Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: sunnipath.com
Вопрос:
Не могли бы вы подробно разъяснить различные аспекты валимы?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Арабское слово «валима» (свадебное угощение) происходит от корня «валам», что буквально означает «собирать(ся)». Арабы использовали это слово для обозначения праздничной трапезы, на которую собирали гостей. Позднее данный термин стали относить именно к празднованию бракосочетания.
Арабы использовали разные слова для обозначения каждой праздничной трапезы, которую они устраивали. Например, «аль-и’зар» обозначает праздничную трапезу по случаю совершения обрезания ребёнку, «аль-хурс» — по случаю того, что брак не закончился разводом, «аль-вакира» — по случаю постройки нового дома, «аль-наки’а» — по случаю возвращения путешественника домой, «аль-акика» — на седьмой день после рождения ребёнка, «аль-ма’дуба» — без особого случая и т. д.1
Угощать гостей по случаю бракосочетания (валима) — Сунна нашего любимого Посланника Аллаха . Это выражение благодарности и радости, а также прекрасный способ объявить о заключении брака, к чему настоятельно призывал Посланник Аллаха .
Сайиддуна Анас ибн Малик передает, что Посланник Аллаха увидел жёлтый след на одежде Абдуррахмана ибн Ауфа, да будет доволен им Аллах, и спросил: «Что это?» Тот ответил: «Я женился на женщине, махром для которой было золото весом с финиковую косточку». Посланник Аллаха сказал: «Пусть Аллах благословит тебя (в твоём браке), сделай „валима“, пусть даже это будет один козёл (которого ты заколешь для этой цели)»2.
Посланник Аллаха сам часто проводил валиму после того, как женился. Он по случаю женитьбы на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, угощал гостей мясом и хлебом, когда женился на Сафие, да будет доволен ею Аллах, предлагал своим гостям хайс (сладкое блюдо из фиников, сыра и масла), а в других случаях — ячмень3.
Следовательно, валима является Сунной, и проводить её очень желательно. Ибн Кудама, великий имам из числа ханабалитов, в своей знаменитой книге «Аль-Мугни» говорит:
«Нет никаких разногласий между учёными по поводу того, что валима при заключении брака является Сунной, потому что это приказ и практика Посланника Аллаха … По мнению большинства учёных, это не является обязательным (ваджиб)»4.
Время для валимы
В отношении того, когда именно следует проводить валиму, между учёными существует разногласие. Существует множество мнений, например:
1) В тот момент, когда заключается договор о браке.
2) После заключения договора о браке и до заключения брака.
3) В тот момент, когда невеста переезжает в дом мужа5.
Тем не менее, большинство учёных (джумхур) придерживается мнения, что валима — это угощение, которое готовится после того, как был заключён брак. Такова была практика Посланника Аллаха , что явно упомянуто в одном из хадисов.
Сайиддуна Анас ибн Малик рассказывает, что ему было десять лет, когда Посланник Аллаха переселился в Медину. (Он добавил): «Моя мать и тёти регулярно отправляли меня прислуживать Посланнику Аллаха , и я прислуживал ему десять лет. Когда Посланник Аллаха покинул этот мир, мне было 20 лет, и я знал о том, когда было ниспослано предписание о хиджабе больше, чем кто-либо другой. Оно было ниспослано впервые, когда Посланник Аллаха женился на Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах. Посланник Аллаха утром был женихом и пригласил гостей на трапезу. Они пришли, а затем ушли все, кроме нескольких человек, которые долгое время оставались с Посланником Аллаха … »6.
Сайиддуна Анас сказал: «Посланник Аллаха заключил брак с женщиной (Зайнаб), поэтому он отправил меня, чтобы я пригласил людей к нему на угощение»7.
Великий знаток хадиса (хафиз) Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да будет милостив к нему Аллах, сказал:
«Хадис от Анаса (процитированный выше) явно указывает на то, что валиму предполагается совершать после заключения брака»8.
В «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
«Свадебное угощение (валима) является Сунной, и в нём великая награда. И проводить его следует, когда заключен брак»9.
В свете вышесказанного учёные также упоминают о том, что возможно следование другим мнениям, например, если человек пригласил гостей на валиму до того, как заключил брак, есть надежда, что он получит награду за исполнение Сунны и в этом случае, иншаАллах.
Сколько дней может продолжаться валима?
Учёные (факихи) ханафитского мазхаба придерживаются мнения, что угощение гостей в течение двух дней после заключения брака будет считать валимой, а всё, что свыше двух дней, — уже нет.
В «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
«Нет ничего предосудительного в том, чтобы пригласить людей на следующий день после заключения брака или через день после его заключения. После этого празднование никяха и валима окончены»10.
Кроме того, от Посланника Аллаха передаются следующие слова: «Валима в первый день является истиной (хакк), на второй день — хорошим делом (ма’руф), а на третий день — деянием напоказ»11.
Тем не менее, учёные говорят о том, что, если есть необходимость, например, нет возможности пригласить всех в один день, не будет порицаемым пригласить людей в отдельные дни.
Кого следует пригласить?
Сайиддуна Абу Хурейра сказал: «Самая плохая пища — это свадебное угощение (валима), отведать которого пригласили только богатых, но никого из бедных. А тот, кто отвергает приглашение (на валиму) не подчиняется приказу Аллаха и Его Посланника »12.
В «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
«Рекомендуется приглашать соседей, родственников и друзей»13.
Таким образом, на валиму следует приглашать членов семьи, родственников, друзей, коллег, учёных, отличающихся богобоязненностью людей и так далее. Неправильно приглашать только богатых людей или тех, кого относят к высшим слоям общества.
Принятие приглашения на валиму
Сайиддуна Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха сказал: «Если кого-то из вас пригласили на свадебное празднество (валима), он должен принять приглашение»14.
Сайиддуна Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха сказал: «Принимайте это приглашение (в связи со свадьбой), если вас приглашают». И Абдулла ибн Умар имел привычку принимать приглашение на свадебное угощение и другие трапезы, даже если постился15.
В свете вышеупомянутых передач, многие учёные сделали вывод, что принимать приглашение на валиму нужно обязательно, а отказываться — грех.
Великий учёный по хадису и фикху шафиитского мазхаба имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, перечисляет различные мнения учёных по данном вопросу:
1) Это личная обязанность (фарзуль-айн), кроме случаев, когда есть уважительная причина отказаться.
2) Это коллективная обязанность (фарзуль-кифая).
3) Это желательно (мандуб)16.
В ханафитском мазхабе самое достоверное мнение состоит в том, что принимать приглашение на валиму — это сильная Сунна (сунна муаккада), а принимать другие приглашения — желательно (мандуб). Это касается обычных случаев, но, если есть уважительная причина отказаться, человек извиняем за то, что не принял приглашение.
Имам Ибн Абидин, да будет милостив к нему Аллах, сказал:
«Учёные (ханафитского мазхаба) разошлись во мнениях относительно обязательности принятия приглашения на валиму. Некоторые учёные сказали, что это обязательно (ваджиб) и что отказываться запрещено. Тем не менее, большинство учёных придерживается мнения, что это Сунна. Лучше принять приглашение на валиму, а если приглашают по другому случаю, у человека есть выбор — принимать приглашение или нет, но принять будет лучше, потому что это станет причиной радости и счастья в сердце мусульманина.
Если человек принимает приглашение и приходит на празднество, он выполняет свою обязанность независимо от того, попробовал он угощение или нет, хотя лучше поесть, если человек не постится … В «Аль-Ихтияр» сказано: «Валима является сильной Сунной. Тот, кто не примет приглашение на неё, совершит грех, потому что Посланник Аллаха сказал: „Тот, кто отказывается от приглашения (на трапезу) ослушается Аллаха и Его Посланника “. Если человек постится, он должен прийти и сделать дуа. Но, если человек не попробовал угощение и не пришёл, на нём будет грех…
Это доказывает, что принимать приглашение на валиму — это сунна муаккада, в отличие от приглашений на трапезы по другим случаям. Некоторые комментаторы книги „Аль-Хидая“ сказали, что принимать приглашение — близко к ваджибу»17.
В свете комментария Ибн Абидина становится ясно, что принимать приглашение на валиму — сунна муаккада, и человек должен принять его. Отказываться от приглашения будет оскорбительно и греховно, если у человека нет уважительной причины и его пригласили именно на валиму.
Простота
В заключение следует напомнить, что, чем проще валима (и, в целом, церемония бракосочетания), тем лучше. Иногда люди тратят тысячи и тысячи, чтобы накормить гостей, то есть такую сумму, которую можно было бы истратить на другие, более важные, нужды мусульман. А если цель таких больших затрат — совершение деяния напоказ, это является большим грехом.
Идея в том, что всё должно сопровождаться искренностью и простотой. Если человек накормит гостей самой простой пищей, но сделает это от всего сердца, это будет гораздо лучше (а угощение будет более приятным), чем если угощение будет из изысканных продуктов, но не с такой искренностью.
Сайида Айша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Самая благословенная свадьба (никях) — свадьба с наименьшими затратами»18.
А Аллах знает лучше.
Вопрос:
Дозволено ли нам как мусульманам украшать дом к свадьбе? Считается ли это расточительством?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Свадебная церемония (никях) и её празднование должны быть настолько простыми, насколько это возможно.
Саййида Айша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Самая благословенная свадьба (никах) — свадьба с наименьшими затратами»19.
Никях — это следование благородному пути (сунне) Посланника Аллаха , и простота была отличительной чертой всех никяхов, которые заключал Посланник Аллаха . Простота свадьбы саййиды Фатимы и саййидуна Али, да будет доволен ими Аллах, также известна всем.
Поэтому мы должны проводить церемонии бракосочетания очень просто и без излишеств — в соответствии с Сунной любимого Посланника Аллаха . Следует избегать дорогостоящих украшений дома, потому что это противоречит принципу простоты.
Кроме того, чрезмерные траты и расточительство при организации свадеб в том время, когда половина уммы едва сводит концы с концами, никак нельзя назвать одобряемым делом.
Всевышний Аллах говорит:
«…Но не расточай свои деньги неразумно! Ибо расточители — братья шайтанов. Они поддаются его искушению, когда он соблазняет их тратить деньги на злодеяния и распутство. Шайтан никогда не благодарит своего Господа и всегда пребывает в заблуждении. Расточитель подобен ему»20.
Кроме того, Всевышний Аллах приказывает нам:
«…Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!»21.
Тратить деньги неразумно порицается и во многих случаях является запретным. Свадьба, которую отмечают без должного внимания к разумной трате средств, лишена благословения Аллаха.
Следовательно, в заключение скажем, что свадьбы нужно проводить настолько просто, насколько это возможно, без чрезмерных затрат и расточительства. Следует избегать излишних украшений для дома, потому что они попадают под категорию излишних трат (тазбир и исраф). Но, если дом лишь слегка украшен и на это не ушло больших средств, такое украшение дозволено, но и его лучше избегать.
А Аллах знает лучше.
1.
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», 9/300 и Ибн Кудама, «Аль-Мугни», 7/1.
2.
«Сахих» аль-Бухари, № 4872.
3.
«Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима.
4.
Аль-Мугни, 7/1-2.
5.
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», 9/287.
6.
«Сахих» аль-Бухари, № 4871.
7.
«Сахих» аль-Бухари, № 4875.
8.
Фатх аль-Бари, 9/199. Также см.: И’ля ас-Сунан, том 10, с. 11.
9.
Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/343.
10.
Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/343.
11.
«Сунан» Абу Дауда, № 3738.
12.
«Сахих» аль-Бухари, № 4882.
13.
Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/343.
14.
«Сахих» аль-Бухари, № 4878.
15.
«Сахих» аль-Бухари, № 4884.
16.
Навави, аль-Минхадж, Шарх Сахих Муслим, 1080.
17.
Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр, 6/349.
18.
Аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман» и «Мишкат аль-Масабих».
19.
Аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман» и «Мишкат аль-Масабих».
20.
Сура «Аль-Исра», аяты 26-27.
21.
Сура «Аль-Ан’ам», аят 141.