Коран – это вервь, связывающая нас со Всевышним Аллахом, и тот, кто сумеет ухватиться за нее, будет спасен от опасностей, заблуждений и пойдет прямым путем.
Коран – это также повествование о прошлом человечества, рассказ о предыдущих поколениях людей, начиная с Адама (мир ему), и откровения, касающиеся будущего вплоть до Судного дня. Тот, кто прочтет хотя бы часть Священного Корана, получит вознаграждение за каждую прочитанную из него букву. Тот, кто будет следовать ему, не свернет с праведного пути, в противном случае, впадет в заблуждение.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В Судный день на головы родителей читающего Коран и следующего его предписаниям будут надеты короны, сияющие словно солнце». Если даже родителей читающего Коран ждет такое великое вознаграждение, то каким же оно будет для него самого?! Существует хадис Пророка (мир ему и благословение), гласящий: «Верующий, который читает Коран, похож на фрукт с прекрасным запахом и отменным вкусом. Верующий, не читающий Коран, похож на полезный, но не имеющий запах фрукт. Человек, находящийся в заблуждении, но читающий Коран (т.е. не следующий слову Аллаха), сравним с горьким плодом, имеющим неплохой запах. Не читающий Коран и впавший в заблуждение человек похож на плод без запаха, но очень горький на вкус».
Ибн аль-Араби сказал: «Сура «Корова» содержит тысячу повелений, тысячу обязанностей, тысячу рассказов. Тому, кто будет следовать им и соблюдать их, – благополучие, а не признающему, наоборот, – горе и печаль». Если эта сура читается в доме, то сатана обходит его стороной. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «В доме, где читают суру «Корова», сатана не остается, он уходит из него».
Таким образом, следует понимать, что Коран необходимо не только читать, но и следовать ему, соблюдать его предписания, извлекать из него пользу и изменить свое поведение.
Довод ислама имам аль-Газали относительно чтения Корана сказал следующее: «Есть люди, которые сами себя обманывают при чтении Корана. Они читают его громко, но при этом их сердца охвачены мыслями о мирском, они находятся в плену повседневных забот. Чтение же Корана предполагает глубокую вдумчивость. Необходимо размышлять над каждой сурой, стремясь понять ее смысл, чему она учит, чего требует соблюдать, а от чего призывает отказаться. Осмыслив и усвоив смысл того или иного аята, необходимо и вести себя соответственно слову Аллаха. Человек, который каждую ночь будет читать Коран до конца по сто раз, но не будет следовать его предписаниям и не изменит своего поведения, все равно будет подвергнут мучениям. Подобный человек обычно увлечен своим красивым голосом при чтении Корана, и это доставляет ему удовольствие. Но до него не доходит смысл Священной Книги, и он не получает пользы».
Великий святой раб Аллаха Свалихул Марвани говорил: «Я во сне Пророку (мир ему и благословение) прочел Коран. Он сказал мне: «Коран то ты прочел, но где же твои слезы?» И еще он пишет: «Кто читает Коран, но не плачет, тот сам себя обманывает».
Сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «О народ, читающий Коран! Следуйте его предначертаниям! Знающим является тот человек, чье поведение соответствует полученным знаниям». И еще он сказал: «В позднее время появятся люди науки. Они будут способны рассказать о ней, однако эта наука застрянет у них в горле. Познания не достигнут их сердец. Поведение этих людей будет отлично от науки и знаний. В сердцах у них одно, а на устах другое. На собраниях они сидят, кичливо гордясь собою, и возмущаются, если кто-нибудь сядет не рядом с ними, а с другими. Они не терпят, если рядом с такими знатоками, как они, сядет невежественный человек.
Поведение таких людей до Всевышним не воспринимается».
Святой раб Аллаха Малик ибн Динар сказал: «О люди Корана! Для наших сердец Коран является тем же, что и весенний дождь для земли, дающей прекрасные всходы злаков. Что вырастил он (Коран) в ваших сердцах?»
А вот что сказал святой раб Суфьян: «Кто предан науке и Корану, кто читает его, тот не может быть грубым, заносчивым, сердитым, спорящим. Рассказывая о Коране и хадисах, он не должен повышать голос и быть алчным в мирских делах, потому что Коран, наука и знания учат нас думать о будущей жизни, а не увлекаться и наслаждаться настоящим, мимолетной жизнью».
Великий сподвижник Анас говорил: «Сколько людей, читающих Коран, получают проклятие от него».
Абу Сулейман сказал: «В Судный день ангелы бегут за теми, кто читал Коран, но не следовал ему в своих поступках, чтобы поймать и подвергнуть мукам, оставив даже в покое тех, кто поклонялся огню». Сподвижник Абу Хурайра утверждал: «Аллах Свое откровение – Коран – послал для того, чтобы люди следовали ему, вели себя подобающе. Но люди считали хорошим поведением лишь читать Коран, отбросив, таким образом, суть Божьего слова».
О том, как нужно бережно относиться к Корану, какие условия необходимо соблюдать при его чтении, о том, как соотносить свое поведение с прочитанными и полученными знаниями, очень много написано и рассказано во многих книгах. Если даже собрать их воедино и издать, то мы получим одни убеждения, а нам необходимо наш характер и повседневное поведение привести в соотношение с повелениями Всевышнего.
Пусть Аллах даст нам сил, чтобы наше поведение, как можно полно соответствовало Корану и хадисам Пророка (мир ему и благословение)! Пусть каждый, пожалеет о том, чего не удалось осуществить и совершит покаяние перед Всевышним! Аминь!
Что же касается благословения Аллаха тому, кто читает Коран, то такое вознаграждение будет и тому, кто понимает смысл прочитанного. Следует помнить и об этом. В Священном Коране Аллах сосредоточил весь смысл содержания посланных ранее Своим пророкам Евангелия, Торы, Псалтыря и других источников Своих откровений. А весь смысл самого Корана Он сосредоточил в суре «Аль-Фатиха» («Открывающая»). А ее смысл в аяте «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим». А смысл этого аята – в точке под согласной буквой «б» (дающей гласный звук «и»). Поэтому Всевышний говорит: «(Би) – все, что сотворено, от Меня и все, что будет сотворено, также будет лишь от Меня». Так сказано в Книге. Поскольку Создатель говорит так, то человеку дальше некуда идти.