1. Если человек не знает, в каком направлении кыбла, и нет никого, у кого он мог бы спросить, то он должен спросить свое сердце и повернуться в том направлении, в каком сердце ему подскажет. Если он совершит намаз, не размышляя о направлении, то его намаз не будет действителен. Однако, если он не размышлял перед намазом о том, где кыбла, совершил намаз, а потом узнал, что молился в правильном направлении, то его намаз действителен. Если там был кто-то, у кого можно было бы спросить, но из стеснительности и соблюдения правил хиджаба человек не спросил, то намаз не действителен. В таких случаях не следует стесняться – надо спросить, в каком направлении кыбла, и потом молиться.
2. Если было некого спросить и человек молился в соответствии с тем, что подсказало ему сердце, а потом узнал, что молился в неправильном направлении, то намаз все равно будет действителен.
3. Если человек совершал намаз в неправильном направлении, но в процессе намаза понял, что кыбла – в другой стороне, то ему следует повернуться к кыбле в самом намазе. Если, осознав, что кыбла в другой стороне, он не повернулся к ней в намазе, то его намаз не действителен.
4. Разрешается совершать намаз в Каабе. Человек, совершающий намаз в Каабе, может выбрать сам, в каком направлении ему молиться.
5. В Каабе разрешается совершать и обязательные (фард), и желательные (нафль) намазы.
6. Если кыбла неизвестна и намаз совершается в джамаате, то имам и те, кто за ним следует, должны действовать в соответствии со своим внутренним ощущением. Если внутреннее чувство того, кто следует за имамом, расходится с чувством имама, то его намаз за этим имамом не будет действителен. Причина этого – в том, что, согласно его внутреннему убеждению, имам ошибается, а следовать в намазе за тем, кто ошибается, не разрешается. Поэтому в такой ситуации тот, кто хотел следовать за имамом, должен совершить намаз в одиночестве, следуя своим ощущениям.
Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») шейха Ашрафа Али Санви
перевела Малика Умм Яхья.