Наверняка, каждый из нас задавался вопросом: «Какая мудрость заложена Всевышним в выборе Им именно Аравийского полуострова и его жителей для ниспослания Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?».

Для того, чтобы ответить на него, мы должны, во-первых, ознакомиться с особенностями менталитета арабов и их нравами до Ислама, во-вторых, иметь представление о географическом расположении полуострова и близлежащих территорий, и в-третьих, сопоставить и провести параллели между образом жизни арабов, их менталитетом и другими народами, жившими по соседству.

В ту пору мир возглавляли две великие державы, c которым граничил Аравийский полуостров – Персия и Рим. За ними следовали Греция и Индия.

Персия.

Персия была, без преувеличения, плодородной пашней для разного рода религиозно-философских идей, наущений и соблазнов. Здесь уместно упомянуть о зарадишитах, которых поддерживала знать, обладавщая силой и влиянием. Их низкая тривиальная идеология учила и призывала к предпочтению заключения брака со своей матерью, дочерью или сестрой. Свидетельств этому множество.

Также тот период у персов имел распространение и маздакизм, последователи которого практиковали уравнение имущества и общность жён. Т.е. общество имело равное право на имущество и жену человека, как, к примеру, на воду, огонь и другие природные ресурсы. Эту идею поддерживали и содействовали её распространению безрассудные и легкомысленные лица, которые шли на поводу своих страстей и желаний.

Рим.

В Риме же господствовал дух колонизации. Она была с одной стороны погружена в общие царившие в ту пору религиозные расхождения, с другой стороны тонула в разногласиях между христианами Египта и Сирии. Она упиралась на свою военную мощь, силу и колонизаторство, двигаемое Христианством, под лживыми лозунгами.

Эта империя не отставала в своём духовном упадке от соседней державы. Духовный кризис, непристойность, бесстыдство, экономический упадок царил во всём Риме.

Греция.

Греция была помешана на разного рода суевериях, предрассудках и небылицах, от которых не было никакого прока.

Индия.

Индия, как о ней пишет Абудь Хасан Надвию, в тот период (нач. 6 века) была самой отсталой и малоразвитой страной в плане человеческих нравов и религии. Она также не отставала от своих соседей в нравственном падении.

И необходимо понимать, что к падению, бедственности и сумятице этих великих держав привела цивилизация, которая зиждется на материальных ценностях и только. У этих народов не было соответствующего примера для подражания, который повёл бы их по пути духовного развития. Сама культура и цивилизованность являются лишь инструментом в достижений высшей цели. Если у общества, каким бы оно цивилизованным ни было, не будет своего здравого мышления и духовного идеала, для подражания, это в итоге приведёт его к нравственной гибели и хаосу. Если же у общества мерилом будут разум и духовное развитие, которых возможно достичь только посредством религии и божественных откровений, то культурные и цивилизованные ценности станут эффективным инструментом достижения полноценного счастья во всех ее направлениях.

Аравийский полуостров.

Аравийский полуостров был далёким, вернее, изолированным от всей этой внешней сумятицы. Жители полуострова не испытали на себе «культурное» влияние персидской цивилизации. Не увлекались арабы военной римской тиранией, беззаконием и деспотией, которой те наполнили свои владения.

Хоть цивилизация их не была так развита как в соседних державах, однако их общество отличалось такими качествами, как щедрость, почёт, взаимная поддержка и выручка, сохранение чести. Но, однако, для того, чтобы раскрыть их и использовать в правильном направлении, им не хватало знаний, т. к. они жили во мраке невежества. Это приводило к заблуждениям, бесчеловечным и глупым поступкам. К таковым можно отнести убийство дочерей в целях сохранения чести отца (в тот период рождение девочки являлось семейным позором), с целью доказать свою щедрость, могли распрощаться со всем имуществом, шли на войны и сражения только лишь для того, чтобы поддержать одного человека, даже в случае его неправоты.

И об этом говорит Всевышний в Священном Коране (cмысл): «И даже если вы раньше были из заблудших» (сура «аль-Бакара», 198).

Такое описание арабов в сопоставлении с другими общинами, окружавшими их, указывает больше на прощение их Всевышним, чем на упрёк и укор за их прежние поступки. Ведь у них, в отличие от соседей не было цивилизации и развитой культуры.

Итог.

Анализируя все приведённые факты, нам становится понятной мудрость избирания Всевышним именно Аравийского полуострова для ниспослания последнего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) с последней заповедью ко всему человечеству – Кораном.

Некоторые могут предположить, что последний Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не был ниспослан среди цивилизованных народов того периода, ввиду их глубокого погружения в ценности неверных идеологий, от которых им будет сложно отказаться. Тогда как обществу не достигших их уровня развития легче будет принять новый призыв, и поэтому, дескать, Всевышний и выбрал именно его. Это не так. Ибо следуя логике уровень культуры должен позволить владеющим им народам отличать полезное от вредного. И следовательно, призыв Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) оставить плохое цивилизованные люди должны были принять быстрее, нежели те, до которых ещё не дошла цивилизация.

И если бы Всевышний пожелал ниспослать Откровение в другом месте, то и там бы Он создал почву способствующую распространению Своих велений.

Мудрость ниспослания пророчества в отсталом по цивилизационным меркам регионе заключена в том, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) должен был быть неграмотным, до которого не дошли культурные плоды цивилизации, не умеющим ни читать, ни писать, но уста которого источали бы мудрость, разрушающую все сомнения людей в его пророчестве, в его призыве к Всевышнему.

Ведь если бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) родился в цивилизованном государстве, то у кого-нибудь возникли бы сомнения в его истинности, промелькнула бы мысль, что он всему у кого-то обучился, изучал науки, предыдущие писания, историю прежних поколений и на этой основе придумал священный Коран. Но Премудрый Создатель, во власти Которого находится всё сущее, не оставил даже такого ничтожного повода для возникновения сомнений. И Сам Всевышний об этом нам напоминает в следующем аяте Священного Корана (смысл): «Он – Тот, Который послал среди неграмотных Посланника из их же среды, который читает им Его знамения, обучает Книге и мудрости».

Также из мудростей избиранием Аравийского полуострова для зарождения призыва являются:

— Известно, что Аравия – это место где воздвигнута Кааба, первый священный дом, построенный для поклонения Творцу. Воздвигнувший её пророк Ибрахим (мир ему), так же вёл там свой призыв. И вполне естественно, что колыбелью Ислама должно было стать именно это святое место.

— Географическое месторасположение этого полуострова благоприятствовало распространения Ислама, т. к. мы упомянули, что он располагался между существовавшими на тот период державами. И именно с этого места в разные стороны пошёл пророческий призыв. История этому свидетельствует.

— Населявший регион народы говорили на арабском языке, который своим лексическим богатством и многообразием как никакой другой подходил для доведения Божественных Откровений ко всему человечеству.

Ибрагим Ибрагимов