Вопрос:
Каковы условия, позволяющие женщинам обращаться за медицинской помощью к врачам мужского пола? Допустимо ли посещать доктора мужского пола, если есть возможность обратиться к врачу-женщине, особенно в том случае, когда, вероятно, придется обнажить аурат?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
В ситуации, когда женщина-мусульманка нуждается в лечении, она должна постараться найти врача женского пола, предпочтительно мусульманку.
Если специалист женского пола:
1) Находится в лёгкой доступности,
2) Её лечением довольны,
3) Нет никакой другой уважительной шариатской причины, чтобы не обратиться к ней за лечением,
– то в этом случае, женщине не дозволено обращаться к доктору мужского пола, а лечением болезни должна заниматься компетентная женщина-врач.
Сообщается в «Фатава аль-Хиндийя», известном изложении ханафитского фикха:
«Если у женщины будет рана в той части тела, на которую запрещено смотреть мужчине, (имеется в виду всё тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног), то ей не дозволено лечиться у доктора мужского пола. Если специалист женского пола не доступна, и нет никакой женщины, которая могла бы быть проинструктирована относительно того, как произвести лечение… то в этом случае доктору мужского пола разрешено её лечить, но при условии, что в этом есть реальная необходимость. Женщине следует покрыть всё, кроме той области, которая нуждается в лечении, а мужчина должен уменьшить количество пристальных взглядов настолько, насколько это возможно» 1.
Однако если женщина нуждается лишь в консультации или лечение связано с частью тела, которая не относится к аурату, то в этом случае допустимо обращение к доктору мужского пола, хотя лечение у женщины-врача будет более предпочтительным.
Если вышеупомянутые три пункта не удалось соблюсти, то есть специалист женского пола труднодоступна, или она доступна, но её лечением не довольны, или есть некая другая уважительная шариатская причина, то в такой безвыходной ситуации, будет допустимо обратиться за лечением к доктору мужского пола, предоставив ему возможность рассмотреть (и обработать) только ту область, которая нуждается в лечении. Остальная часть тела женщины должна оставаться покрытой.
Имам аль-Хаскафи (да пощадит его Аллах) сообщает:
«В ситуации, когда доктор мужского пола лечит женщину, он должен смотреть только на ту область, которая нуждается в лечении (насколько это возможно), поскольку причины нужды ограничены самой нуждой. И предпочтительно, чтобы доктор мужского пола обучал и инструктировал женщину для проведения лечения, так как осмотр (и лечение) осуществляемое человеком того же пола – меньшее из двух зол (имеется в виду тот случай когда приходится смотреть на аурат)».
Имам Ибн Абидин (да пощадит его Аллах) объясняет в своём «Радд аль-Мухтар», что если лечение связано с половыми органами, то женщине разрешено обращаться за помощью к доктору мужского пола только в чрезвычайных ситуациях. Он сообщает:
«Если лечение связано с половыми органами, то необходимо, чтобы какая-либо женщина была проинструктирована относительного того, как осуществить лечение. Если это невозможно и есть страх, что женщина может погибнуть или подвергнуться невыносимым болям, то только в этом случае будет допустимым, чтобы мужчина занимался её лечением» 2.
То же самое было упомянуто в другом изложении ханафитского фикха 3.
Кроме того, по очевидным причинам, доктор-мусульманин более предпочтителен по сравнению с немусульманином. Однако, если бы (снова) эти три пункта не удалось соблюсти, то было бы допустимо обратиться за лечением к доктору-немусульманину. Поэтому мы должны придерживаться следующей последовательности при поиске медицинской помощи:
a) Врач женского пола, мусульманка;
b) Врач женского пола, немусульманка;
c) Врач мужского пола, мусульманин;
d) Врач мужского пола, немусульманин.
И перемещаясь с одной ступени на другую, следует учитывать вышеупомянутые три пункта. Предпочтение отдается врачу женского пола немусульманке по сравнению с врачом мужского пола мусульманином по той причине, что смотреть на аурат того, кто имеет тот же пол (как было упомянуто в «Дурр аль-Мухтар») – меньшее из зол. Также покрытие наготы перед мужчиной-немахрамом имеет большую важность, чем покрытие перед женщиной-немусульманкой.
А Аллах знает лучше.
1.«Аль-Фатава аль-Хиндийя», 5/330.
2.«Радд аль-Мухтар аля аль-Дурр аль-Мухтар», 6/371.
3.Ибн Нуджейм, Бахр аль-Ра’ик, 8/192, Кадихан в его «Фатава», 3/409 & Бада’и аль-Сана’и, 5/124.
Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: daruliftaa.com