Вопрос: В расписании намазов указано время фаджра и шурука. Время шурука – это окончание времени намаза фаджр. Раз мы не можем молиться сразу после наступления шурука, когда можно совершить намаз ад-духа? Сколько минут должно пройти после времени шурук, указанного в расписании намазов?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Начнем с того, что большинство классических ученых считает, что молитва после восхода солнца (ишрак) – это то же самое, что и молитва ад-духа. Именно поэтому в классических ханафитских книгах эти два намаза не упоминаются отдельно (см.: Абу Бакр аль-Джассас, Ахкам аль-Кур’ан, 3/559).
Тем не менее, обычно (особенно среди мусульман Индийского субконтинента) считается, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это два разных намаза. Намаз ишрак предпочтительно совершать сразу после восхода, а намаз ад-духа – попозже (см.: Heavenly Ornaments, с. 143).
Смысл этого в том, что, по моему скромному мнению, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) побуждал [мусульман] исполнять этот намаз сразу после восхода солнца. Наш господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Кто бы ни совершил утреннюю (фаджр) молитву в джамаате, затем сидел, читая зикр, пока не взойдет солнце, а потом совершил два ракаата, – они получат награду тех, кто совершил хадж и умру»* («Сунан» Тирмизи, № 586).
В этом хадисе имеется в виду, что надо совершить желательную молитву сразу после восхода, а до этого человеку следует сидеть на том же самом месте, где он совершил фаджр, и читать дуа и другие формы зикра. Потом, когда солнце полностью взойдет, ему следует совершить намаз ишрак или ад-духа.
С другой стороны, есть множество хадисов, в которых дается совет совершать этот намаз попозже. Факихи также упоминают, что желательно совершить его в середине утра (ровно посредине между восходом и зенитом). Поэтому ханафитские ученые на Субконтиненте сочли, что это две разные молитвы, и об этом мы читаем в их книгах.
Однако в главных классических книгах ханафитов, таких как «Радд аль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндийя», и других не говорится о том, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это две разные молитвы. В этих работах сказано, что это один и тот же намаз и он называется намаз ад-духа.
Автор «Умдат аль-фикх» в связи с этим говорит одну важную вещь. Он пишет, что есть две разных молитвы ад-духа. Первая из них известна как намаз аль-ишрак, время которого начинается после того, как солнце взойдет на высоту копья, и заканчивается в середине утра (то есть на полпути между восходом и зенитом). Этот намаз также известен как малая молитва ад-духа. Второй намаз известен как намаз ад-духа, и его время также начинается, когда солнце поднимается на высоту копья, а заканчивается с зенитом, хотя предпочтительнее совершать этот намаз до середины утра. Этот намаз также известен как большая молитва ад-духа. Согласно большинству знатоков хадиса и факихов, если человек исполняет молитву сразу после того, как солнце взойдет на высоту копья над горизонтом, то это будет считаться и намазом ишрак, и намазом ад-духа. Однако, если человек молится в середине утра, этот намаз засчитывается только как намаз ад-духа (см.: Саййид Заввар Хусайн, Умдат аль-фикх (урду), 2/302).
В свете этих слов из «Умдат аль-фикх», а также в свете взглядов классических ханафитских факихов, можно сказать, что намаз ишрак и намаз духа – это одно и то же. Однако, если человек исполнит эту молитву пораньше, когда солнце поднялось на высоту копья, он заработает дополнительную награду. А если он исполнит ее позже, она все равно будет считаться молитвой ад-духа. Поэтому многие праведники старались исполнять молитву ад-духа (или ишрак) сразу после того, как солнце поднялось на высоту копья.
Мы видим в разных ханафитских книгах, что о намазе ад-духа пишут, не упоминая про две разные молитвы. Например, в «Аль-Фатава аль-Хиндийя» говорится:
*«И к желательным намазам относится намаз ад-духа. Его минимум – два ракаата, а максимум – двенадцать ракаатов. Его время – после восхода и до времени, когда солнце в зените (заваль)»* (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
В многих хадисах нас побуждают совершать намаз ад-духа:
Наш господин Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что его любимый спутник (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) советовал ему делать три вещи: *поститься три дня в каждом месяце, исполнять два ракаата ад-духа и чтобы я совершал витр до того, как лягу в кровать* («Сахих» аль-Бухари, № 1981).
Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) *исполнял четыре ракаата во время духа и добавлял к этому, что Аллах пожелал»* («Сахих» Муслима, № 719).
Имам аль-Хаскафи упоминает (и это подтверждает имам Ибн Абидин), что, в то время как минимум – это два ракаата, минимальное достаточное количество ракаатов – четыре, потому что именно столько обычно совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) (см.: «Радд аль-Мухтар», 2/22-23).
Что касается вашего вопроса (сколько минут должно пройти после восхода, чтобы можно было совершить намаз ад-духа), то мы ответили на него выше. Этот намаз можно совершать после восхода, когда солнце взойдет над горизонтом на высоту копья. Это означает, что солнце становится ярким и на него становится трудно смотреть. Это примерно 15-20 минут после восхода солнца.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари
Источник