Вопрос:

31.05.13. Ассалам алейкум! У меня по природе своей бывает часто, что не могу концентрироваться только на одной вещи. параллельно приходят всякие разные другие мысли… так же и во время молитвы — мне трудно это контролировать, вместо концентрации всех мыслей к Всевышнему, мне лезут в голову всякие мысли… могут непристойные мысли приходить в голову… помогите. это не намеренно всё, а абсолютно случайно.. я чувствую что мои молитвы неполноценны от отсутствия контроля за собственными мыслями… опубликуйте пожалуйста этот вопрос. я боюсь, что не я один сталкиваюсь с такой проблемой. Муслим

Ответ:

Уа алейкум ассалам, Муслим.

Шайтан всегда стремится, испортить поклонение человека своими наущениями. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,  что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икама), а когда икама завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и душой его и говорить ему: «Вспомни о том-то, вспомни о том-то», — о чём тот и не (думал) вспоминать (до молитвы, и шайтан делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном положении), не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил». (Аль-Бухари; Муслим)

Такое действительно происходит. Когда человек встает на намаз, он вспоминает то, что давно уже забыл, или же то, о чем он даже не думал прежде. Таким образом, он совершает намаз, будучи занятым посторонними мыслями.

Рассказывают, что к имаму Абу Ханифе  пришел человек и сказал: «О имам, я не помню, куда положил одну вещь, как мне ее найти?». Имам посоветовал ему совершить омовение и прочесть намаз в два раката. Он так и сделал. И когда он читал намаз, пришел шайтан и стал напоминать ему, куда он положил ту вещь.

Как Вы знаете, намаз следует совершать с ихсаном. Объясняя, что такое ихсан, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ежели ты и не видишь Его, то, воистину, Он видит тебя». Т.е. ихсан — это совершение поклонения с искренностью, ответственностью, и пониманием того, что в данный момент Аллах видит молящегося.

Для того, чтобы развивать ихсан, необходимо постоянно поминать Всевышнего Аллаха, усердствовать в различных видах поклонения, бороться со своим нафсом, очищать душу и сердце от пороков и отрицательных качеств.

Необходимо понимать, что Аллах не только видит и слышит нас, но и знает все наши мысли и намерения, и воспитывать в себе такое чувство как «муракаба». Муракаба — это постоянное знание раба и его убежденность в том, что Всевышний Аллах наблюдает за ним, за его делами, за каждым его мгновением. Как сказано в Коране: «Аллах наблюдает за всякой вещью». (Сонмы, 52)

Рассказывают, что у одного учителя, было множество учеников, но к одному из них он питал больше симпатии и любви, и поэтому остальные ученики с ревностью относились к нему. Для того, чтобы ответить на их постоянные вопросы о том, почему он любит этого ученика больше остальных, учитель попросил их принести по одной курице, зарезав ее так, чтобы никто не видел. На следующий день все ученики принесли по одной зарезанной курице, а его любимец пришел с живой курицей. Это рассмешило их. На вопрос наставника, почему он не зарезал ее, ученик ответил: «Вы ведь сказали зарезать так, чтобы никто не видел, но я не нашел места, где бы меня Аллах не увидел». Тогда наставник сказал ученикам: «Вот за что я его люблю».

Когда человек понимает, что Аллах  видит его везде и всегда, и осознает, что Аллах наблюдает за ним во время его молитвы, тогда он и будет стараться читать намаз с ихсаном. Кроме этого, крайне желательно знать перевод читаемых сур и молитв, и размышлять об их смыслах. Все это поможет быть сконцентрированным в намазе.

Источник: azan.kz