По мазхабу ханафи такое сокращение является обязанностью путника, который должен сокращать  четырех ракатные намазы  до двух ракатов . Это не позволение  выбора  совершать намазы, как ему хочется.

Это мнение является мнением следующих сподвижников: Умара, его сын Абдуллаха, Али, Ибн Масуда, Джабира и Ибн Аббаса  (да будет доволен ими Аллах). Один из старших табиинов (поколения после сахабов) ас-Саури, имам Хаммад бин Сулейман, имам Умуа ибн Абдульазиз, имам аль-Аузаи, имам Хасан бин Хай и имам Хасан аль-Басри (да смилостивится над ними Аллах ) поддерживают это мнение. Также это мнение передается от имама Малика и имама Ахмада бин Ханбаля (да помилует их Аллах ).

Ибрахим аль-Халяби в книге Гун’ятуль-Мутамалли/Халяби-Кабир; от Мух’ис-суннати аль-Багави передал, что это мнение многих ученых (1).

Один их факихов мазхаба Шафии  Абуль-Хасан аль-Маварди  в книге Хавиль-Кабир  передал, что в пути разрешено сокращать намазы. Но что лучше — совершать полностью намазы или сокращать — по поводу этого в шафиитском мазхабе есть два мнения:

1) Так как Пророк (салляллаху алейхи ва салям ) в большинстве случаев сокращал намазы, считается лучшим (афдаль) сокращать. Это мнение многих ученых мазхаба Шафии, а также  самого имама Шафии.

2) Сокращать намазы в пути – это разрешение (рухсат). Но лучше совершать намазы полностью. Так же, как  и в случае с уразой — лучше поститься чем нет, лучше мыть ноги, чем протирать хуффы. Также многие ученые шафиитского мазхаба придерживаются этого мнения (2).

Имам ан-Навави в книге аль-Минхадж объясняет это таким образом:  Если путник прошел две трети пути, то предпочтительнее совершать намаз полностью, если же свыше двух третей, предпочтительнее  намаз сокращать (3).

В Шафиитской энциклопедии говорится: если путь короче 216 км, лучше не сокращать намазы, если же длина пути 216 км и более, то лучше сократить.

В шафиитском мазхабе хукм меняется в зависимости от расстояния.

В длинном пути есть следующие преимущества:

1. Возможность сокращать намаз.
2. Не держать  пост.
3. Протирать хуффы три дня и три ночи.
4. Джам’у-такдим и джам’у-та’хир (совершать два намаза в одно время).

В коротком пути также есть следующие преимущества:

1. Не совершать пятничную молитву, если вышел в путь не в пятницу.

2. Покидать место своего пребывания  раньше фаджра (для  местности, где будет совершаться пятничная молитва). Если покинуть это место позже фаджра, то пятничную молитву совершить обязательно.

3. Совершать намаз верхом (в наше время — сидя в транспорте).

4. Если нет воды в радиусе двух киломметров, совершать таяммум для совершения намаза.

В мазхабе ханафи есть множество риваятов по поводу намаза в пути. Например, один из хадисов приводится в Бухари  и Муслиме:

Передает Урва бин аз-Зубейр что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва салям) обратился к супруге Аише (да будет доволен ею Аллах) со словами:

«Для путника и не-путника раньше было обязательным совершать по два ракаата фард-намаза. Но в дальнейшем для не-путника стали добавляться  еще ракааты» (5) Передает Муслим  в своем сборнике.

Передает Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) :

«Я сопутствовал Пророку (салляллаху алейхи ва салям ) в пути. Наш господин (салляллаху алейхи ва салям) никогда не  совершал намазы больше двух ракатов. Также я присутствовал в пути с Абу Бакром, Умаром, Усманом (да будет доволен ими Аллах), и никто из них до конца жизни не совершал намаз в пути длиннее двух ракатов» (6).

Всевышний  Аллах говорит так:

«В Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется  на Аллаха и Последний день, и премного поминает Аллаха» (7).
(1) Ибрахим аль-Халяби, Гуньятуль-Мутамалли/Халяби-кабир, стр 537.
(2) Аль-Хавиль-Кабир, Китабус-Салят, бабу салятуль-мисафир.
(3) Аль-Минхадж, Китабус-Салят ,бабу салятуль-мисафир.
(4) Шафиитская энциклопедия, стр. 221-229.
(5) Бухари и Муслим; Лафыз муслим баб: салятуль-мисафир.
(6) Муслим баб: Салятуль-мисафир.
(7) Сура Ахзаб, 21 аят.
                                        www.darusselam.com

 

 

Источник