Люди проводят время в мирской суете, погрузившись в погони за благами мирского мира. Такие люди не находят
успокоения для своей души. Каждый человек крайне нуждается в направлении своего сердца ко Всевышнему. В поминании
Аллаха, в каждом мгновении, ведь это путь счастья, спасения, успеха. Но человек всё время находится в забвении.
Один из поэтов сказал: «Не назвали человека (инсан) кроме как из-за забывчивости (нисян) и первый забывший — это первый
из людей». Он указывает на то, что слово «инсан», которое является обозначением человека, взято из слова
«нисян» (забывчивость). Также на это указывает Всевышний в Коране:
ولقد عهدنا إلى آدم من قبل فنسي ولم نجد له عزما
(Смысл): «Прежде Мы заключили завет с Адамом (сказали ему, чтоб не кушал из дерева), но он потом забыл (нарушил
завет), и Мы не нашли у него твердой воли (решительности, терпения от чего мы его оградили)». (Сура Таха аят 115).
В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Забыл Адам и забыли его потомки и ошибся Адам и ошиблись
его потомки» (ат-Тирмизи, №3002).
Мы знаем о поминании из Корана и сунны, и это путь салафу салихинов, в котором они усердствовали. В этом есть отдых
для нафса, побуждение к благому и отдаление от порицаемого. Сохранность от плохого, получение сияния в сердце.
О поминании в Коране сказано:
فاذكروني أذكركم واشكروا لي ولا تكفرون
(Смысл): «Поминайте Меня (совершением намаза тасбиха) и Я буду помнить о вас (воздам вам). В хадис аль-Кудси говорится:
«Кто помянет Меня про себя, Я помяну его про себя, кто помянет Меня среди людей то, Я помяну среди лучших
творений» (Ахмад, №8296). Благодарите Меня (за мои блага поклонением) и не будьте неблагодарны Мне (совершая
грехи)» (сура «аль-Бакара», аят 152, тафсир аль-Джалалайни).
والذاكرين الله كثيرا والذاكرات أعد الله لهم مغفرة وأجرا عظيما
(Смысл): «Для поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение (грехов) и великую награду (за
поклонение)» (сура «аль-Ахзаб», аят 35, тафсир аль-Джалалайни).
يا أيها الذين آمنوا إذا لقيتم فئة فاثبتوا واذكروا الله كثيرا لعلكم تفلحون
(Смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом (с группой кяфиров), будьте стойки и многократно
поминайте Аллаха (молите Аллаха о помощи). Быть может, вы преуспеете (победите)» (сура «аль-Анфаль», аят 45, тафсир
аль-Джалалайни).
إن الصلاة تنهى عن الفحشاء والمنكر ولذكر الله أكبر والله يعلم ما تصنعون
(Смысл): «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного (до тех пор, пока человек совершает намаз). Но
поминание Аллаха гораздо важнее (от другого поклонения), и Аллах знает о том, что вы творите (воздаст вам этим)» (сура
«аль-Анкубат», аят 45, тафсир аль-Джалалайни).
Имам аль-Газали указывает на то, что намаз сдерживает человека от плохого, когда он совершается искренно с ихсаном так,
как будто мы видим Аллаха, хотя и не видим Его, а Он нас видит. (Фатху аллям).
Эти аяты побуждают нас к поминанию Аллаха в каждом мгновении в каждом месте, везде нас учат поминанию. Начало в
поклонении поминание, его драгоценность — поминание, его завершение — поминание. Аллах в Коране упомянул:
وذكر اسم ربه فصلى
(Смысл): «Поминал имя своего Господа (словами «Аллаху Акбар») и совершал намаз (пятикратный намаз это из деяний
ахирата, кяфиры Мекки отреклись от этого)» (сура «аль-Аля», аят 15, тафсир аль-Джалалайни).
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине в намазе не допускается речь людей, намаз — это тасбих, такбир,
чтение Корана» (Муслим, № 836).
О посте Аллах сказал:
ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون
(Смысл): «Он желает, чтобы вы довели до конца (число дней поста месяца рамазан) и возвеличили Аллаха за то, что Он
наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «аль-Бакара», аят 185, тафсир аль-Джалалайни).
О хадже сказано:
فإذا أفضتم من عرفات فاذكروا الله عند المشعر الحرام واذكروه كما هداكم وإن كنتم من قبله لمن الضالين
(Смысл): «А когда вы вернётесь с Арафата (после стояния), поминайте Аллаха (после проведения ночи в Муздалифе
чтением Лябайка, Ляиляха илля Лллах, мольбы) в Заповедном месте (это гора в конце Муздалифа, её называют «Кузаху» и в
хадисе говорится: «Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встал на этой горе делал дуа до тех пор, пока совсем не
рассвело» (Муслим, №2137). Поминайте Его (признаки религии, обряды хаджа). Он наставил вас на прямой путь, хотя
прежде вы были заблудшими» (сура «аль-Бакара», аят 198, тафсир аль-Джалалайни).
واذكروا الله في أيام معدودات
(Смысл): «Поминайте Аллаха (такбиром при бросании камешков) в считанные дни (в течение трёх дней в долине
Мина)» (сура «аль-Бакара», аят 203, тафсир аль-Джалалайни).
Из сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мы знаем, как много он поминал Аллаха, и нам следует следовать за ним
произнося перед едой «Бисмиллях» и в конце «Альхамдуллилях». При встрече говоря «Ассаляму лейкум ва рахматуллах».
То же самое говорит молящийся в конце намаза. Когда выходим из дома — «Бисмиллях таввакальту аля Ллахи валя хавля
валя куввата илля биЛлях». При вхождении в мечеть — «Аллахуммафтахли абваба рахматик», при выходе —
«Аллахуммафтахли абваба фазлик». Учёные собрали азкары в одну книгу, читаемую утром и вечером. Например Имам ан-
Навави в книге «аль-Азкар», аш-Шавкани в книге «Туфхату аз-закирин». Так делали и другие учёные.
Когда у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) спросили: «Кто обладает самый высокой степенью перед Аллахом
в День Суда?», Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Тот, кто много поминал Аллаха» (ат-Тирмизи).
В другом хадисе сказано: «Поминай Аллаха так часто, пока люди не скажут, что ты сошёл с ума» (Хаким).
Нужно стремиться к поминанию Аллаха каждый день утром и вечером, столько, насколько это возможно. Ведь когда мы
поминаем Аллаха, то и Аллах поминает нас. Дай Аллах нам силы занять место в списке тех, кого Аллах поминает! Амин.
Автор: Гаджимурад Омаргаджиев Источник Islamdag.ru