С позволения Аллаhа Свят Он и Велик, хотелось бы поговорить о таком намазе как «витр», чем он является, уаджибом (обязательным) или сунной. Но сперва напомним, что фард намазы нужно выполнять пять раз в сутки, на что указывает Священный Кyр`ан и хадисы.

 

Упоминание пятикратного намаза в Кyр`ане 

В Кyр`ане в следующих аятах упоминается пятикратный намаз:

وَأَقِمِ الصَّلوٰة طَرَفَى النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّـيِّئَاتِ ذَالِكَ ذِكْرْىٰ لِلذَّاكِرِينَ

Смысл: «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи. Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для вспоминающих» («Худ» 114).

Соответственно мнениям толкователей Кyр`ана, «в обоих концах дня» рассказано о времени намазов фаджр, зухр и ‘аср, «и в ближнюю часть ночи» указывается на время магриба и ‘иша намазов (См. тафсир Абу Са‘уда ‘Али Хамша «Тафсир кабир» т.5, стр.145 и стр.142, тафсир «Рухуль ма‘ани» т.12, стр. 156 и тафсир «Джалалейн» т. 1, стр. 189).

فَسُبْحٰنَ اللهِ حِيْنَ تُمْسُوْنَ وَحِيْنَ تُصْبِحُوْنَ ﴿﴾ وَلَهُ الْحَمْدُ فِى السَّمٰوٰتِ وَالْأَرْضِ وَعَشِيًّا وَّحِيْنَ تُظْهِرُوْنَ﴿﴾ يُخْرِجُ الْحَىَّ مِنَ الْمَيِّتِ ويُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَىِّ وَيُحْىِ الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا ط وَكَذٰلِكَ تُخْرَجُوْنَ

Смысл: «Хвала же Аллаhу, когда настает для вас вечер и когда начинается утро. Слава Ему на небесах и на земле, во время предвечернее и в полдень. Выводит Он живое из мёртвого и мёртвое из живого, оживляет Он землю, после того как иссохла она. Таким же образом будете выведены и вы (из могил)» («Римляне» 17-19).

В этом аяте упомянуто четыре слова: “маса”, “субх”, “‘аши” и “зухр”. Под “субх” и “зухр” имеется в виду фаджр (утренний) намаз и зухр (полуденный) намаз – это очевидно. «‘Аши» означает последнюю часть дня, когда солнце бывает ближе к заходу, и ясно, что под этим имеется в виду ‘аср намаз. Слово “маса” включает в себя оба намаза, магриб и ‘иша (см. тафсир «Джалалейн» т. 2, стр. 342 и тафсир “Рухуль ма‘ани” т.21, стр. 28).

فَاصْبِرْ عَلٰى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ. وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَارَ السُّجُودِ.

Смысл: «(О Посланник!) Терпи же, что они говорят (кафиры), и прославляй хвалою Господа твоего до восхода солнца и перед заходом, и ночью прославляй Его, и при конце поклонения» («Каф» 39,40).

“До восхода солнца” имеется в виду фаджр намаз, “перед заходом солнца” означает ‘аср намаз и под “ночью прославляй”говорится о намазах магриб и ‘иша. Таким образом, здесь упомянуто о временах четырех намазов, но, по мнению некоторых толкователей Кyр`ана, слово “перед заходом солнца” включает в себя оба намаза: ‘аср и зухр. Следовательно, упомянуто время пяти намазов (См. тафсир “Джалалейн” т. 2, стр. 143, тафсир “Рухуль ма‘ани” т.26, стр. 193 стр.142 и “Тафсир кабир” т.7, стр. 245).

Аллаh Та‘аля сказал Посланнику ﷺ:

أَقِمِ الصَّلوٰة لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلٰى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا.

Смысл:  «Выстаивай намаз с того времени, когда солнце начнёт склоняться (после полудня), до ночного мрака (т.е. зухр, ‘аср, магриб и ‘иша намазы), и читайте Коран (в намазе) утром. Истинно, Кyр`ан утром свидетельствуется (ангелами)» («Ночной Перенос» 78).

В этом аяте, указывая на пять намазов, упомянуто о фаджр намазе особо, потому что в это время присутствуют и дневные, и ночные ангелы (Ибн Маджа стр.245).

حَافِظُوْا عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلوٰة الْوُسْطَى وَقُومُوْا لِلّٰهِ قَانِتِينَ (بقره)

Смысл:  «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте (в намазе) с кунутом (почтением) к Аллаhу» («Корова» 238).

В этом аяте приказано охранять свои намазы и особенно подчеркивается средний намаз. Какой намаз имеется в виду под“средней молитвой”, в этом учёные расходятся во мнениях. Соответственно более предпочтительному мнению – это означает намаз ‘аср (Муслим т.1, стр.226). И причиной, по которой особенно подчеркивается данный намаз, является то, что, как во время фаджра, в это время тоже присутствуют и дневные, и ночные ангелы, которые записывают поступки людей. (Бухари т.1, стр.79, передатчик хадиса Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху)).

Упоминание пятикратного намаза в хадисах

Упоминание пяти намазов часто встречается в хадисах. Из хадисов о ми‘радже (вознесении) становится известно, что вначале было сделано фардом пятьдесят намазов, но, послушав Мусу (мир ему), Посланник Аллаhа ﷺ несколько раз возвращался и обращался к Аллаhу Та‘аля. Таким образом, количество намазов уменьшилось до пяти, но награды за них как за пятьдесят.

هى خمس وهى خمسون (بخارى ج١، ص۵١

«Этих намазов пять, но по наградам они равны пятидесяти намазам» (Бухари т.1, стр. 51).

1. Однажды кто-то спросил у Посланника ﷺ о фардах в исламе. Самые первые слова, которые произнёс Расулюллаh ﷺ в ответ были следующие:

خمس صلوات فى اليوم والليلة (مسلم ج١، ص٣٠

«Пять намазов в течение суток» (Муслим т.1, стр. 30 ).

2. ‘Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллаh) рассказывает, что Расулюллаh ﷺ сказал:

عن عبادة بن الصامت قال قال رسول اﷲ ﷺ خمس صلوات افترضهن اﷲ الخ (نسائى ج١، ص٨٠

«Есть пять намазов, которые Аллаh Та‘аля сделал фардом» (Насаи т.1, стр. 80).

3. В риваяте от Абу Умамы (да будет доволен им Аллаh) сказано:

صلوا خمسكم (مشكوٰة ج١، ص۵٨

«Читайте свой пятикратный намаз» («Мишкат» т.1, стр. 58).

Имам аш-Шурунбуляли (да воздаст ему Аллаh благом) пишет: «В ханафитском мазхабе, помимо пяти обязательных намазов, выделяют шестой намаз — витр, но он относится к категории «уаджиб», а не «фард» (по обязательности предписание «уаджиб» стоит ниже предписания «фард», но пропущенный витр намаз следует восполнить)» (Нур аль-Идах).

Имамы аль-Касани и ибн Хумам (да воздаст им Аллаh благом) пишут, что: «витр – это намаз, обязательность которого не вызывает сомнений», ибо Пророк ﷺ говорил: «О читающие Кyр`ан! Совершайте намаз витр, так как Аллаh Един и Он любит единое» (Бухари, Даваат, 69; Муслим, Зикр, 5, 6; Абу Дауд, витр, 1; Тирмизи, витр, 2; Насаи, Кыямуль-лейль, 27).

Для Посланника Аллаhа ﷺ намаз витр был фардом. Однажды он ﷺ сказал: «Существует три вещи, которые для меня являются фардом, а для вас нет: намаз духа, курбан и намаз витр» (Зайлаи, Насбур-Рае, 2/105).

По мнению Абу Ханифы (да воздаст ему Аллаh благом), намаз витр, так же как и праздничные намазы, является уаджибом (обязательным), тогда как Абу Юсуф, Имам Мухаммад и имамы других трех мазхабов считают сунной муаккада (т.е. важной сунной).

В качестве доказательства своего мнения Абу Ханифа (да воздаст ему Аллаh благом) приводит следующий хадис: «Аллаh прибавил для вас еще один намаз. Это намаз – витр. Совершайте этот намаз между иша и наступлением времени намаза субх» (Ахмад бин Ханбаль, 2/180, 206, 208, 5/242, 6/7, ат-Тирмизи 452, ат-Табарани 1/100).

Слово «совершайте» имеет повелительное наклонение и носит характер обязательности этого намаза. Тот, кто отвергнет этот хадис, не считается неверным, так как этот хадис ахад (См.: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 414-416).

Ханафитские шейхи в доказательства приводят также и другие хадисы.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

  • «витр» — обязанность каждого мусульманина…» (Ан-Насаи, Ибн Маджа и Абу Дауда).
  • «витр» — это обязанность. Кто не совершает его, тот — не из нас» (Ахмад, Абу Дауд и аль-Хаким).
  • «Совершайте витр до рассвета!» (Муслим 754).
  • «Пусть тот, кто проспал или забыл совершить витр, совершит его, когда проснётся или вспомнит» (Ат-Тирмизи 465, Ибн Маджах 1188).

‘Аиша (да будет доволен ей Аллаh) рассказывала, что когда Пророк ﷺ совершал ночную молитву и доходил до витра, он говорил ей: «Вставай и соверши витр, о ‘Аиша!» (Муслим 512).

Как говорят наши (ханафитские) ученые, в этих хадисах содержится веление совершать молитву витр, а любое веление Пророка ﷺ указывает на обязательность.

Также нужно отменить, что сунной является чтение витра лишь в три рака‘ата.

Имам Насаи (да воздаст ему Аллаh благом) под заголовком كيف الوتر بثلاثًا (как надо читать три рака‘ата витр) в своём сборнике т.1, стр. 248 передал следующий хадис ‘Айши (да будет доволен ей Аллаh): Са‘д ибн Хишам (да будет доволен им Аллаh) передаёт, что ‘Айша (да будет доволен ей Аллаh) рассказала ему хадис:

عن سعدبن هشام ان عائشة حدثته ان رسول الله ﷺ كان لايسلم فى ركعتى الوت

«Посланник Аллаhа ﷺ не давал салям по окончании двух рака‘атов витр намаза».

Этот же хадис ‘Айши (да будет доволен ей Аллаh) передан в “Мустадрак Хаким” следующими словами:

كان رسول الله ﷺ لايسلم فى الركعتين الاوليين من الوتر (ج١ ص٣٠٤

«Посланник Аллаhа ﷺ после первых двух рака‘атов витра не совершал салям» (т.1, стр. 304).

Приведя этот хадис, имам Хаким пишет, что данный хадис соответствует условиям Бухари и Муслима (т.1, стр. 304). ‘Аллама Захаби (да воздаст ему Аллаh благом) в “Талхис Мустадрак” подтвердил высказывание Хакима (да воздаст ему Аллаh благом).

Мухаммад ибн ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас передаёт со слов своего деда ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллаh):

عن محمدبن على عن ابيه عن جده عن النبى ﷺ انه قام من الليل فاستاك ثم صلى ركعتين ثم نام ثم قام فاستاك ثم توضّأ فصلى ركعتين حتى صلى ستّاثم اوتر بثلاب وصلى ركعتين (مسلم ج١ ص٢٦١ ، نسائى ج١ ص٢٤٩)

«Посланник Аллаhа ﷺ встал ночью, почистил зубы мисуаком, затем прочитал два рака‘ата намаза и заснул. Затем снова встал, попользовался мисуаком, прочитал два рака‘ата намаза и таким образом он прочитал шесть рака‘атов намаза (тахаджуд), затем прочитал три рака‘ата витр» (Насаи т.1, стр. 249).

В хадисах даже приведены подробности о том, какую суру в каком из трёх рака‘атов витр намаза читал Посланник Аллаhа ﷺ.

Са‘ид ибн Джубейр (да воздаст ему Аллаh благом) передаёт со слов ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллаh):

عن سعيد بن جبيرعن ابن عبّاس رضى الله عنهما قال كان رسول الله ﷺ يوتربثلاث يقرأ فى الاولٰى سبح اسم ربك الاعلى وفى الثانية قل يٰايهاالكفرون وفى الثالثة قل هواالله احد (ترمذى ج١ ص٦١، نسائى ج١ ص٢٤٩، ابن ماجه ص٨٣

«Посланник Аллаhа ﷺ читал витр в три рака‘ата. В первом рака‘ате читал “Аль-А‘ля”, во втором рака‘ате “Аль-Кафирун” и в третьем рака‘ате “Аль-Ихлас”» (Тирмизи т.1, стр. 61, Насаи т.1. стр. 249, Ибн Маджа стр. 61).

Подобные хадисы приведены в «Муснад Ахмад» т.2, стр. 227, Тахави т.1, стр. 140, «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.2, стр. 33, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 299 и т.д.. (См.: «Намаз Посланника Аллаhа ﷺ», стр.174-185).

Выполнение этого намаза

Этот намаз состоит из 3-х рака‘атов, читается индивидуально и тихо как зухр с ’асром. Сначала делается намерение «Намереваюсь совершить намаз витр». С такбиром «Аллаhу Акбар» приступают к намазу. Читают «Субханака», «А’узу», «Бисмилляh», суру «аль-Фатиха», другую суру или несколько аятов из Кyр`ана. После чтения совершают руку’ и сажда. Потом встают для выполнения второго рака‘ата, читают только «Бисмилляh», «аль-Фатиху» и дополнительные аяты из Кyр`ана, совершают руку’ и сажда. Затем садятся для первого сидения и читают «ат-Тахийят». Со словами «Аллаhу акбар» приступают к 3-му рака‘ату, читают «Бисмилляh», «аль-Фатиху», суру или аяты из Кyр`ана и, продолжая стоять, поднимают руки и произносят такбир «Аллаhу акбар», вновь смыкают руки и читают ду’а «кунут».

Ханафиты предпочитают ду’а «кунут», которая передана со слов Умара и его сына Абдуллаhа (да будет доволен им Аллаh):

للَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَ نَسْتَهْدِكَ وَنُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِى عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ وَنَشْكُرُكَ وَلاَ نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّى وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى   وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ

Транслитерация: «Аллааhумма, инна наста‘иинукя уа настагфирукь уа настахдиикя уа ну’мину бикя уа натуубу ‘иляйк, уа натауаккялю ‘аляйк, уа нуснии ‘аляйкя-ль-хъайра кулляхуу нашкурук, уа ляя накфурук уа нахля’у уа натруку маййафджурук. Аллаhумма, ийа-кя на’буду, уа ля-кя нусолли уа насджуд, уа иляй-кя нас’а уа нахфид, нарджу рахмата-кя, уа нахша ‘азаба-кя, инна ‘азаба-кя би-ль-куффари мульхикъ!».

Перевод: «О Аллаh! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Восхваляем Тебя за все блага, благодарим Тебя, и не являемся не верующими в Тебя, и отстраняемся, и отдаляемся от тех, кто ослушивается Тебя. О Аллаh, Тебе мы поклоняемся, Тебе посвящаем молитвы, и пред Тобой падаем ниц, к Тебе мы устремляемся и спешим, уповая на Твою милость, и страшимся наказания Твоего, поистине наказание Твое неизбежно постигнет неверующих».

Если человек не успел выучить ду‘а «кунут», то в первое время вместо него он может читать следующее ду‘а:

رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ

Транслитерация: «Раббанаа аатина фид-дуньяя хасанатэн, уа филь-аахъырати хасанатэн уа кынаа ‘азаабан-наар»

Перевод: «Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада» (Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 305).

После этого со словами «Аллаhу Акбар» совершают руку’, сажда и садятся. Это последнее сидение. Так же, как и в других намазах, читают «ат-Тахийят», «Аллаhумма салли, Аллаhумма барик» и «Раббана атина…», отдают «салям».

После завершения витр намаза, Посланник Аллаhа ﷺ трижды говорил вслух:

سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ

Транслитерация: «Субхааналь-маликиль-къуддуус»

Перевод: «Слава Святому Царю (Аллаhу)».

В третий раз Посланник Аллаhа ﷺ произносил это протяжно и громко (Аль-фикх аль-ислами уа адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 827, 828).

Иногда может быть так, что витр намаз пропускается, на счет этого есть следующий хадис: Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто проспал витр или забыл о нем, тот пусть совершит его, когда проснется или когда вспомнит о нем» (Абу Дауда, аль-Хаким, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы, Ибн Маджа и Ахмад).

Поэтому, по мнению имама Абу Ханифы (да воздаст ему Аллаh благом), если кто-то пропустит витр намаз (например по забывчивости или если проспал), то он обязан возместить его до совершения фаджр намаза (т.е. сначала нужно возместить витр, а потом уже прочесть фаджр) (См.: Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 305).

Хвала Аллаhу мы выяснили, что по ханафитскому мазхабу, чтения витр намаза в три рака‘ата, является индивидуальной обязанностью (уаджибом) каждого мужчины и женщины. Вся община единодушно согласна с тем, что витр намаз читается с джама‘атом только во время рамадана, а в другие дни, кроме рамадана, нет. Потому что чтение витра с джама‘атом упомянуто в хадисах только во время рамадана.

А Аллаh знает лучше.

Источник