Если позади стоящий начинает намаз раньше имама, а затем имам произносит такбир и тот человек совершает намаз с имамом, то его намаз недействителен.

Производить такбир раньше имама

На основании слов посланника Аллаха, да пребудет на нем благословение и приветствие:

إنَّمَا جُعِلَ الْإِمَامُ إمَامًا لِيُؤْتَمَّ بِهِ، فَلَا تَخْتَلِفُوا عَلَيْهِ

«Имам поставлен имамом для того, чтобы за ним следовали. Посему не противодействуйте ему».

А поскольку в данном случае имам еще не произвел такбир, то и сзади стоящий принципиально не мог осуществить следование за имамом. Кроме того, он оказал ему противодействие когда произвел такбир раньше его. Следовательно его намаз не засчитывается, только, если он не обновит свой такбир после такбира имама с намерением присоединиться к намазу имама. В этом случае будет считаться, что он прервал прежний намаз и приступил к намазу с имамом. Один этот такбир одновременно выполняет эти две функции (прерывание прежнего и приступание к новому) как это происходит в добровольном намазе, когда молящийся производит такбир и намеривается на обязательный намаз. Аналогичные примеры есть и в других разделах фикха. Например если человек продал нечто за тысячу монет, а потом пересмотрел и продал за две тысячи, то вторая продажа отменила первый акт продажи, и в силу вступил второй акт.

 

Нарушает ли намаз начинание раньше имама или просто меняет его статус.

В книге есть указание на то, что тот человек, который произвел такбир раньше имама все же считается приступившим (к своему индивидуальному) намазу. Это следует из его слов: «Второй такбир прерывает тот намаз, в котором он был прежде» (а прервать можно только то, что существует. Если бы считалось, что его намаз, который он начал раньше имама изначально недействителен тогда он не прерывался бы, а вообще и не начинался).

Было сказано, что эти слова толкуются тем, что это при условии, что он не имел намерения следовать имаму. Также было сказано, что даже если он тогда вознамерился на следование имаму, то он считается приступившим (но не к групповому намазу, а) к индивидуальному намазу. Этого мнения и придерживается Абу Юсуф, да смилуется над ним Аллах.
По мнению имама Мухаммада же, да смилуется над ним Аллах, он вообще не считается приступившим к намазу. Заключение зависит от разного подхода к следующему принципу: Действительна ли основа намаза при нарушении направления (в намерении). По мнению Абу Юсуфа, да смилуется над ним Аллах, нарушение направления не затрагивает основу намаза, по мнению имама Мухаммада же основа намаза нарушается. От Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, передаются два мнения, разбор которых придет в своем месте.

(Мабсут Сарахси)

 

Источник:  mazhabhanafi.com