Это тафсир, написанный двумя учеными-муфассирами, которые не дали своему тафсиру определенного названия, по причине чего этот тафсир известен как «Тафсирул-джаляляйн» или же «Джаляляйн». Наряду с этим среди некоторые ученые называют этот тафсир, как «Тафсирул-джаляляйн фи тафсирил-Куранил-азым».

Авторами тафсира «Джаляляйн» являются имам Джалялиддин Аль-Махалли и Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхим).

Следует отметить, что само название тафсира «Джаляляйн» (дословно: двух Джалялиддинов) указывает на то, что он составлен двумя авторами. В данном случае имамом Джалялиддином Аль-Махалли и имамом Джалялиддином Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхим). При этом следует упомянуть, что имам Джалялиддин Аль-Махалли (рохматул-лахи аляйхи) жил в 8-ом, а имам Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхим) в 9-ом веке.

Изначально тафсир, начиная с суры «Аль-Кахф» до суры «Ан-Нас», был составлен имамом Джалялиддином Аль-Махалли (рохматул-лахи аляйхи). Затем, когда им был написан тафсир суры «Аль-Фатиха», он скончался. И имам Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхи), довел дело, начатое своим наставником, до конца. То есть, им был написан тафсир Корана, начиная с суры «Аль-Бакара» до суры «Аль-Исра» включительно.

Также имамом Джалялиддином Аль-Махалли (рохматул-лахи аляйхи) не было написано предисловия и послесловия тафсира, а имам Джлялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхи) написал короткое вступление в начале тафсира суры «Аль-Бакара» и послесловие в конце суры «Аль-Исра», в котором он сказал: «Это послесловие тафсира, который был начат Джалялиддином Аль-Махалли и закончен мной. Надеясь, что эта книга, которую я закончил ее в течении «Мигадул-Калим» (сорока дней), по милости Всевышнего Аллаха, будет полезной для читателей. И я надеюсь, что эта книга станет причиной достижения мной джанната.
Стиль этой книги я взаимствовал от Джалялиддина Аль-Махалли (рохматул-лахи аляйхи). В тафсирах аятов-муташабих я также опирался на сказанное им.

И да удостоится милости Всевышнего Аллаха тот, кто, прочитав этот тафсир, найдет в ней ошибку и сообщит мне об этом.

Зная о своей слабости в области тафсира, я и не задумывался о том, чтобы закончить эту книгу. И я надеюсь, что Всевышний Аллах сделает эту книгу очень полезной, по причине чего раскроет запечатанные сердца, раскроет глаза и слух.

И да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины, удачи и дарует нам удел в понимании тонкого смысла слов Корана. И пусть Всевышний воскресит нас вместе с пророками, правдивейшими, шахидами и благими, которых Он облагодетельствовал».

Как было сказано выше, имам Джалялиддином Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхи), он закончил тафсир в течении сорока дней. То есть имам Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхи) приступил к своему тафсиру в начале священного месяца Рамазан и закончил его десятого числа месяца шаууаль 870 года. В это время имам Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхи) был в возрасте 21 года. Чистовой же вариант тафсира был написан 6 числа месяца сафар 871 года по хиджре.

Что касается стиля тафсира «Джаляляйн», то имам Джалялиддин Аль-Махалли (рохматул-лахи аляйхи) очень коротко и красиво дает разъяснение сказанному в аяте. Впоследствии его ученик имам Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхи) закончил тафсир в том же стиле, на что он указывает в своем предисловии. И хотя в некоторых местах тафсира и есть кое-какие различия в стиле, то они незначительны.
Как указывает автор «Кашфуз-зунун», один из ученых Йемена, указывая на особый стиль тафсира «Джаляляйн», сказал следующее: «Посчитав число букв в Коране и в «Джаляляйн», я узнал, что до тафсира суры «Аль-Мудассир» их число совпадает. Но начиная с суры «Аль-Муддассир» число букв тафсира преобладает число букв в Коране. Поэтому эту книгу можно брать в руки без тахарата».

Таково мнение одного из ученых. Но, следует напомнить, что согласно мнению большинства ученых, брать в руки книги, которые содержат в себе аяты священного Корана, следует с омовением, что является выражением уважения к Книге Всевышнего.

Во время составления тафсира «Джаляляйн», имам Джалялиддин Аль-Махалли и имам Джалялиддин Ас-Суютый (рохматул-лахи аляйхим) опирались на следующие тафсиры:

1. Тафсир имама Ибн Касира (рохматул-лахи аляйхи);
2. Тафсир имама Байдауи (рохматул-лахи аляйхи);
3. Аль-Уаджизу лин-Найсабури (рохматул-лахи аляйхи).
Следует напомнить, что учеными были составлены около двадцати разъяснений к тафсиру «Джаляляйн», среди которых монжо особо упомянуть разъяснения «Хашиятул-Джамаль» и «Хашиятус-Сауи», которые пользуются особой популярностью среди ученых.

Благодаря простому стилю, тафсир «Джаляляйн» является одним из тафсиров, который пользуется большой популярностью во всем мире.

Абдуссамад Махат Аль-Ханафи

Источник

 

 

????????????????????????????????????