И не поднимает молящийся обе руки ни в каком такбире намаза, кроме начального такбира.

Поднятие рук при руку’

А имам Шафии сказал, что молящемуся следует поднимать обе руки и при выполнении руку’, и во время поднятия головы из руку’. Есть и такие, которые сказали, что человек должен поднимать руки, и при суджуде, и после поднятия головы из суджуда. Те, кто так сказал, обосновывают это тем, что достоверным образом зафиксировано в предании, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал обе руки при каждом такбире. После этого, кто утверждает обратное (утверждает отмену этого хукма), должен привести доказательство.

На эту тему передается рассказ:

Аузаи встретил Абу Ханифу, да помилует его Аллах, в запретной мечети и сказал: «Что это происходит с иракцами, что они не поднимают свои руки во время руку’, и при подъеме головы из руку’. Ведь мне рассказал Аз-зухрий со слов Салима, а тот со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал обе руки во время руку’, и во время подъема из руку’». Абу Ханифа, да помилует его Аллах, ответил: «Мне рассказал Хаммад со слов Ибрахима Нахаи, а тот со слов Алкамы, а тот со слов Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал обе руки во время запрещающего (начального) такбира, и после не повторял этого».

Аузаи сказал: «Я удивляюсь Абу Ханифе. Я ему передаю хадис Аз-зухри со слов Салима, а он мне рассказывает хадис Хаммада со слов Ибрахима со слов Алкамы». Тем самым Аузаи предпочел свое предание по причине более корткой цепочки передачи. На это абу Ханифа ответил: «Что касается Хаммада, то он более знающий чем Аз-зухри, что касается Ибрахима, то он более знающий чем Салим. И если бы Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, не жил бы раньше Алкамы, я бы сказал, что Алкама более знающий чем он. А что касается Абдуллаха (ибн Мас῾уда), то его предание более предпочтительное по причине более глубокого знания его передатчиков».

И наш мазхаб основывается на этом. Потому, что приоритет в предпочтительности хадисов отдается согласно знанию передатчика, а не по краткости цепочки передачи.

Имам Шафии же, руководствуясь хадисом ибн Умара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Такбир перед руку’ совершается в положении стоя и во время такбира является узаконенной сунной поднимать обе руки, как и при такбире в начале намаза». (Вот его обоснование:) Разве ты не видишь, что он (такбир перед руку’) считается из праздничных такбиров. А в такбирах праздничного намаза узаконено поднятие рук, и здесь точно так же.

Нашим же доказательством является следующее: Когда относительно действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, есть разные предания, тогда нам следует обратиться к его словам. А они содержатся в известном хадисе:

أَنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَالَ لَا تُرْفَعُ الْأَيْدِي إلَّا فِي سَبْعِ مَوَاطِنَ عِنْدَ افْتِتَاحِ الصَّلَاةِ، وَفِي الْعِيدَيْنِ وَالْقُنُوتِ فِي الْوِتْرِ

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поднимайте руки кроме как в семи местах: во время начала намаза, и в двух праздничных намазах, и в молитве витр…». Еще четыре положения упоминается в книге обрядов хаджа.
А так же, когда он увидел некоторых сахабов, да пребудет над ними милость Аллаха, как они поднимают руки в некоторых положениях намаза, он посчитал это скверным, и сказал:

«مَالِي أَرَاكُمْ رَافِعِي أَيْدِيكُمْ كَأَنَّهَا أَذْنَابُ خَيْلِ شَمْسٍ اُسْكُتُوا»

«Что это со мной, я вижу вас как вы поднимаете руки, будто лошади стоящие на солнце, размахивают хвостом. Стойте смирно!».
А в другом предании:

قَارُّوا فِي الصَّلَاةِ

«Стойте смирно в намазе».
Смысл этого в том, что такбир проговаривается в переходах от рукна к рукну, и в них не установлена сунна поднятия рук, как это мы наблюдаем в (в таких же) такбирах во время саджды.

Логическое же обоснование этого это то, на что мы уже указывали ранее: Цель поднятия рук сообщение глухому, который стоит за имамом; а он нуждается в таких поднятиях рук (имамом) только в таких такбирах, после которых положение имама не меняется (и глухой не может определить, что началось что-то новое). Это такие дополнительные такбиры, как в двух праздничных намазах или такбир кунута. А в переходных (от рукна к рукну) такбирах такой нужды нет, ведь глухой так и так видит, что имам наклоняется, отправляясь в руку’. Поэтому для того, чтобы понять, что надо идти в руку’ ему уже нет нужды видеть поднятие рук.

 

(Мабсу Сарахси)

 

Источник:  mazhabhanafi.com