***

Мы не преувеличим, если скажем, что рассматриваемый вопрос является одним из самых популярных вопросов в разногласиях внутри мусульман. Конечно, у нас вопрос не ставился именно в такой формулировке. А вопрос был поставлен так: «Произносится ли в намазах «аминь» вслух или не произносится?» В действительности, все наши ученые-основатели мазхабов, наши муджтахиды были единодушны во мнении: «Произнесение в намазе «аминь» после суры «Фатиха» является сунной». Однако в вопросе о том, что лучше – произносить «аминь» про себя или вслух, они пошли двумя путями. Некоторые из них, в том числе улемы шафиъитского и ханбалитского мазхабов отмечали, что предпочтительно произносить «аминь» вслух.
Другая группа наших улемов, в частности ученые мазхабов Ханафийа и Маликийа, отмечали, что предпочтительно произносить «аминь» про себя.
Ибо в переданных от Пророка саллаллаху алайхи васаллам хадисах найдены доказательства в пользу обоих этих действий. Впоследствии каждая из сторон приводила свои доводы дабы пояснить, почему они признали именно одну из этих двух форм произнесения. При этом они высказывались и о своих соображениях относительно доводов другой стороны. Знаем ли мы об этих доводах и аргументах или нет, неизвестно. Но известно одно – мы учинили разногласия именно по этим вопросам. И теперь, даже когда все неприятности уже произошли, прося помощи у Аллаха, мы надеемся, все же будет только польза в попытке понять, что же на самом деле произошло по этому вопросу.
Прежде чем приступим к рассмотрению этой темы, я бы хотел засвидетельствовать свое уважение и к тем, кто согласно мазхабу, последователем которой является и ваш покорный слуга, произносит «аминь» в намазе про себя, и к тем, кто совершая намаз, произносит «аминь» вслух. В особенности, выражаю глубокое почтение тем нашим праведным предкам-улемам , совершавшим иджтихад в этом вопросе.

В последующих строках мы абсолютно далеки от намерения высказать даже малейшие неуместные мнения или подобные им высказывания относительно этих почтенных и дорогих людей. Ибо, если их иджтихад был верным, то они заслужили и забрали с собой двойную награду, если были неверными, то забрали одну награду. Наш долг оказывать уважение прошедшим нашим улемам.

АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИНЬ» ВСЛУХ И ОБСУЖДЕНИЕ ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Теперь приведем доводы тех, кто утверждает, что после чтения суры «Фатиха» в намазе «аминь» следует произносить вслух. Наиболее известными представителями этой стороны, как было упомянуто выше, являются мазхабы Шафиъийа и Ханбалийа. В наших древних книгах в этом вопросе они в этом смысле также упоминаются первыми. Поэтому, когда мы пишем «утверждающие о предпочтительности произношения «аминь» вслух», мы подразумеваем и шафиъитов, и ханбалитов, а также и других, помимо них.

Первый аргумент:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда имам произнесет «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», говорите «аминь». И поистине, тот, чье слово совпадет со словом ангелов, тому будут прощены прошлые грехи».
Передал имам Бухари.
Шафиъиты, ханбалиты и их единомышленники говорят, что в этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелевает нам говорить «аминь» вслед за произнесением «аминь» имамом. На этом основании мы должны произнести «аминь».
А те, кто считает преемлимым произнесение «аминь» про себя, а это в основном ханафиты и маликиты, говорят: «Совершенно правильно, что необходимо сказать “аминь” и поэтому мы тоже произносим его. Но в благородном хадисе нет повеления о том, что “аминь” следует произносить вслух! Поэтому вы не можете приводить этот хадис в качестве аргумента в пользу произнесения “аминь” вслух».
И в самом деле, этот хадис может служит аргументом для обеих сторон.

Второй аргумент:
Абу Муса Ашъари радияллаху анху сказал:
«Поистине, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произнес нам хутбу , изложил нам нашу сунну, обучил нас нашим намазам и сказал: “Когда совершаете намаз, становитесь в ряд, пусть один из вас будет вам имамом. Когда он произнесет такбир , вы также произнесите такбир. Когда он произнесёт «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», скажите «аминь», Аллах примет”».
Передал Муслим.
Об этом благородном хадисе стороны высказывают те же самые слова, что и относительно первого хадиса. Когда же дело доходит до вывода, обнаруживается, что здесь нет никакого утверждения о произнесении «аминь» вслух. В действительности, учитывая то обстоятельство, что произнесение про себя лежит в основе, а произнесение вслух отдельно не оговорено, превалирует утверждение тех, кто за «предпочтительность произносения «аминь» про себя». Также приводятся еще несколько схожих передач хадисов. Хотя в них расходятся некоторые фразы, но в целом смысл идентичен.

Третий аргумент:
Утверждающие о «предпочтительности произнесения «аминь» вслух» приводят еще и другой, нижеприводимый хадис, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес «аминь».
Передается от Ваила ибн Худжра ал-Хазрами радияллаху анху:
«Я видел Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, освободившегося после намаза. Я видел Его лицо с этой стороны и с той стороны. И он прочитал «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», затем протяжно произнес «аминь». Думаю, что он сделал это только для того, чтобы научить нас».
Передал хафиз Абу Бишр ад-Давалиби.
Противоположная же сторона (те, кто за произнесение «аминь» про себя) утверждает, что в этом и других подобных с ним хадисах речь идет о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил «аминь» будучи имамом. А это, в свою очередь, не может быть основанием для утверждения, что совершающие намаз за спиной имама тоже должны произносить «аминь» вслух. К тому же, в этом хадисе говорится, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес «протяжно», но не «громко». Обычно выговаривание имамом в намазе фраз так, что это слышно тем, кто находится в непосредственной близости от него, не считается произнесением вслух. Ибо как передается во многих сахих (достоверных) хадисах, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в намазах зухр прошептывал некоторые аяты так, что их было слышно тем, кто стоял вблизи от него. А между тем, всем известно, что в полуденном зухр намазе кираат не совершается вслух.
Во-вторых. В другой передаче того же самого хадиса, имам Ахмад, Абу Давуд ат-Тайалуси, Абу Йаъла ал-Мусили, имам Дара Кутни и имам Хаким приводят фразу: «Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам дошел до «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», он произнес «аминь», понизив голос». Значит, то был намаз, в котором аяты должны были читаться вслух и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам завершив чтение суры «Фатиха» вслух громким голосом, понижал голос при произнесении «аминь» так, что это могли слышать только те, кто был в первых рядах. К тому же, используя в качестве доказательства слова Ваила ибн Худжра ал-Хазрами радияллаху анху: «Думаю, что он [Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] сделал это только для того, чтобы научить нас», отмечают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам если и произнес «аминь» вслух, то только для обучения мусульман. Дело в том, что Ваил ибн Худжр ал-Хазрами радияллаху анху был одним из властных людей Йемена и услышав известие о Пророке саллаллаху алайхи васаллам, он прибыл в Лучезарную Медину чтобы встретиться с ним. Приняв Ислам, он в течение недели учился у Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе обучался и совершению намаза, а затем вернулся на родину. В последующем он рассказал обо всем, что видел и слышал в связи с тем недельным пребыванием.
Самое главное, как это было упомянуто выше, ханафиты утверждают, что даже если Пророк саллаллаху алайхи васаллам и произносил «аминь» вслух, он делал это будучи имамом, и какое же это имеет отношение к произносению «аминь» вслух остальными мусульманами общины?
Видимо поэтому в наши дни даже те, кто в своих действиях руководствуются правилами «для чего нам фикх, когда есть сунна», в своих спорах не приводят вышеупомянутый хадис в пользу произнесения «аминь» вслух.
Саййид Сабик в своей книге «Фикхус сунна» пишет следующее: «Произнесение совершающим намаз «аминь» после суры «Фатиха» есть сунна. В намазах джахрийа (аяты читаются вслух), «аминь» произносится вслух, а в намазах сиррийа (аяты читаются про себя) «аминь» произносится про себя. Как передается от Нуъайма ал Муджмира, он сказал: «Я совершил намаз за спиной Абу Хурайры, он произнес: “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, затем прочитал суру “Фатиха”, а когда дошёл до слов “валаз-зооллиин”, он произнес “аминь”. И люди тоже произнесли “аминь”».
Один из улемов хадисоведения Насируддин Албани, кто действует также, как и сам Саййид Сабик, опровергает эти слова, утверждая, что они сказаны не к месту, так как в приведенном предании не отмечено, что слово «аминь» было произнесено вслух. И возможно, повествователь предания стоял близко к имаму и слышал «аминь», произнесенное шепотом.
Затем Саййид Сабик приводит такую цитату: «Когда Ибн Зубайр и те, кто был с ним, произносили «аминь», в мечети слышался громкий голос».
В ответ же Насируддин Албани пишет следующее: «Других произведений, помимо этого, указывающих на произнесение в намазе “аминь” вслух муктадийами нет. А этот не может служить доказательством, так как оно не восходит до Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Поистине, переданы много хадисов о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил “аминь” вслух. Однако ни в одном из них не сказано, что его сподвижники стоя в намазе за ним тоже произносили “аминь” вслух».
Шейх Насируддин Албаний в продолжении своих слов об этом отмечает, что имам Шафиъи тоже в последующем вернулся к предпочтительности произнесения «аминь» про себя и в своей книге «Умм» написал: «Мне не по нраву, когда произносят его (“аминь”) вслух» .
А это указывает, как самый главный человек, кто утверждал, что «аминь» следует произносить вслух, в последующем, ознакомившись с другими доводами и аргументами, отказался от своего первоначального утверждения.
Мы также хотели бы особо подчеркнуть, что всех часто упоминаемых ныне хадисов, преданий о произносимых наполняя мечеть вслух слова «аминь», ученые мухаддисы детальным описанием отнесли в категорию заиф («слабых») .
Хотя мы и изложили доводы об этом в общих чертах, улемы прошлого провели обстоятельный анализ вопроса, приводя по этому вопросу каждую передачу хадисов. Даже в тех случаях, когда тексты оказывались равносильными, они выясняли, кто из передатчиков более достоверен, и таким образом, пришли к выводу, что «лучше всего произносить «аминь» про себя. Те, кто имеет возможность, могут обратиться к специальной литературе.

АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИНЬ» ПРО СЕБЯ

Как было сказано выше, эта точка зрения отстаивается преимущественно ханафитами. Теперь приведем доводы ханафитских улемов. Прежде всего должно быть отмечено, что улемы ханафитов не стремились побуждать людей последовать только своему мнению, как притязают на то некоторые люди. Для каждого положения они старались приводить ясные доказательства из Куръана и Сунны. Вернее, они старались довести до простых верующих положения, которые были подкреплены аргументами из Куръана и Сунны. Мы можем убедится в этом из приведенных ниже примеров.

Первый аргумент:
«Аминь» — это молитвенное слово. Оно буквально означает «прими», то есть «прими мольбу, прошение». О том, как следует совершать мольбу – произносить дуа , Всевышний Аллах смилостивился известить нас в суре «Аъраф»:
«Молитесь вашему Господу смиренно и скрытно. Поистине, Он не любит преступающих!» (аят 55).
Следовательно, если мы станем произносить «аминь» про себя, тем самым мы последуем этому аяту.

Второй аргумент:
Всем известно, что слово «аминь» не из Куръана. К тому же, оно и не арабское слово. А фраза «аъузу биллахи минаш шайтанир раджим» – из Куръана. И Всевышний Аллах еще предписал ваджибом (обязательным) произносить эту фразу перед чтением Куръана. Тем не менее во время намаза мы произносим «аъузу биллахи минаш шайтанир раджим» про себя. Так почему же тогда слово «аминь» мы должны произносить вслух?!

Третий аргумент:
Передается от Хасана радияллаху анху:
«Самура ибн Джундуб и Имран ибн Хусойн радияллаху анхума предавались воспоминаниям. Самура ибн Джундуб радияллаху анху сказал, что он запомнил от Пророка саллаллаху алайхи васаллам две сакты : во время произнесения такбирул ихрам и освободившись от произнесения «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин». Имран ибн Хусойн радияллаху анху отверг это. Тогда они вдвоем написали Убайй ибн Каъбу радияллаху анху. В ответе им было сказано: «Поистине, Самура запомнил».
Передал Абу Давуд.
Следовательно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обычно делал краткие паузы как после такбира перед началом намаза, так и после кираата суры «Фатиха». И как оказалось эту же самую истину в полемиках по этому вопросу также подтвердили почтенные сподвижники.
Ханафитские улемы для подтверждения своих высказываний приводят еще несколько преданий, близких по смыслу этому хадису.

Четвертый аргумент:
Передается от Абу Ваила радияллаху анху:
«Али и Ибн Масъуд не произносили вслух ни «Бисмиллахир Рахманир Рахим», ни «Аъузу биллахи…», ни «аминь».
Передал Табарани.
То обстоятельство, что такие обладатели знаний из сподвижников, как почтенный Али и Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анхума, которые всегда находились рядом с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, произносили «аминь» про себя, считается весомым аргументом. В другом одном предании утверждается, что почтенный Умар радияллаху анху тоже произносил про себя «аминь» в намазе .
Ханафитские улемы приводят также и предания с точно таким же смыслом, но с упоминанием имен других сподвижников.

Пятый аргумент:
Намаз считается самым известным и наиболее распространенным из поклонений Аллаху. Пророк саллаллаху алайхи васаллам регулярно совершал пятикратные намазы в составе джамаата (общины) со дня объявления намаза фардом. За каждым намазом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам внимательно наблюдали тысячи человек. И если бы было предпочтительно произносить «аминь» вслух, то Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал бы об этом ясно и тогда не осталось бы никаких сомнений. Между тем, нет более никаких доказательств кроме того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будучи сам имамом, с намерением обучить других, произносил «аминь» так, чтобы было слышно стоявшим в первом ряду сподвижникам. Более того, нет ни одной передачи хадиса, где было бы сообщено, что последовавшие в намазе имаму люди произносили «аминь» вслух.
Дорогой читатель! Мы в очень краткой форме изложили утверждения улемов прошлого по вопросу: «Что правильно и предпочтительно – произнесение «аминь» вслух или про себя?». Также мы привели по этому поводу мнения двух улемов из числа наших современников. Теперь, естественным образом возникает вопрос: стоило ли вновь поднимать этот настолько так тщательно обсужденный в прошлом вопрос? Разумеется, когда вниманию общественности представляется вопрос без предварительного его всестороннего изучения, то непременно возникают такие неприятные ситуации.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф