Вопрос:

Альхамдулиллах, я никогда не делаю масх на обычные носки, более того я объясняю родственникам и друзьям, что это неправильно. Ваши аутентичные фетвы в свете хадисов и практики сахабов совершенно убедили нас. (Пусть Аллах воздаст вам благом и Аллах лучший воздающий).

В настоящее время я живу в Аль-Хобаре (Саудовская Аравия). Недавно, я, увидел, как имам мечети (араб) при совершении омовения протер обычные носки. Я перечитал свой намаз.

Один мой друг сказал: хорошо, в этот раз ты видел это и перечитал свой намаз, а как быть с теми намазами, которые ты читал за ним ранее, возможно имам поступал так и раньше, а ты не видел.

Это стало причиной больших переживаний, что имамы Харамейн делают масх на обычные носки. Ведь мы не можем проверять каждый раз, кто является имамом и как он делает омовение. Тогда как нам быть? Должны ли мы отказаться совершать намаз в двух священных мечетях? А также, как нам быть с уже прочитанными намазами? Ведь трудно даже сосчитать, сколько их было.

Пожалуйста, ответьте касаемо каждого случая (относительно имамов в местной мечети; имамов мечети Харам в Мекке и мечети Набави в Медине, когда мы не видели, но вероятность протирания ими обычных носков существует; как быть с уже прочитанными намазами). (ЮАР)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Во-первых, не разрешается делать масх на обычные носки, как вы сами об этом сказали в Вашем вопросе. Все имамы четырех мазхабов фикха согласились с этим. Следовательно, если имам сделал масх на обычные носки, то его вуду недействительно, что делает и намаз недействительным. Если человек стопроцентно убежден, что имам сделал масх на тканевые носки и не помыл ноги, он должен совершить молитву с джамаатом во избежание фитны, а после — повторить ее.

Обязанность имама облегчать муктади (людям, читающим намаз за ним), омывая свои ноги и не протирать носки (хуффайн) не соответствующие условиям для протирания. В этом случае, муктади должны поговорить с имамом и постараться донести до него, чтобы он облегчил всем им.

Если есть стопроцентная уверенность, что имам протирал носки, то, в принципе, читать намаз за ним будет макрух тахрими.

Отвечая на вопрос об Имамах Священных мечетей, мы не можем запрещать читать намаз за ними до тех пор, пока не было повода для уверенности в том, что они протирают тканевые носки. Говорится, что мы должны считать, что они моют ноги при омовении и совершать молитву за Имамом с этим убеждением. Аллах Таъаля возвысил их, дав Имамат в двух Священных мечетях для всех мусульман, и мы должны быть полностью уверенными, что Аллах Таъаля наделил их достаточными знаниями, включая и то, что они должны мыть ноги при вуду и облегчать всем мусульманам, ведь это Аллах возвысил их на эту роль и дал огромную ответственность — возглавлять мусульман в намазе.

Поэтому Вы не должны избегать читать намаз в Священных мечетях и не надо повторять намазы, совершенные там ранее.

لكن في وتر البحر إن تيقن المراعاة لم يكره ، أو عدمها لم يصح ، وإن شك كره
(Дар уль-Мухтар, 1/563, ХМ Саид)

وأما الاقتداء بالمخالف في الفروع كالشافعي فيجوز ما لم يعلم منه ما يفسد الصلاة على اعتقاد المقتدي عليه الإجماع ، إنما اختلف في الكراهة .

ا هـ فقيد بالمفسد دون غيره كما ترى .

وفي رسالة [ الاهتداء في الاقتداء ] لمنلا علي القارئ : ذهب عامة مشايخنا إلى الجواز إذا كان يحتاط في موضع الخلاف وإلا فلا .

والمعنى أنه يجوز في المراعي بلا كراهة وفي غيره معها .

ثم المواضع المهملة للمراعاة أن يتوضأ من الفصد والحجامة والقيء والرعاف ونحو ذلك ، لا فيما هو سنة عنده مكروه عندنا ؛ كرفع اليدين في الانتقالات ، وجهر البسملة وإخفائها ، فهذا وأمثاله لا يمكن فيه الخروج عن عهدة الخلاف ، فكلهم يتبع مذهبه ولا يمنع مشربه ا هـ .

وفي حاشية الأشباه للخير الرملي : الذي يميل إليه خاطري القول بعدم الكراهة ، إذا لم يتحقق منه مفسد .

ا هـ .

وبحث المحشي أنه إن علم أنه راعى في الفروض والواجبات والسنن فلا كراهة ، وإن علم تركها في الثلاثة لم يصح ، وإن لم يدر شيئا كره لأن بعض ما يجب تركه عندنا يسن فعله عنده فالظاهر أن يفعله ، وإن علم تركها في الأخيرين فقط ينبغي أن يكره لأنه إذا كره عند احتمال ترك الواجب فعند تحققه بالأولى ، وإن علم تركها في الثالث فقط ينبغي أن يقتدي به لأن الجماعة واجبة فتقدم على تركه كراهة التنزيه ا هـ وسبقه إلى نحو ذلك العلامة البيري في رسالته ، حيث ادعى أن الانفراد أفضل من الاقتداء به (Радд уль-Мухтар, 1/563, ХМ Саид)

И Аллах знает лучше

Уассалам.

Асиф Умар
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Дар уль-Ифта, Медресе Ингамийя
Источник

Книги по теме:

1. https://yadi.sk/i/aVW0_6A0tYToy
2. https://yadi.sk/i/fP5ehKFgtYTnL