Чтение Корана в первых двух ракятов состоит из чтения Фатихи и дополнительной суры в обоих ракятах, а в двух последних только из чтения Фатихи. Но если оставит чтение Фатихи в последних двух ракятах, то намаз действителен.

В каких ракятах обязательно чтение.

На наш взгляд мнение (ханафитского) мазхаба в том, что фардом чтения является прочесть из всего намаза минимум в двух ракятах. Хасан аль Басри говорил, что достаточно прочесть аль-Фатиху хотя бы в одном ракяте. Имам Малик говорил, что фардом является чтение в трех ракятах, а имам Шафи‛и, да будет доволен им Всевышний Аллах, говорил, что фардом является чтение в каждом ракяте.

Хасан аль Басри привел в доказательство хадис в котором посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, говорил:

لَا صَلَاةَ إلَّا بِقِرَاءَةٍ

«Нет намаза кроме как с чтением».

Отсюда следует, что фардом является само чтение, а не его повтор. Кроме того намаз является одним целым (и чтение в одном ракяте засчитывается и для других). Но это слабое мнение потому, что не передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он хотя бы в одном намазе довольствовался чтением только в одном ракяте. Если бы это было разрешено, то он сделал это хотя бы один раз, для того, чтобы показать разрешенность этого.

Кроме того, Всевышний Аллах назвал суру Фатиха повторяющейся (в аяте «И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран» — 15/87). Она так названа потому что повторяется в каждом намазе, то есть читается два раза.

Имам Шафи‛и, да будет доволен им Аллах, приводит в доказательство следующее рассуждение:

«Мы сходимся в том, что чтение в каждом ракяте добровольного намаза, является обязательным, так? Так. А фард сильнее чем необязательный намаз, а значит и чтение в каждом ракяте фарда тем более будет обязательным. Кроме того, каждый ракят включает в себя определенные рукны (столпы) намаза, такие как: стояние (къиям), поясной поклон (руку‛), земной поклон (суджуд), и все они являются фардом в каждом ракяте. Точно так же должно быть и с рукном чтения.

Имам Малик, да помилует его Аллах, рассуждает так же, но он добавляет: «Чтение в большинстве ракятов, исходя из принципа облегчения, заменяет чтение во всех ракятах».

Мы же руководствуемся иджмой (единогласием) сподвижников.

Во-первых: Абу Бакр во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в последних двух ракятах читал, но в качестве молитвы. Передается, что в последних двух ракятах он читал аят «Уверовал посланник …» — (Бакара, 2/285) как молитву.

Затем (передается, что) Умар, да будет доволен им Аллах, как-то не прочел в одном из ракятов намаза магъриб, а затем восполнил это (упущение) в третьем ракяте вслух. Усман, да будет доволен им Всевышний Аллах, также не прочитал в первых двух ракятах ночного намаза, а затем восполнил в двух последних вслух. Также передается об Али и ибн Мас῾уд, да будет доволен ими Аллах, что они оба в двух последних ракятах делали тасбих.

Как-то один человек спросил Айшу, да будет доволен ею Всевышний Аллах, о чтении суры Фатиха в двух последних ракятах, и она ответила ему:

«Читай, для того чтобы это было в качестве молитвы». Их единогласие уже достаточно для доказательства.

Другое доказательство это то, что чтение в двух последних ракятах во всех положениях читается про себя как зикр. А раз мы читаем про себя, то значит это чтение не будет рукном, подобно тому как не является рукном чтение начальной молитвы истифтах. Потому, что рукны построены на открытости и явности (для смотрящих). Если чтение в последних двух ракятах было бы рукном, тогда они не отличались бы в своих свойствах от чтения в первых двух ракятов, как и остальные рукны.

(Что касается рассуждения имама Шафии о двух последних ракятов необязательного намаза, где чтение обязательно, то) в необязательных намазах каждая пара ракятов являются самостоятельным намазом, в отличии от фардов. Поэтому то порча последних двух ракятов необязательного намаза не сказываются на действительности первой пары ракятов этого намаза.
Хасан передает, что более лучшим в двух последних ракятах является читать Фатиху, и если молящийся оставит чтение Фатихи намеренно, то он поступит плохо (или испортит), а если по забывчивости то нужно сделать саджду восполнения ошибки (саджда сахв). Абу Юсуф же передает от Абу Ханифы, да помилует их Аллах, что человек свободен в выборе между чтением Фатихи, тасбиха или же молчания; и не надо ему делать саджду восполнения ошибки из за того, что он оставил чтение в этих двух ракятах по забывчивости.

И это более достоверное мнение. Потому что саджда восполнения ошибки становится обязательной, если оставить какой-нибудь ваджиб, или же сунну которая касается всех намазов. Что касается предания от Хасана, то этому тоже есть свое объяснение: Если человек будет молчать, то он будет безмолвным и растерянным. «Безмолвный» же значит «тот, который отвернулся от чтения», пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, не посчитал это хорошим для своих сподвижников, сказав:

مَالِي أَرَاكُمْ سَامِدِينَ

«Почему я вижу вас безмолвными?»

(Мабсут Сарахси).

 

 

Источник:  mazhabhanafi.com