что между аятами была пауза[19].

Если же человек читает аяты непоследовательно, не выдерживая между ними паузу, намаз нарушается, если два аята не сочетаются друг с другом. Например, если человек прочитал: إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَزَاءً الْحُسْنَى вместо كانت لهم جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا , это не нарушит намаз, так как смысл кардинально не поменялся. Однако же, если человек прочитал إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ, его намаз нарушится[20].

5. Ошибки в паузах.

Если человек делает паузу там, где ее быть не должно, или начинает читать с того места, откуда не начинают чтение, то, пока смысл остается прежним, намаз действителен. Например, если человек читает إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ , затем делает паузу и продолжает чтение: أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ, то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся.

Если человек не выдерживает паузу там, где должен, например, после слов  أَصْحَابِ النَّارِ , и объединяет эти слова с الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ , то, хотя намаз такое чтение не нарушает, это считается нежелательным.

Если же из-за паузы не в том месте смысл поменялся, намаз по-прежнему останется действительным. Например, если человек прочитал  شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إلَهَ , затем сделал паузу и продолжил إلَّا هو, то намаз не нарушится, хотя смысл изменился[21].

Вывод:

Ошибки в огласовках не нарушают намаз, вне зависимости от того, насколько серьезна ошибка. Ошибка в букве, из-за которой смысл поменялся на неправильный, нарушает намаз. Ошибки в словах нарушают намаз, если смысл кардинально поменялся и слово не встречается в Коране. Аналогичным образом, добавление слова, вне зависимости от того, встречается оно в Коране или нет, нарушает намаз, если смысл поменялся на неприемлемый. Повтор и перестановка слов нарушают намаз, только если смысл стал неправильным. Чтение аятов непоследовательно и без пауз между ними нарушает намаз, если смысл двух аятов не сочетается друг с другом. Другие ошибки намаз не нарушают.

Тем не менее, если человек допустил ошибку, которая могла бы нарушить намаз, однако сразу же поправил себя, намаз не нарушается[22].

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди