До ниспослания суры «Муравей» (ан-Намль) Посланник Аллаха (мир ему) отправил людям из Наджрана письмо следующего содержания:

«Именем бога Ибрахима, Исхака и Якуба. От Мухаммада Пророка и Посланника Аллаха к епископу и народу Наджрана. Мир вам, я воздаю хвалу Богу Ибрахима, Исхака и Якуба. А далее, я призываю вас (перейти) от поклонения рабам к поклонению Аллаху. И призываю вас (перейти) от покровительства рабов, к покровительству Аллаха. Если отвергнете это, то будете выплачивать джизью. Если и на это не согласитесь, то объявляю вам войну. На этом все».

И когда послание дошло до епископа и он прочитал его, то его охватил ужас и непреодолимый страх. Он отправил за человеком из Наджрана по имени Шурахбиль бин Вадаа, который происходил из народа Хамдана, и к которому в случае возникновения сложных проблем обращались в первую очередь. Епископ передал письмо Шурахбилю, и тот прочитал его. Тогда епископ сказал:

— О, Абу Марьям, что ты думаешь (по этому поводу)?

— Ты ведь знаешь об обещании Аллаха Ибрахиму (мир ему) отправить из среды его потомков, по линии Исмаила (мир ему), Пророка. И откуда мне знать, возможно этот человек и является тем самым пророком, я не могу судить в делах пророчества. Если бы это касалось мирских дел, то я бы выразил по их поводу свое мнение и нашел бы для тебя решение, — сказал Шурахбиль.

Тогда епископ сказал:

— Тогда отойди (вот туда) и сядь.

Шурахбиль отошел в сторону и присел. И епископ отправил за человеком из народа Наджрана по имени Абдуллах бин Шурахбиль, принадлежащим к роду Зи-Асбах из племени Химйар. Он прочитал ему письмо и спросил мнение по этому поводу, и тот сказал то же, что и Шурахбиль. Тогда епископ сказал:

— Тогда отойди (вот туда) и сядь.

Абдуллах отошел в сторону и присел. И епископ отправил за человеком из народа Наджрана по имени Джаббар бин Файд. Он прочитал ему письмо и спросил мнение по этому поводу, и тот сказал то же, что Шурахбиль и Абдуллах. Тогда епископ приказал ему отойти в сторону и присесть. И когда мнения всех присутствующих по данному вопросу сошлись, епископ приказал ударить в колокола, разжечь костры и развесить одежды монахов в храмах. Они делали это в случае тревоги днем. А в случаях тревоги ночью они били в колокола и разводили костры в храмах. И когда зазвонили колокола и развеялись одежды, собрались люди со всех концов долины. А протяжение той долины (составляло) преодоление расстояния быстрым всадником за один день. В той долине расположилось семьдесят три селения и сто двадцать тысяч воинов.

Он (епископ) прочитал им письмо Посланника Аллаха (мир ему) и спросил их мнение по поводу его. И все пришли к единому мнению – отправить Шурахбиля бин Вадаа аль-Хамдани, Абдуллаха бин Шурахбиля аль-Асбахи и Джаббара бин Файда аль-Хариси, чтобы они принесли новости от Посланника Аллаха (мир ему). И вот эта делегация отправилась в Медину. И когда они прибыли, то сняли с себя одежды путников и переоделись в дорогие мантии и надели золотые печатки. Затем отправились к Посланнику Аллаха (мир ему) и поприветствовали его, однако он не ответил на их приветствие. Они попытались с ним заговорить на протяжении всего дня, но он не стал с ними разговаривать из-за их дорогих одежд и золотых печаток. Тогда они отправились к Осману бин Аффану и Абдуррахману бин Ауфу, которые были их знакомыми. Они нашли их на собрании среди мухаджиров и ансаров, и, обратившись к ним, сказали:

— О, Осман и о, Абдур-Рахман! Ваш пророк отправил нам письмо, и мы решили ответить на него. Мы принесли ответ и поприветствовали его, однако он не ответил на наше приветствие. Мы попытались с ним заговорить на протяжении целого дня, но он не стал с нами разговаривать. Что же вы посоветуете нам? Может нам вернуться?

Они спросили у Али бин Абу Талиба, который в тот момент присутствовал на собрании:

— Что ты думаешь, о, Абу Хасан, на счет этого народа?

Али ответил Осману и Абдур-Рахману:

— Я думаю, что им надо снять эти одежды и эти печатки и переодеться в одежды путников, затем вернуться к нему.

Когда они сделали (то, что им посоветовали) и поприветствовали (Посланника Аллаха (мир ему), то он ответил на их приветствие, а затем сказал:

— Клянусь тем, кто отправил меня с истиной, в первый раз пришли ко мне (люди), а вместе с ними был Иблис.

После он расспросил их, а они расспросили его. Наконец, они спросили его следующий вопрос:

—  Что ты скажешь об Исе? Мы сейчас вернемся к своему народу. И если ты пророк, то мы, христиане, были бы рады услышать, что ты говоришь о нем.

Письмо Пророка Мухаммада (мир ему) епископу и людям из Наджрана

Письмо Пророка Мухаммада (мир ему) епископу и людям из Наджрана

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

— Сегодня мне нечего вам о нем рассказать. Подождите, пока я не извещу вас о том, что об Исе (мир ему) говорит мой Господь.

На следующий день Аллах ниспослал:

«Появление на свет Исы подобно появлению на свет Адама. Аллах сотворил его из земли, сказав лишь: «Будь» [стань человеком], и он стал. [Адам появился на свет без отца и матери, а Иисус – без отца. Сходство между ними – в отсутствии родителя у обоих и прямое повеление Творца]».

«Правда (истина) – от твоего Господа [все предоставляемое тебе от Него есть истина, что бы ни говорили, ни доказывали другие]. Не будь из числа сомневающихся!»

«Если кто-то будет спорить с тобой [Мухаммад] о нем [об Исе] после того знания [твоей осведомленности из ниспосланных тебе строк Корана], что ты получил, то скажи им: «Давайте позовем наших детей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас, после чего все вместе взмолим Господа и будем вымаливать у Него, чтобы проклял Он лжецов» (Св. Коран, 3/59-62).

И они отвергли эти условия. Когда наступил следующий день после того, как Посланник Аллаха (мир ему) известил их, он вышел на совершение «аль-мулаана»[1] со своими внуками Хасаном и Хусейном, завернутыми в ткань из страусиных перьев, а сзади его шла Фатима, также их сопровождали несколько его жен. Шурахбиль сказал своим товарищам:

— Вы же знаете, когда собираются люди нашей долины, то все от мала до велика следуют моему мнению. И я, клянусь Аллахом, вижу, что дело очень серьезное. Клянусь Аллахом, если этот человек является выбранным (среди его народа) правителем, то мы станем первыми арабами, вонзившими ему нож в спину и отвергшими его предложение. И тогда ждите беды от него и от его товарищей, и ничто их не удержит от нас, ведь мы самые близкие ему соседи среди всех арабских племен. А если этот человек является ниспосланным пророком, то проклинание его сотрет нас с лица земли и не останется от нас и мокрого места.

Тогда его товарищи спросили:

— И что же ты предлагаешь, о, Абу Марьям?

— Я предлагаю назначить его нашим судьей. И я считаю, что он никогда не рассудит несправедливо.

— Пусть будет так, как ты сказал.

Тогда Шурахбиль встретился с Посланником Аллаха и сказал ему:

— У меня есть предложение получше, чем взаимное проклятие.

— И что же это?

— Назначить тебя нашим судьей на весь день и до ночи, и с ночи до утра. И мы согласны на твой вердикт, каким бы он ни был.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

— А если следующие за тобой резко осудят твой выбор?

— Спроси моих товарищей.

И Посланник Аллаха (мир ему) спросил их, на что они ответили:

— По всем жизненным вопросам мы (народ Наджрана) действуем исключительно согласно решению Шурахбиля.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему) вернулся и не стал взывать к взаимному проклятию. На следующий день они пришли к нему, и он написал им следующее предписание:

«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Это письмо от пророка Мухаммада, Посланника Аллаха к народу Наджрана: Поистине мой вердикт  — выплата налога (из неиспользованного остатка) из всего урожая, золота, серебра, полезных ископаемых и из рабов. Однако все это оставляю им, заменяя на выплату двух тысяч кольчуг – тысячу в месяце Раджаб, и тысячу в месяце Сафар». Затем были указаны остальные условия[2].

Свидетелями написания письма выступили Абу Суфьян бин Харб, Гайлан бин Амр, Малик бин Ауф из Бану Насра, Акра бин Хабис аль-Ханзали и Мугира. После составления и получения послания делегация вернулась в Наджран. Вместе с епископом был и его единородный брат, приходящийся ему также сыном дяди, звали его Бишр бин Муавия, а его прозвище – Абу Алькама. Делегация передала письмо Посланника Аллаха (мир ему) епископу. И когда он читал послание вместе с Абу Алькамой, они ехали на верблюдах. Вдруг верблюд Бишра споткнулся и тот упал, изрекая в адрес Посланника Аллаха (мир ему): «Да провались ты сквозь землю!» На это епископ сказал ему:

— Клянусь Аллахом, ты только что изверг проклятия в адрес ниспосланного пророка!

И сказал ему Бишр:

— Несомненно, клянусь Аллахом, я не развяжу верблюдицу до тех пор, пока не доберусь до Посланника Аллаха (мир ему), — затем повернул морду верблюда в сторону Медины.

Епископ развернул своего верблюда в его сторону и сказал:

— Пойми меня, я сказал это для доведения до сведения арабов, чтобы они не посчитали, что мы нарушили его права, или согласились на его воззвание, или пошли ради этого человека на жертвы, на которые не пошли другие арабы. Ведь мы являемся самыми могущественными и многочисленными из них.

И ответил ему Бишр:

— Нет, клянусь Аллахом, впредь я не приму ничего, что исходит из твоей головы, — сказав это, он развернулся к епископу спиной и погнал верблюда, (на ходу) декламируя стихи. И вот он достиг Посланника Аллаха (мир ему) и принял ислам, и не расставался с ним до тех пор, пока не был убит.

(Рассказчик передает далее) затем делегация вернулась в Наджран. Туда пришел и монах Ибн Абу Шимр аз-Забиди, являвшийся настоятелем кельи. Ему сказали: «в ат-Тихаме появился пророк», и рассказали о визите делегации из Наджрана к Посланнику Аллаха (мир ему), и о том, как он предложил им взаимное проклятие, и те отказались, и о том, что Бишр бин Муавия пришел к нему и принял Ислам. Тогда монах сказал: «Выведите меня отсюда, иначе я сброшу себя с этой башни». Когда его вывели, он прихватил с собой подарки и отправился к Посланнику Аллаха (мир ему). Эти подарки состояли из плаща, в который облачался один из халифов (впоследствии), кубка и посоха.

Он побыл некоторое время возле Посланника Аллаха (мир ему), слушал откровения, а затем вернулся к своему народу, и ему не суждено было принять ислам, он пообещал, что скоро вернется, но это ему было не суждено до самой смерти Посланника Аллаха (мир ему). Что же касается епископа Абу аль-Хариса, то он пришел к Посланнику Аллаха (мир ему), а вместе с ним пришли Саййид, Акыб и другая знать из его племени. И они побыли возле него, слушая то, что ниспосылает ему Аллах. Посредством Мугиры бин Шубы Посланник Аллаха (мир ему) написал епископу Абу аль- Харису, и другим епископам Наджрана следующее письмо:

«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. От Пророка Мухаммада – епископу Абу аль-Харису и другим епископам, священнослужителям, монахам Наджрана а также всем им подчиненным. Все вы под защитой Аллаха и Его Посланника, епископы, монахи и священнослужители не будут смещены (с занимаемых постов) и их права не будут нарушены, их власть и имущество останутся как и прежде. Защита Аллаха и Его Посланника пребудет над ними покуда они сами будут придерживаться мира и добрососедских отношений, и не будут они подвергнуты несправедливости и злодеянию»[3].


[1] взаимное проклятие, к которому Аллах призвал Пророка (мир ему) в 62-м аяте суры «Семейство Имрана», чтобы выявить того, кто на самом деле является лжецом

[2] Ибн Кясир, Тафсир, 3/59-63; аль-Бидая, 5/64-66

[3] Ибн Кясир, аль-Бидая, 5/66-67