Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение нашему господину – Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Приверженцы нововведений часто прибегают к ложным доводам для подкрепления своих убеждений. В частности, это практикуют мушаббиха, исповедующие, что Аллах находится над небом. К примеру, Ибн Усаймин ссылался на представителей животного мира и насекомых, которые поднимают свои головы и ножки к небу, как на доказательство того, что Аллах находится наверху.

Но сегодня разберем другой «довод». Все мусульмане во время обращения к Аллаху с мольбой (дуа) поднимают руки и просят. Поднятие рук во время обращения к Всевышнему является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Существуют хадисы, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой.

Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих». (Аль-Хаким в «Мустадрак» и аль-Байхаки в «Сунан»)

Малик ибн Ясар, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной». (Ахмада в «Муснад» и Абу Дауд в «Сунан»)

Также Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сообщил:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда поднимал свои руки во время обращения к Всевышнему, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо. (ат-Тирмизи в «Сунан»)

Мушаббиха утверждают, что причиной поднятия рук тыльной стороной к небу является то, что Аллах находится в этом направлении, то есть над небом, сидит на Своем Троне.

Ученые же – мутакаллимы, мухаддисы, факихи, муфассиры, суфии, языковеды и др. из Ахлу Сунна валь-Джама’а очищают Аллаха от места и нахождения в какой-либо стороне, и считают подобные «доводы» несостоятельными.

Приведем мнение ряда авторитетных ученых по этому вопросу.

Великий имам пути ахлю-Сунна, Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г.х.) сказал в книге «Китаб Таухид» (стр. 75-76):

وأما رفع الأيدي إلى السماء فعلى العبادة، ولله أن يَتَعَبَّد عباده بما شاء، ويوجههم إلى حيث شاء، وإن ظن من يظن أن رفع الأبصار إلى السماء لأن الله من ذلك الوجه إنما هو كظن من يزعم أنه إلى جهة أسفل الأرض بما يضع عليها وجهه متوجهاً في الصلاة ونحوها، وكظن من يزعم أنه في شرق الأرض وغربها بما يتوجه إلى ذلك في الصلاة، أو نحو مكة لخروجه إلى الحج

«Что касается поднятия рук к небу, то это для поклонения (то есть так установил Шариат). Аллах же устанавливает правила поклонения для рабов как пожелает и направляет к чему пожелает. Поистине, предположение того, кто полагает, что взор к небу поднимают по причине того, что Аллах находится там, подобно предположению того, кто считает, что Он в низе земли, потому что он направляет своей лицо к ней в молитве. Оно подобно предположению того, кто полагает, что Он на западе земли или на востоке, потому что направляется в молитве в эту сторону. Или например в стороне Мекки, потому что туда он отправляется на хадж».

Имам шафиитов своего времени, шейх уль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази (393-476 гг.х) сказал в книге «Аль-Ишарат иля мазхаб ахлю аль-Хакк»:

فإن قيل: إذا لم يكن في جهة، فما فائدة رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء، وعروج النبي إلى السماء؟ يُقال لهم: لو جاز لقائل أن يقول إن الرب في جهة فوق، لأجل رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء!! لكان لغيره أن يقول: هو في جهة القبلة، لأجل استقبالنا إليها في الصلاة!! أو هو في الأرض، لأجل قربنا من الأرض في حال السجود؛ وقد رُوي في الخبر عن النبي أنه قال: { أقرب ما يكون العبد من إذا سجد }، قال : واسجد واقترب !! فلو كان في جهة فوق، لما وُصف العبد بالقرب منه إذا سجد؛ فكما أن الكعبة قبلة المصلي يستقبلها في الصلاة، ولا يقال إن في جهة الكعبة ومستقبل الأرض بوجهه في السجود لا يقال: إن في الأرض، فكذلك _ أيضاً _ جُعلت السماء قبلة الدعاء، لا أنّ حالّ فيها. وكذلك أيضاً عروج النبي إلى السماء، لا يدل على أن في السماء، كما أن عروج موسى عليه الصلاة والسلام إلى الجبل، وسماعه لكلام تعالى عنده، لا يدل على أن حالّ في الجبل؛ فعروج النبي : إنّما كان زيادة في درجته، وعلواً لمنزلته؛ ليتبين الفرق بينه وبين غيره في المنزلة وعلو الدرجة.

«Если спросят так: «Если Аллах не находится ни в одной из сторон, то в чем польза в поднятии рук к небу во время мольбы (дуа) и восхождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небо?» — ответь им так: «Если кто-либо скажет, что Господь находится наверху по причине того, что руки поднимаются к небу во время мольбы, то другой может сказать, что Господь находится на стороне киблы из-за того, что мы поворачиваемся к кибле во время намаза, а третий скажет, что Господь находится в земле из-за того, что мы приближаемся к земле во время земного поклона, а ведь от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается: «Самое близкое состояние раба к Аллаху, Великий Он и Всемогущий, – это в земном поклоне». И Всевышний сказал: «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19)».

Если бы Аллах был наверху, то раб не был бы близок к Нему во время земного поклона. Подобно тому как к Каабе поворачивается лицом совершающий намаз (но при этом не говорят, что Аллах, Великий и Всемогущий, на стороне Каабы) и как к земле поворачиваются лицом во время земного поклона (но также не говорят, что Аллах в земле), мольбу возносят, обратив руки к небу, но не потому что Аллах там находится».

Имам Абуль-Муин ан-Насафи аль-Ханафи (418-508 гг.х) сказал в книге «Табсират аль-адиллят фи усул ад-Дин» (стр. 181-182):

وتعلقهم بالإجماع برفع الأيدي إلى السماء عند المناجاة والدعاء باطل، لما ليس في ذلك دليل كونه تعالى في تلك الجهة، هذا كما أنهم أمروا بالتوجه في الصلاة إلى الكعبة وليس هو في الكعبة، وأمروا برمي أبصارهم إلى موضع سجودهم حالة القيام في الصلاة بعد نزول قوله تعالى: {قد أفلح المؤمنون الذين هم في صلاتهم خاشعون} [سورة المؤمنون/ 1ـ2] بعدما كانوا يصلون شاخصة أبصارهم نحو السماء، وليس هو في الأرض، وكذا حالة السجود أمروا بوضع الوجوه على الأرض، وليس هو تعالى تحت الأرض، فكذا هذا. وكذا المتحري يصلي إلى المشرق واليمن والشام، وليس هو تعالى في هذه الجهات. ثم هو يعبد كما في هذه المواضع ويُحتمل أنه تعالى أمر بالتوجه إلى هذه المواضع المختلفة عند اختلاف الأحوال ليندفع وهم تحيزه في جهة ويصير ذلك دليلا لمن عرفه أنه ليس بجهة منا. وقيل إن العرش جعل قبلة للقلوب عند الدعاء كما جعلت الكعبة قبلة للأبدان في حالة الصلاة

«Нет в этом (поднятии рук к небу) доказательства на то, что Аллах в этой стороне. Наоборот, это подобно тому, как велено направляться в молитве в сторону Каабы, ведь Аллах не в Каабе. Так же велено бросать свой взгляд во время стояния на место поклона после того, как был ниспослан аят «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1-2). Это после того, как сподвижники молились направив взоры к небу. Однако, ведь Аллах не на земле. Так же и в поклоне велено прокладывать голову к земле. Аллах ведь не под землей. Так же молящийся в сторону востока в Йемене или Шаме, однако Аллах не находится в этих сторонах. Он (лишь) установил поклонение, как в упомянутых местах. Это толкуют как то, что Он повелел направляться в этих местах в разных состояниях, чтобы отделить Себя от творений, так как они окружены пространством. И это является доказательством для того, кто познал Аллаха не находящимся в стороне. Так же сказано, что Трон кибла для мольбы так же, как Кааба кибла в молитве».

Имам Абу Саид Абдуррахман аль-Мутавалли аш-Шафии (426-478 гг.х) – один из «асхабуль вуджух» в мазхабе аш-Шафии сказал в своей книге «Аль-Гъунья фи Усулюддин» (1/79):

فرفع اليد إلى السماء ليس لأن الله تعالى في مكان ولكن لأن السماء قبلة الدعاء كما أن الكعبة قبلة الصلاة في حال القيام، والأرض قبلة في حال الركوع والسجود وليعلم أن الله تعالى ليس في الكعبة ولا في الأرض

«Руки поднимают к небу не потому что Всевышний Аллах занимает место, а потому что небо кибла для мольбы, также как Кааба кибля намаза в стоячем положении, земля кибла в положении поясного и земного поклона. Но известно, что Аллах Всевышний не в Каабе и не в земле».

Знаменитый толкователь Корана, считающийся обновителем религии 6-го века хиджры, имам Фахруддин Мухаммад ибн Умар ар-Рази (544-606 гг.х) сказал в своей книге «Арба’ун фи усуль ад-дин» (1/163):

لو كان رفع الأيدى إلى السماء يدل على كون المعبود فى السماء ، الوجب أن يدل وضح الجبهة على الأرض على أنه فى الأرض

«Если поднятие рук к небесам указывает на то, что тот кому поклоняются находится в небесах, то отсюда вытекает, что ставив лоб на землю это указывает на нахождение его в земле».

Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг.х) сказал в «Шарх Сахих Муслим» (5/24):

اذا دعاه الداعي استقبل السماء كما اذا صلى المصلي استقبل الكعبة وليس ذلك لأنه منحصر في السماء كما أنه ليس منحصرا في جهة الكعبة بل ذلك لأن السماء قبلة الداعين كما أن الكعبة قبلة المصلين

«Ведь, когда [те, кто признаёт единственность Аллаха] взывают с мольбой [к Совершенному Господу], они устремляют [свой разум и ладони] к небу, подобно тому как они поворачиваются в сторону Каабы, когда совершают намаз, но это не потому, что Аллах ограничен в небе так же, как Он не ограничен в стороне Каабы. Они обращают [свой разум и ладони] к небу, потому что небо – это предписанное направление (кибла) [для мольбы] так же, как Кааба – предписанное направление (кибла) для намаза».

Имам Абуль-Аббас аль-Куртуби аль-Малики (578-656 гг.х) писал в своем шархе «Аль-Муфхим» (3/335) после хадиса, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял свой палец к небу:

هذه الإشارة منه صلى الله عليه وسلم إما إلى السماء لأنها قبلة الدعاء وإمّا لعلوّ الله المعنوي لأن الله لا يحويه مكان ولا يختص بجهة وقد بين ذلك قوله تعالى: {وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ}

«Это указание от него, да благословит его Аллах и приветствует, либо на небо, потому что оно кибла для мольбы, либо на абстрактную возвышенность Аллаха, потому что Аллаха не охватывает место, Он не обособлен стороной. Это разъясняет Его Слова «Он с вами, где бы вы не были (57:4)».

Ученик Абуль-Аббаса аль-Куртуби, знаменитый толкователь Корана, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600- 671 гг.х) сказал в своем тафсире «Аль-Джами’ аль-Ахкам аль-Куран» (18/215-216):

وإنما ترفع الأيدي بالدعاء إلى السماء لأن السماء مهبط الوحي، ومنزل القطر، ومحل القُدس، ومعدن المطهرين من الملائكة، وإليها ترفع أعمال العباد، وفوقها عرشه وجنته؛ كما جعل الله الكعبة قِبلةً للدعاء والصلاة، ولأنه خلق الأمكنة وهو غير محتاج إليها، وكان في أزله قبل خلق المكان والزمان ولا مكان له ولا زمان. وهو الآن على ما عليه كان

«Во время мольбы руки поднимают к небу потому что небо место откровений, дождя, Джибриля и источник очищенных ангелов. И потому что к небу поднимают деяния рабов и выше неба Его Трон и Рай. Как сделал Аллах Каабу киблой для мольб и намазов. Также потому что Всевышний создал места, и Он не нуждается в них. И Он был в предвечности до создания места и времени, и не было у Него места и времени. И Он сейчас Такой каким был раньше».

Имам Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г.х) сказал в книге «Любаб аль-мунджийат» (стр. 190):

من هيأة الداعين التوجُّه نحو السماء حالة الدعاء؛ فإن الله جعل السماء قبلة الدعاء وتعبَّدنا بها، كما جعل الكعبة قبلة الصلاة، وجعل الأرض متوجَّه السجود، لا لأنه في جهة السماء، فتعالى الله عن الجهات وتحديد الأمكنة.

«Образ делающих дуа – направляться к небесам во время дуа. Поистине Всевышний Аллах сделал небеса киблой для мольбы и мы поклоняемся посредством нее, подобно тому как сделал Каабу киблой для намаза, и сделал землю направлением для земного поклона, но не потому что Он (находится) в стороне небес, возвышен Аллах от сторон и ограничений местами».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг.х) писал в «Фатхуль Бари» (2/296), цитируя имама Ибн Батталя аль-Малики (ум. 449 г.х.):

قال ابن بطال: أجمعوا على كراهة رفع البصر في الصلاة، واختلفوا فيه خارج الصلاة في الدعاء، فكرهه شريح وطائفة، وأجازه الأكثرون، لأن السماء قبلة الدعاء كما أن الكعبة قبلة الصلاة

«Сказал ибн Батталь: “[Ученые] единогласны в нежелательности поднятия взгляда в молитве, и разошлись в поднятии взгляда вне молитвы, при мольбе. Сочли это нежелательным Шурайх и группа ученых, но большинство дозволили, потому что небо кибла для мольбы подобно тому, как Кааба кибла молитвы”».

Имам Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 г.х.) сказал в «Шарх Фикхуль Акбар» (стр. 172):

ومن الغريب أنه استدل على مذهبه الباطل برفع الأيدي في الدعاء إلى السماء، وهو مردود لأن السماء قبلة الدعاء بمعنى أنها محل نزول الرحمة التي هي سبب أنواع النعمة، وهو موجب دفع أصناف النقمة، ولو كان الأمر كما قال هذا القائل في مدعاه الباطل لوقع التوجه بالوجه إلى السماء، وقد نهانا الشارع عن ذلك حال الدعاء لئلا يتوهم أن يكون المدعو في السماء، كما يشير إليه قوله تعالى:{وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ}[ البقرة/186] وقوله تعالى:{فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ} [ البقرة/115].

«Является далеком то, что поднятие рук в мольбе является доказательством для его ложного мнения. Это (мнение) отвергается потому что небо кибла для мольбы в том смысле, что оно место ниспослания милости, которое является причиной различных видов благ. Если же дело обстояло так как говорит этот говорящий в своем ложном заявлении, тогда следовало бы направлять лицо к небу (в молитве), однако Законодатель запретил это нам во время мольбы. Потому что нельзя полагать, чтобы Тот к Кому взывают был в небе, на это указывают аяты «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186), а также «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллах (то есть кыбла)»[1] (2:115)».

Имам Камалуддин аль-Баяди (ум. 1097 х/1686 м) пишет в «Ишарат аль-Марам мин ибарат аль-Имам» (стр. 198):

بأن رفع الأيدي عند الدعاء إلى جهة السماء ليس لكونه تعالى فوق السماوات العلى بل لكونها قبلة الدعاء، إذ منها يتوقع الخيرات، ويستنـزل البركات لقوله تعالى:{وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ} [سورة الذاريات/22] مع الإشارة إلى اتصافه تعالى بنعوت الجلال وصفات الكبرياء، وكونه تعالى فوق عباده بالقهر والاستيلاء

«Поднимают руки во время мольбы в сторону неба не потому, что Он в небесах, наоборот по причине того, что небо кибла для мольбы, так как с небес спускаются блага, спускается баракат. Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (51:22), вместе с указанием на описание Его величественными описаниями, достойными атрибутами. Аллах же над своими рабами мощью и властвованием».

Хафиз, крупный языковед, Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг.х) сказал в «Итхаф ас-садат аль-муттакин» (5/34-35) ссылаясь на маликитского имама Абу Бакра ат-Тартуши (451-520 гг.х):

فإن قيل : إذا كان الحقُّ سبحانه ليس في جهةٍ، فما معنى رفع الأيدي بالدعاء نحو السماء ؟. فالجواب : من وجهين ذكرهما الطُّرْطُوشي:
— أحدهما : أنه محلُّ التعبُّد، كاستقبالِ الكعبةِ في الصلاة، وإلصاق الجبهةِ بالأرضِ في السجود، مع تنـزُّهه سبحانه عن محلِّ البيت ومحلِّ السجود، فكأنَّ السماءَ قبلةُ الدعاء.
— وثانيهما : أنها لما كانَتْ مهبِط الرزقِ والوحيِ وموضعَ الرحمةِ والبركةِ، على معنى أن المطرَ يَنـزِلُ منها إلى الأرضِ فيخرج نباتًا، وهي مَسكنُ الملإ الأعلى، فإذا قَضَى اللهُ أمرًا ألقاه إليهم، فيُلقونه إلى أهلِ الأرض، وكذلك الأعمال تُرفَع، وفيها غيرُ واحد من الأنبياء، وفيها الجنةُ -وهي فوق السماء السابعة – التي هي غايةُ الأماني، فلما كانت مَعْدِنًا لهذه الأمور العِظام ومَعرِفةَ القضاءِ والقَدَر، تَصرَّفَت الهِممُ إليها، وتوفَّرَت الدواعي عليها” انتهى.

«Если же спросят: Если Аль-Хакк Свят Он не в стороне, то каков смысл поднятия рук в мольбе (дуа) в сторону неба?

Ответ с двух сторон, их упомянул Абу Бакр ат-Тартуши:

1. Небо – место для поклонения, подобно тому как мы поворачиваемся в молитве в сторону Каабы и опускаем свой лоб на землю в поклоне. Это при том, что Он чист от нахождения в доме (Каабе) и месте поклона, а небо же является киблой для мольбы.

2. Поистине небо – место спуска пропитания, откровения, место милости и благодати, в смысле, что дожди нисходят с него и выводят растения. Также оно место обитания высших групп (ангелы). Когда Аллах выносит решение, то отсылает им, а они же отсылают обитателям земли, также возносятся дела. Также на нем не один Пророк мир им, также и Рай – он над 7-м небом, – которое является пределом желаний. И в то время как оно является местом этих огромных явлений и местонахождение предписании «када» и «кадар», к нему и направились стремления»».

Шейх Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 гг.х), которого посчитали обновителем религии 14-го века хиджры, сказал в примечаниях к книге «Сайф ас-сакыль»:

لكن رفعهم الأيدي إلى السماء ليس فيه شىء من الدلالة على استقرار وجود ذاته في السماء وإنما ذلك لمجرد أن السماء قبلة الدعاء ومنزل الأنوار والأمطار والخيرات والبركات {وفي السماء رزقكم وما توعدون}.

«Однако, в поднятии рук к небу нет указания на утверждение существования Всевышнего в небе. Поистине это лишь потому, что небо – кибла для мольбы, а так же место ниспослания благ, дождей, благодати. Как говорится в аяте: «И в небе – ваш удел [дождь, свет и другие причины для появления пропитания] и то, что вам обещано (51:22)».

Таким образом мы выяснили, что поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) не указывает на то, то Аллах находится на небе и это является несостоятельным доводом.

[1] Ибн Касир пишет в толковании этого аята: «Муджахид сказал: «т.е. где бы вы не находились, у вас есть Кибла, так направляйтесь в её сторону в молитве». Ибн Аби Хатим, сказал, что ибн Аббас считал этот аят об отмене Киблы на Иерусалим. Так считали: Абу аль-Алия, аль-Хасан, Ата аль-Хурасани, Икрима, Катада, ас-Судди и Зайд ибн Аслам».

 

Источник