Вопрос:
Допустимо ли в шариате делать дуа во время земного поклона (саджда)? Часто наблюдаю, как люди после завершения намаза, снова возвращаются в земной поклон и делают дуа в этом положении. Пожалуйста, объясните насколько это корректно.
Ответ:
Молитва во время саджда допустима, но всегда должны учитываться следующие моменты:
а) Во время обязательных молитв (намаза) дуа в земном поклоне читается в обязательном порядке на арабском языке. Недопустимо использовать любые другие языки во время намаза.
б) Следует ограничиться молитвами из Священного Корана и Сунны, насколько это возможно. Следовательно, если кто то делает дуа на арабском языке, то дуа не должно преследовать человеческих, мирских целей.
Например, такое дуа на арабском языке допустимо: اللهم اغفرلي ولزوجتي ولأولادي («О Аллах прости меня, мою жену и моих детей»), так как человек может просить о прощении грехов.
Недопустимо же во время намаза делать такое дуа: «О Аллах сделай так, чтобы я женился на такой-то женщине». У того, кто молит о таких человеческих приземленных вещах, намаз может быть недействительным, даже если дуа совершается на арабском языке.
в) Дуа во время саджда допустимо с условиями, упомянутыми выше, и более целесообразно избегать таких дуа во время обязательных молитв (фард) и ограничиться их чтением только в дополнительных намазах.
Все упомянутые выше правила относятся именно к дуа, читаемым непосредственно в земном поклоне во время совершения намаза. Однако, если кто либо делает саджда вне намаза, лишь с целью сделать дуа, то в этом нет запрета, нет так же необходимости соблюдать условия, перечисленные в пунктах (а), (б), (в). В таком положении человек может молиться на любом другом языке, на котором сочтет нужным просить.
Таким образом, делать земной поклон после намаза с целью прочесть дуа допустимо. Тем не менее, не стоит брать в привычку делать это после каждого намаза, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, делал дуа после намаза в сидячем положении. И не следует никому оставлять эту сунну Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Фетва издана Муфтием Мухаммадом Таки Усмани
Перевод с английского языка — Azan.kz
Источник
Согласно Ханафитскому мазхабу если человек произнесет дуа во время намаза, которое не относится к дуа из Корана или сунны, то намаз нарушается. В доказательсвто приводится хадис, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «………»Истинно, это — молитва, в ней является неподобающим хоть что-то из речи людей. Это только тасбих, такбир и чтение Корана»»(Муслим, 537; Абу Дауд, 930).
В книге «Ханафитский фикх» сказано: К числу слов, делающих молитву недействительной, относятся и такие мольбы, которые сходны с обычными словами людей и которых нет ни в Коране, ни в Сунне, если подобными мольбами можно обращаться и к рабам Аллаха, например: «О Аллах, даруй мне такую-то одежду или такую-то еду».
Если же в Сунне есть примеры обращений с такими мольбами или если о подобных вещах рабов Аллаха не просят, тогда они не делают молитву недействительной. Примером может служить следующая мольба: «О Аллах, избавь меня, прости меня и даруй мне средства к существованию». («Ханафитский фикх» стр. 197. автор — Абдальхамид Тахмаз).