Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью (фард ‘айн) каждого постоянного жителя (мукым) города или большого селения, если он может присутствовать на этой молитве. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву, а также с жителей пустынь и маленьких селений, где нет ни представителя власти (амир), ни шариатского судьи (кады).

Участие в пятничной молитве является отдельной обязанностью, выполнять которую требуется даже в большей степени, чем совершать предписанную полуденную молитву, поскольку людям, отказывающимся от участия в пятничных молитвах, адресованы такие угрозы, которые не обращены к тем, кто пропускает предписанные полуденные молитвы. Это значит, что за отказ от участия в пятничной молитве человека ждёт более суровое наказание, чем за не совершение полуденной молитвы, а награда за пятничную молитву будет больше награды за полуденную. Кроме того, есть целый ряд особых условий действительности пятничной молитвы, которые не имеют отношения к полуденным молитвам.

Аллах Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы (только) знали»1.

Передают со слов Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, что они слышали, как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), (который стоял) на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих2 (гафилин)» (Муслим).

Сообщается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Участие в общей пятничной молитве является обязанностью каждого мусульманина, за исключением четверых: подневольного раба, женщины, ребёнка и больного» (Абу Дауд).

Сообщается также, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «(Участие в) пятничной молитве обязательно (для всех), кроме ребенка, невольника и путника» (Аль-Байхаки).

Такого мнения придерживались имамы всех четырёх мазхабов.

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не следует проводить ни пятничные, ни праздничные молитвы нигде кроме больших городов (миср джами’) и крупных населенных пунктов» (Ибн Абу Шайба).

Мы не располагаем никакими сведениями о том, что после присоединения тех или иных стран сподвижники, да будет доволен ими Аллах, воздвигали минбары и проводили пятничные молитвы где-либо кроме больших городов. Нигде не сообщается и о том, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повелевал проводить пятничные молитвы в окружавших Медину селениях, несмотря на их многочисленность, а это значит, что их следует проводить в городах и на территориях, находящихся в пределах городской черты3.

Справедливость подобного мнения подтверждается сообщением о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если не считать тех пятничных молитв, которые проводились в мечети Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم первая пятничная молитва была проведена в мечети Абд аль-Кайс в Джаваси на территории Бахрейна4» (Аль-Бухари).

Ибн Хаджар пишет: «Аль-Джаухари, аз-Замахшари и Ибн аль-Асир сообщали, что название Джаваси носило укрепление на территории Бахрейна, однако это не противоречит тому, что речь идёт о селении. Ибн ат-Тин приводит сообщение аль-Хасана аль-Лахми, который указывал, что название Джаваси носил город»5.

Однако даже если предположить, что речь идёт о селении, оно, несомненно, являлось большим селением, в котором следовало проводить пятничные молитвы.

В том случае, когда необходимые условия пятничной молитвы не выполнены полностью или частично, но взрослый и разумный мужчина всё же решит совершить её, она будет засчитана ему как предписанная молитва, которую необходимо совершать в данное время. Это будет наиболее предпочтительным решением, но не для женщины, которой лучше всего молиться дома, если не считать такого случая, когда её комната примыкает к стене мечети, и ничто не мешает ей молиться за имамом6.

Проведение пятничной молитвы действительно только с разрешения правителя, которое достаточно получить один раз при возведении мечети. Если правитель поручит передать своё разрешение кому-либо, этот человек может перепоручить это другому и так далее7. В своё время проведением пятничных молитв занимались праведные халифы и их наместники.

Мусульманские страны, находящиеся под властью неверных, являются странами Ислама, правители которых вынужденно или добровольно подчиняются неверным. Каждый такой правитель может проводить пятничные и праздничные молитвы, если же правитель не является мусульманином, то люди могут проводить эти молитвы самостоятельно8.

Пятничная молитва может быть только коллективной, и помимо имама на ней должны присутствовать по меньшей мере три человека9.

Пятничные молитвы следует проводить в таких местах, доступ в которые будет открыт для всех, поскольку такие молитвы относятся к числу религиозных обрядов Ислама. Другими словами, их проведение должно носить публичный характер. Если же имам закроет людям доступ туда, где он будет проводить пятничную молитву вместе со своими приверженцами, такая молитва будет недействительной. Не разрешается также закрывать двери соборной мечети для проведения пятничной молитвы отдельной группой лиц10.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разрешил проводить пятничную молитву в Мекке ещё до своего переселения, однако сам он не мог проводить их там, и поэтому отправил послание Мус’абу бин ‘Умайру, разрешив ему делать это» (Ад-Даракутни).

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мог проводить пятничные молитвы со своими сподвижниками в Мекке тайно, однако он не имел возможности делать это открыто, то есть так, чтобы в этих молитвах принимали участие все желающие, поскольку он опасался, что неверные могут причинить мусульманам вред. Тот факт, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не проводил в Мекке пятничные молитвы, указывает на то, что необходимым условием действительности таких молитв является их общедоступность.

Пятничная молитва проводится в такое же время, как и полуденная. Это значит, что ни совершать, ни возмещать такую молитву до или после периода времени, установленного для совершения полуденной молитвы, нельзя.

Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что обычно Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приступал к пятничной молитве, как только солнце начинало клониться к закату11 (Аль-Бухари).

Сообщается, что Салама бин аль-Аква’, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно мы собирались на пятничную молитву с Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم, (который проводил её), когда солнце начинало клониться к закату, а потом возвращались, следя за своей тенью»12 (Муслим).

Тому, кто пропустит пятничную молитву, в качестве возмещения следует совершить полуденную молитву. Запрещается совершать полуденную молитву до пятничной без уважительной причины. Если же человек в силу каких-либо причин не может принять участие в пятничной молитве, желательно, чтобы он совершил полуденную молитву после того, как имам закончит проведение пятничной13.

Пятничная молитва состоит из двух рака’атов, во время которых имам читает Коран вслух.

Если человек успеет присоединиться к молящимся во время ташаххуда, прежде чем имам произнесёт таслим, считается, что он успел принять участие в пятничной молитве. В подобном случае ему следует совершить её после произнесения имамом таслима.

Необходимым условием действительности пятничной молитвы является её проведение после хутбы в период времени, отводимый для совершения полуденной молитвы, если на пятничной молитве присутствует достаточное количество молящихся14.

Согласно сунне во время пятничной молитвы читаются две хутбы. После первой имаму следует на короткое время присесть на минбаре. Указанием на это служит хадис ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Пророк صلى الله عليه وسلم всегда читал две хутбы и присаживался между ними» (Аль-Бухари).

Согласно сунне, после того, как имам поднимется на минбар, азан следует возгласить перед ним.

Первая хутба начинается с мольбы о защите от шайтана (та’аввуз), с которой имам про себя обращается к Аллаху. Затем ему следует воздать хвалу Аллаху и восславить Его, произнести слова обоих свидетельств и призвать благословения на Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) потом обратиться к собравшимся с увещаниями и напоминаниями (ва’аз) и прочесть хотя бы один айат Корана. Во время второй хутбы имаму следует обратиться к Аллаху с мольбами за мусульман15.

После того как имам поднимется на минбар, никто не должен ни молиться, ни разговаривать до завершения пятничной молитвы. Указанием на это служит хадис Абу Хурайры, который передал, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Если в пятницу во время произнесения имамом хутбы ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: «Слушай (внимательно)!» — то скажешь нечто неподобающее»16 (Аль-Бухари).

Однако если в это время запрещается даже побуждать к одобряемому шариатом, что в иных обстоятельствах вменяется в обязанность говорить то, что обязательным не является, ещё более запретно.

Теперь что касается хадиса Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «(Как-то раз) во время произнесения Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) хутбы в пятницу (в мечеть) вошел один человек. (Пророк) спросил (этого человека): «Совершил ли ты молитву, о такой-то?». (Вошедший) ответил: «Нет». (Пророк) сказал: «(Тогда) встань и соверши молитву»»17 (Аль-Бухари).

Многие улемы по-разному комментировали этот хадис. Некоторые считали, что это имело место до того, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приступил к чтению хутбы. Подтверждением этого служит другая версия этого хадиса, в которой сказано: «…когда Пророк сидел на минбаре…» (Муслим).

Другие же считали, что это случилось до того, как людям было запрещено заниматься посторонними делами, и разговаривать во время хутбы, и велено хранить молчание, и внимательно слушать имама18.

Хутбу должен читать имам, однако в это время, равно как и во время совершения молитвы, он может выбрать себе заместителя. Необходимо, чтобы имам выбирал заместителя из числа тех, кто слышал всё или хотя бы часть того, что он говорил, и был способен должным образом завершить хутбу и провести молитву19.

Как до, так и после пятничной молитвы совершается добровольная молитва в четыре рака’ата с одним таслимом. Такие молитвы относятся к категории «сунна му’аккада».

Сообщается, что Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда совершал молитву в четыре рака’ата после того, как солнце начинало клониться к закату, и однажды я спросил его: «Что это за молитва, которую ты совершаешь так неуклонно?». Он сказал: «В это время открываются небесные врата, и я хочу, чтобы в это время к ним возносились мои праведные дела». Я спросил: «Следует ли читать Коран во время каждого из этих рака’атов?». Он ответил: «Да». Я спросил: «Один таслим следует произносить или два?» — и он сказал: «Один»» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ат-Тахави).

Таким образом, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал молитву в четыре рака’ата после полудня неуклонно, не делая различий между полуденными и пятничными молитвами, из чего следует, что её следует совершать в обоих случаях.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если кто-либо из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после неё молитву в четыре рака’ата» (Муслим).

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда совершал перед пятничной молитвой добровольную молитву в четыре рака’ата, не произнося между ними таслим; а после пятничной молитвы он сначала совершал молитву в два рака’ата, а потом — в четыре (Ат-Тахави).

Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулами сказал: «’Абдуллах (бин Мас’уд) всегда велел нам совершать молитву в четыре рака’ата до и после пятничной молитвы» (‘Абд ар-Раззак).

Согласно сунне по пятницам следует совершать полное омовение, умащаться благовониями и являться в мечеть как можно раньше. Передают, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Когда кто-либо из вас (решит) прийти на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Сальман аль-Фариси, сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), не будет расталкивать людей, сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько будет (угодно Аллаху), а потом станет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гусль), какое совершают после большого осквернения (джанаба), а затем (рано) отправится (на молитву в мечеть), уподобится принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда20; отправившийся (на молитву) во второй час21 уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час — принёсшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам22, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха)»23 (Аль-Бухари).

Тому, кто обязан принимать участие в пятничной молитве, порицается покидать город после полудня, не выполнив эту обязанность.

Примечание

1 «Аль-Джум’а», 9.
2 Иначе говоря, проявляющих невнимание по отношению к тому, что может привести их к спасению.
3 «Маракы аль-фалях»; при современном административном делении такие молитвы проводятся в селениях, где есть орган местной власти.
4 Здесь имеется в виду не остров, а область на аравийском побережье Персидского залива.
5 «Фатх аль-Бари «, 2/381.
6 «Аль-хадийа-ль-‘аля’ийа», 106.
7 «Радд аль-мухтар», 1/538.
8 «Радд аль-мухтар», 1/540.
9 «Аль-Джум’а», 9.
10 «Радд аль-мухтар», 1/546.
11 Иными словами, немедленно после полудня.
12 Имеется в виду, что, когда тень достигала определённой длины, наступало время послеполуденной молитвы.
13 «Раддаль-мухтар», 1/548.
14 То есть не менее трёх человек, не считая имама.
15 «Аль-хадийа-ль-‘аля’ийа», 108.
16 Дело не в том, что слова эти неверны по своей сути, так как человек действительно должен молча, внимательно и не отвлекаясь слушать хутбу, а в том, что человек, который делает отвлекающемуся замечание, и сам отвлекается от слушания, вследствие чего его собственная награда за присутствие на пятничной молитве будет неполной.
17 Речь идёт о молитве в два рака’ата в знак приветствия мечети.
18 «Фатх аль-Бари «, 2/209. Следует отметить, что маликиты также запрещают совершать добровольную молитву во время чтения имамом хутбы, ссылаясь на пример жителей Медины.
19 «Аль-хадийа-ль-‘аля’ийа», 107. Здесь имеется в виду, что состояние имама должно быть таким, чтобы молитва, совершаемая за ним, была действительной.
20 Иначе говоря, получит за это такую же награду.
21 То есть позднее.
22 Иначе говоря, когда имам поднимется на минбар и приступит к чтению хутбы.
23 Таким образом, тот, кто придёт позже начала хутбы, уже не будет особо отмечен ангелами, которые записывают тех, кто приходит на пятничную молитву до начала хутбы.

Автор: Шейх ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз аль-Ханафи
Книга: «Аль-Фикх аль-Ханафи фи саубихи аль-джадид»