Что означает «Руку»?

Руку’ (араб. ركوع) — поясной поклон (1-ое значение), небольшая часть суры Корана (2-ое значение слова).

Первое значение: поясной поклон — одно из основных положений в намазе, между стоянием и суджудом (земным поклоном). При совершении руку’, молящийся наклоняется в сторону Кыйблы под прямым углом (см. иллюстрацию внизу). При этом, его его руки должны быть прямыми, кисти, растопырив пальцы, должны охватывать колени, а взгляд должен быть направлен на ноги.

Слова поминания при совершении поясного поклона

سُبْـحانَ رَبِّـيَ الْعَظـيم
«Преславен Великий Господь мой” (трижды).

سُبْـحانَكَ اللّهُـمَّ رَبَّـنا وَبِحَـمْدِك ، اللّهُـمَّ اغْفِـرْ لي
«Преславен Ты, о Боже, Господь наш, хвала Тебе, о Боже, прости меня”.

سُبـّوحٌ قُـدّْوس ، رَبُّ الملائِكَـةِ وَالـرُّوح
«Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и духа”.

اللّهُـمَّ لَكَ رَكَـعْتُ وَبِكَ آمَـنْت ، ولَكَ أَسْلَـمْت ، خَشَـعَ لَكَ سَمْـعي ، وَبَصَـري ، وَمُخِّـي ، وَعَظْمـي ، وَعَصَـبي ، وَما استَقَـلَّ بِهِ قَدَمي
«О Боже, Тебе я поклонился, в Тебя уверовал и Тебе покорился, покорны Тебе мои слух и зрение, мозг и кости, нервы и то, что дает моим ногам возможность ходить”.

سُبْـحانَ ذي الْجَبَـروت ،والمَلَـكوت ، وَالكِبْـرِياء ، وَالْعَظَـمَه
«Преславен властитель царства могущества и царства небесного, обладающий гордостью и величием”.
Руку’ в хадисах

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который страдал от боли, начал совершать у себя дома молитву сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, а закончив (молиться), сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, а если он молится сидя, то молитесь сидя и вы!”»

Передают, что однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда он совершал поясной поклон (во время молитвы), и он тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но больше так не делай!» (Сахих Бухари)

Сообщается, что Мус‘аб бин Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) я молился рядом со своим отцом и (при совершении поясного поклона) соединил руки, поместив их между колен. Мой отец запретил мне делать это (впредь) и сказал: «Мы делали то же самое, но нам было запрещено это, и было нам велено класть руки на колени”». (Сахих Бухари)

Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Поясной поклон пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его земной поклон, (сидение) между двумя земными поклонами и стояние после поясного поклона были примерно равны (по продолжительности и отличались в этом отношении) от времени стояния (кийам) и сидения (ку‘уд)».

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Совершая поясные и земные поклоны, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! (Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!)”»
В другой версии этого хадиса сообщается также, что она сказала: «(Он говорил так,) выполняя то, что было велено ему делать в Коране». (Сахих Бухари)

Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды мы совершали молитву (, находясь) позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а один человек, находившийся позади него, сказал: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! (Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!)” Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Кто сказал это?” (Тот человек) ответил: «Я”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым”».

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он всегда говорил: «Аллах велик”, потом он произносил эти слова перед совершением поясного поклона, а когда выпрямлялся после него, говорил: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу (Сами‘а-Ллах ли-ман хамида)”. Когда же он выпрямлялся полностью, то говорил: «Господь наш, хвала Тебе (Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд)”». (Сахих Бухари)

Сообщается, что Сабит сказал:
«Обычно Анас, да будет доволен им Аллах, показывал нам, как молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и когда во время молитвы он поднимал голову после совершения поясного поклона, то стоял (так долго, что) мы говорили: «Он забыл (о земном поклоне)”». (Сахих Бухари)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал голову после поясного поклона, он всегда говорил: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе”, (после чего иногда) обращался к Аллаху с мольбами за некоторых людей, называя их по именам (, например): «О Аллах, спаси аль-Валида Ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша Ибн Абу Раби‘у, и слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем мудар и сделай так, чтобы голод продолжался для него столько же, сколько и во времена Йусуфа!” (Он говорил так, поскольку) в те дни восточная группа племён мудар выступала против него». (Сахих Бухари)
Второе значение слова «руку’» — 1/540-ая часть Корана. Хотя доподлинно неизвестно, кем и когда были введены обозначения руку’, почти наверняка это было сделано для удобства — с целью прочтения 1 такой части в течение 1 ракаата, т.е. достигнув знака руку’, человек, произносящий аяты Корана в намазе, мог совершить руку’. В Коране 540 руку’, соответственно, таким образом в намазе таравих можно закончить чтение Корана ровно в 27-ую ночь месяца Рамадан. (Ма’арифуль Коран, стр. 33-34)