Вопрос:

Можно ли совмещать намазы зухр с асром и магриб с иша? Если нет, то как можете объяснить хадис от ибн Аббаса в Сахих Муслима о совмещении этих намазов?

Ответ:

По мнению ханафитов совмещение намазов, кроме как в Арафат между зухр и асром, в Муздалифа между магриб и иша, не разрешается, хоть для путника, хоть для мукыма. Следует из хадиса Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху) «джам’-сури», т.е. внешне выглядит как совмещение, но не «джам’-хакыки», не является им по факту.

«Джам’-сури» состоит из отложенного до конца промежутка времени намаза зухр и начала промежутка времени намаза аср. Совмещение намаза магриб и намаза иша происходит аналогично.

В книге «Сунан-ан-Насаи» передается от ибн Аббаса, что он имел ввиду, что совмещение намаза, упомянутое в других хадисах – «джам’-сури»:

أَخْرَجَ النَّسَائِيُّ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: «صَلَّيْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ الظُّهْرَ وَ الْعَصْرَ جَمِيعًا وَ الْمَغْرِبَ وَ الْعِشَاءَ جَمِيعًا، أَخَّرَ الظُّهْرَ وَ عَجَّلَ الْعَصْرَ وَأَخَّرَ الْمَغْرِبَ وَ عَجَّلَ الْعِشَاءَ».

Ибн Аббас сказал:

«Я читал с пророком (салляллаху алейхи ва саллям) зухр совместно с асром и магриб совместно с иша. Т.е. читал зухр и магриб с конце своего времени, а аср и иша в начале».

Алляма Шаббир Ахмад Усмани в книге «Фатхуль-Мульхим» после напоминания этого хадиса сказал:

فَهَذَا ابْنُ عَبَّاسٍ رَاوِي حَدِيثِ الْبَابِ قَدْ صَرَّحَ بِأَنَّ مَا رَوَاهُ مِنَ الْجَمِيعِ الْمَذْكُورِ هُوَ الْجَمْعُ الْصُّورِيُّ، وَ مِمَّا يُؤَيِّدُهُ مَا رَوَاهُ الشَّيْخَانِ عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ أَنَّهُ قَالَ: «يَا أَبَا الشَّعْثَاءِ أَظُنُّهُ أَخَّرَ الظُّهْرَ وَ عَجَّلَ الْعَصْرَ وَ أَخَّرَ الْمَغْرِبَ وَ عَجَّلَ الْعِشَاءَ. قَالَ: وَأَنَا أَظُنُّهُ» – وَ أَبُو الشَّعْثَاءِ هُوَ رَاوِي الْحَدِيثِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ. (فتح الملهم شرح صحيح مسلم: 2/267)

«Ибн Аббас являясь передатчиком этого хадиса чётко сказал то, что он передал о совмещении, это «джам’-сури». Подтверждает его слова хадис, который приводится в «Сахих» Муслима и «Сахих» Бухари от Амр ибн Динара:

«О, Аба Аш-Ша’са! Я думаю, что он читал зухр и магриб в конце своего времени, а аср и иша в начале». Абу Аш-Ша’са ответил: «Я тоже так думаю». Абу Аш-Ша’са – передатчик хадиса от ибн Аббаса».

(«Фатхуль-Мульхим шарх Сахих Муслим», т.2, стр.267)

А Аллах знает лучше.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam-today.ru