Хиджаб vs никаб
В последнее время некоторые говорят, что в Коране нет повеления о ношении хиджаба женщиной и что никаб (закрытие лица) — это якобы не из ислама. Мы решили разъяснить позицию по этому вопросу как ислама в целом, так и, в частности, нашего, ханафитского мазхаба.
Все улямы (ученые) говорят об обязательности закрытия женщиной полностью своего тела (в том числе и лица), когда есть опасность фитны (смуты), за основу они брали следующее: «то, что приводит к хараму, само является харамом», и это правило.
В Коране, в суре «Аль-Ахзаб», аят 59, сказано:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَنْ يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا
Смысл: «О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощает и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!»
Ибн Сирин сказал:
«Я спросил Убайда ас-Салмани о смысле части аята: يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ,и он, показывая, закрыл свою голову и лицо».
Далее приведем хадис:
عن ابن عمر رضي الله عنهما أن النبي صلي الله عليه و سلم قال: » لا تنتقب المرأة المحرمة و لا تلبس القفازين» (أخرجه البخاري و النسائي و غيرهما).
Передается от Ибн Умара (رضي الله عنه), что Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:
«Женщина во время ихрама (в хадже) не должна надевать никаб (то, что закрывает лицо) и перчатки» (Аль-Бухари, хадис 1838, Ан-Насаи, хадис 2672, Ат-Тирмизи, 833).
Этот хадис указывает то, что в остальное время (не во время хаджа) женщины закрывали свое лицо и руки.
و أخرج ابن سعد عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: لما اجتلي النبي صلي الله عليه و سلم صفية رأي عائشة متنقبة وسط النساء فعرفها.
Ибн Са’д передает от Ибн Умара (رضي الله عنه), что он сказал:
«Когда Пророк (صلي الله عليه و سلم) искал Софию (свою жену), он увидел среди женщин Аишу (رضي الله عنها), одетую в никаб, и он ее узнал».
عن أنس ابن مالك رضي الله عنه : أن أم سليم صنعت حيسا و أرسلت به الي رسول الله بمناسبة زواجه من زينب بنت جحش, فدعا رسول الله صلي الله عليه و سلم أصحابه فجلسوايأكلون و يتحدثون و رسول الله جالس, و زوجته مولية وجحها الي الحائط الي أن جرجوا . (أخرجه مسلم)
Передается от Анаса ибн Малика (رضي الله عنه), что Умму Сулейм готовила хайс (вид халвы) и посылала к посланнику Аллаха (صلي الله عليه و سلم) по поводу его женитьбы на Зайнаб бинт Джахш (رضي الله عنها), и он позвал сподвижников, они сидели, кушали, и разговаривали, Посланник Аллаха сидел с ними, а его жена (Зайнаб бинт Джахш) повернулась лицом к стене, до тех пор, пока они не вышли» (Муслим, 3493).
Имам Байхаки (رحمه الله) передает с достоверным иснадом от Асым ибн Аль-Ахваль:
«Когда мы заходили к Хафса бинт Сирин, она сделала вот так и закрыла лицо покрывалом», потом мы сказали ей: «Да смилуется над тобой Аллах», Аллах Та’аля говорит:
وَالْقَوَاعِدُ مِنَ النِّسَاءِ اللَّاتِي لَا يَرْجُونَ نِكَاحًا فَلَيْسَ عَلَيْهِنَّ جُنَاحٌ أَنْ يَضَعْنَ ثِيَابَهُنَّ غَيْرَ مُتَبَرِّجَاتٍ بِزِينَةٍ
Смысл: «Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы» (Сура «Ан-Нур», аят 60).
Асым спросил: «Разве в этом аяте не имеется ввиду джильбаб (покрывало)?» А она ответила: «А дальше что говорится в аяте?» Мы сказали:
وَأَنْ يَسْتَعْفِفْنَ خَيْرٌ لَهُنَّ
Смысл: «Но воздерживаться от этого лучше для них».
В отношении нашего мазхаба автор книги «Ад-Дуруль-Мухтар», из ханафитов, сказал следующее:
و تمنع المرأة الشابة من كشف الوجه بين الرجال لا لأنه عورة, بل لخوف الفتنة.
«Запрещается молодой женщине открывать свое лицо в обществе мужчин, не потому, что это аурат, но из страха фитны (смуты)» («Ад-Дуруль-Мухтар», т.1, стр.248).
Если нет опасности фитны, молодая женщина может не закрывать лицо и руки.و الله أعلم بالصواب