Намерение:
В положении «Путник» () оказывается мусульманин, вышедший из дома (или из места последнего пребывания, проживания) с намерением совершить путешествие на растояние не менее 3-х дневного пешего пути (см. ниже). В этом положении он оказывается сразу после того, как пройдёт последние дома вдоль обеих сторон дороги, по которой начал свой путь.
Если у человека не было предварительного намерения совершить путешествие на 3-х дневное расстояние, то и путником он считаться не будет. Даже если пропутешествует целый год и обойдёт (или объедет) всю планету. В таком положении оказываются армейские разведчики. Они могут сокращать молитвы только по возвращении домой. К примеру, человек намеревался пройти (проехать) двухдневный путь. Если, достигнув назначенного пункта, он примет намерение пройти дополнительно ещё два дня пути, то все эти четыре дня в пути он не будет считаться мусафир.
Или ещё более прозаический пример: Человек намеревался проехать на междугороднем автобусе 60 км., но в дороге его разморило и он уснул. Если, проспав в таком виде, он проедет 150-200 км. вместо 60 км. ранее намеченных, то всё равно не станет мусафир, так как не было предварительного намерения.
«Мусафир» и «Муким»:
Если путник примет намерение находиться в гостях меньше 15-ти дней, то всё это время данный путник будет в положении «Мусафир» и должен будет исполнять Обязательные молитвы с сокращениями.
Если же путник, о котором мы говорили выше, примет намерение в пункте назначения находиться 15 дней и более, то по прибытию на место он должен будет читать молитвы без сокращений. То есть, на время нахождения в этом пункте 15 и более дней, он перестаёт быть сафари, а становится — «Муким».
Если путник, намеревавшийся быть в пункте назначения меньше 15-ти дней, но будет задерживаться по какой-либо причине, то сколько бы он ни задерживался (месяц, год), будет всё это время считаться «мусафир», и исполнять Обязательные молитвы сокращённо.
Предположим, что человек принял намерение поехать на расстояние трёхдневного пути (или более) и задержаться в пункте назначения не менее 15-ти дней. Но, приехав к месту назначения, человек меняет намерение, решив, что ему вполне достаточно задержаться в этом месте 8 -10 или 14 дней. С того момента, как он изменит своё первоначальное намерение, человек окажется в положении мусафир и обязан выполнять все поклонения в соответствии с последним намерением.
Возвративщись домой (или в место постоянного проживания), мусафир перестаёт быть мусафиром и становится «Муким». Муким читает все молитвы полностью, и не имеет значения, сколько он будет находиться в месте своего постоянного проживания. Даже если он вернулся на очень короткое время, он всё равно муким.
Пропущенные 4-рёх ракаатные молитвы будучи мусафиром, возмещаются в сокращённом виде – 2 ракаата. Вне зависимости от места, где происходит возмещение. И будучи мусафиром, и дома – всё равно возмещаются в 2 ракаата.
Пропущенные 4-рёх ракаатные молитвы будучи муким (дома), возмещаются и в гостях, и дома в 4 ракаата.
Если человек сомневается в том, что он в положении мусафир, то значит он им и не является. То есть, в случае сомнения, ему необходимо исполнять молитвы полностью, — в 4 ракаата. Если даже он ошибётся в предположении и совершит молитву в 4 ракаата, то ошибка будет считаться извинительной. Однако, если ошибётся в другую сторону и исполнит намаз сокращённо, — в 2 ракаата, то придётся эту молитву восстанавливать. Тут надо действовать очень осторожно.
В то же время, путник окажется в положении мусафир и в том случае, когда кратчайшее расстояние до пункта назначения гораздо меньше условленного, но он пойдёт (или поедет) в это место окружным путём. Если этот более длинный путь до места назначения окажется не менее условленного расстояния (3-х дневного пути), то путник становится мусафир.
Трёхдневный путь (по четырём мазхабам):
Какова длина такого расстояния? Большинство учёных мазхаба Ханафи определили длину этого расстояния в 18фарсах1 (см. примечание). Это около 104-х километров (точнее 103 км. 680 м.). На практике нет необходимости вымерять это расстояние в точности до десятка метров. Берётся во внимание общеизвестная или приблизительная длина пути.
По мазхабу Ханафи за однодневный переход принято расстояние, пройденное пешком в течение 1-го дня по ровной дороге за отрезок времени от утренней молитвы до полудня.
Такое расстояние называется «мархала», и составляет 6 фарсахов. (Отсюда 3-х дневный путь равен 18-ти фарсахам).
За один фарсах принято расстояние в три исламские мили. Отсюда следует, что однодневный пеший путь равен 18-ти милям. По мазхабу Ханафи одна исламская миля составляет 4000 зра, где одна зра равна 48-ми сантиметрам. Одна миля составит: 4000 х 48 = 1920 метров.
Один фарсах будет равен: 1920 х 3 = 5760 метров.
Несложные подсчёты показывают, что длина 3-х дневного пути составляет 103 680 м.
Помазхабам Малики, Шафии и Ханбали, человек может считаться мусафир, если принял намерение пройти расстояние около 81-го км. (80,640). Если намеревался в месте прибытия находиться меньше 4-х дней, то будет также в положении мусафир. Дни приезда и отъезда не учитываются. Если этот человек будет находиться в месте прибытия 4 дня и более, то перестаёт быть мусафиром, а значит читает молитвы полностью. Если при входе путника в город слышен призыв к утренней молитве (Азан), то этот день не учитывается. То же самое и при выходе из города. Если город (село) путник оставляет в момент призыва к молитве, то день — не учитывается. Таким образом, оставаясь в месте прибытия 3 дня, им будет исполнено 3 утренних молитв. Если же в день прибытия и в день убытия путнику так же случилось исполнить утренние молитвы, то их общее количество увеличится до 5. Следует учитывать, что очередной день по шариату начинается от рассвета, когда во время Рамадана наступает время начала поста (Имсак).
По мазхабамМалики, Шафии и Ханбали в положении «мусафир» оказывается каждый человек, прошедший расстояние в два»мархала», которые приравнены к 16-ти фарсахам или 48 милям.
Один фарсахздесь равен трём исламским милям. Одна миля приравнена к 4000 зра (локоть).
Одна зрав этих мазхабах равна 42 см, а значит:
Одна милябудет меньше, чем у ханафитов. Она равна в этих мазхабах: 4000 х 42 — 1680 м.
Простой подсчёт (48 х 1680 = 80640) показывает, что по этим 3-м мазхабам путнику достаточно пройти (или принять намерение) 80 километров 640 метров, чтобы стать сафари, со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Нет необходимости вымерять расстояние, достаточно знать приблизительно. (Внимание! За длину одной географической мили принята длина дуги экватора, равная 1852-м метрам).
Исполнение молитвы:
В книге «Дурр-уль-мухтар» Ала-уд-Дина Хаскафи (ум. в 1088/1677) говорится, что в ночь «Мирадж» было Предписано исполнять вечернюю молитву (фард) в количестве 3-х ракаатов, а остальные — по 2 ракаата. После Хиджры Пророк (меиб) получил в Медине Лучезарной Предписание все молитвы, кроме утренней и вечерней исполнять по 4 ракаата. Но на четвёртом году Хиджры было Предписано исполнять эти молитвы мусафирам по 2 ракаата.
Таким образом, с четвёртого года Хиджры путники обязаны совершать полуденную, послеполуденную и ночную молитвы(фарды) по 2 ракаата. Вечерняя молитва, молитва «Витр» и все четырёхракаатные молитвы по сунне читаются без сокращений. Сунны (доп. молитвы), постоянно исполняемые Пророком, и весьма желательные для исполнения их в домашней обстановке, для путника переходят в разряд рекомендованных.
Предписания, которые касаются мусафира, путник обязан выполнять сразу же после того, как оставит за собой последние дома своего села или города, не дожидаясь пока они скроются из виду. При этом, он остаётся мусафиром и в тех случаях, когда использует в пути различный способ передвижения, как то: — пешком, верхом на каком-либо животном, на автобусе, поезде или любом другом виде современного транспорта. Даже если условное расстояние будет преодолено за несколько минут (скажем на реактивном самолёте), то и в этом случае человек оказывается в положении мусафир и ему надо выполнять все необходымые предписания в соответствии с этим положением.
По мазхабу Ханафи исполнение 4-х ракаатных молитв в сокращённом виде в 2 ракаата, для путника является Предписанием весьма близким к Обязательному (Ваджиб). Исполнение же их в пути в 4 ракаата является Макрух (Очень близко к Хараму). То есть, путник нарушит Предписание, что является грехом. В хадисе сказано: «Исполняющий молитву в пути в полном виде, похож на человека, который сокращает молитву всегда».
Мусафиру весьма желательно читать призыв к молитве (Азан) где бы он ни находился. Будь то в поле, в мечети или в другом помещении. Причём не важно, совместно он собирается исполнять молитву или в одиночку. Так как человек читает Азан не только для себя.
Если мусафир, который по ошибке исполнял 3-ий ракаат, и до совершения суджуда принял намерение остаться в этом месте на 15 дней и более, то ему надо будет этот фард исполнить в 4 ракаата. Однако, ему надо будет повторно исполнить кыям и рукуу третьего ракаата, ввиду того, что они были исполнены им уже в качестве дополнительного (сверх положенных 2-х ракаатов фарда). Так как дополнительные поклонения не могут быть засчитаны как фарды.
Путник, при исполнении молитвы, читает суры коротко, но тасбихи произносит не менее 3-х в каждом рукне. Если он находится в пути, или испытывает другие затруднения, то сунны (доп. молитвы), кроме утренней, может не читать. Находясь в пути, можно задерживаться с исполнением молитвы до нежелательного времени.
Если путник (сафари, мусафир) исполнит молитву фард без сокращения (вместо 2-х, прочтёт 4 ракаата), то вторые два ракаата будут считаться дополнительными. Однако, ввиду нарушения Предписания: из-за отсутствия вступительного Такбира перед второй парой ракаатов; отсутствия приветствий после исполнения 2-х ракаатов фарда; из-за смешения двух молитв, он получит грех. Следовательно, путнику надо будет принести покаяние (Тауба). Совершившему 4 ракаата по забывчивости, необходимо после приветствия совершить ещё два земных поклона (суджуд ас-сахв). Такова фетва мазхаба Ханафи.
Исключение допускается в том случае, когда путник принял намерение читать молитву за местным имамом. Вот тут мусафир исполнит за имамом все 4 ракаата фарда.
Мусафир в качестве имама:
Если же мусафир будет имамом на совместной молитве, то, прочитав 2 ракаата фарда, заканчивает молитву приветствием. Джамаат, если они не мусафир, подождав окончания его приветствия, встанут на третий ракаат и прочитают остальные 2 ракаата. В этих двух ракаатах, джамаат в положении стоя (кыям) может читать что-либо из Корана, может и не читать, а лишь постояв некоторое время, будет совершать рукуу. Если кто-то из джамаата — мусафир, читает молитву за имамом – мусафиром, то заканчивает молитву вместе с имамом.
Если же мусафир, будучи на совместной молитве имамом, вместо 2-ух ракаатов ошибочно исполнит 4 ракаата, то молитва тех из джамаата, кто не мусафир, будет нарушена.
Мусафиру разрешается следовать местному имаму при исполнении Обязательной молитвы (в этом случае, молитва исполняется полностью). Также дозволено мусафиру обтирать обувь (Мест) не снимая с ноги при малом омовении в течение 3-х суток. Конечно же, обувь должна соответствовать всем условиям. Совершать жертвоприношение в праздник «Курбан» (Ид аль-Адха) мусафиру не обязательно, но желательно.
Если мусафир совершает путушествие в месяц Рамадан, то может не держать пост, а восстановить день за день в следующий месяц. Однако, если пост не повредит его здоровью в пути, то лучше всё-таки его не откладывать.
Если путник начал своё путешествие в конце определённого промежутка времени, отведённого для очередной молитвы и эта молитва им не была исполнена, то исполняет эту молитву в пути сокращённо. При возвращении в место постоянного проживания, такая молитва исполняется в полном виде (в 4 ракаата). Следовательно, путник остаётся «путником» до прибытия к месту назначения.
Молитва в автобусе
Если нет уважительных причин, то совершать молитву в положение «сидя» в любом виде транспорта — не дозволятется. Уважительными причинами могут быть: а) опасность для жизни; б) опасность потери имущества; в) болезнь и т. п. При подобных существенных причинах, молитву можно исполнить сидя на полу, или сидя на сиденье (забравшись с ногами) и обозначать наклоны и поклоны в сторону Киблы.
Если есть возможность, путники предварительно договариваются с водителем об остановках на необходимое для молитвы время. Если такой возможности нет, то путники выходят из автобуса в положенное время, исполняют очередную молитву, а затем едут дальше на другом автобусе. Если договориться об остановках автобуса в пути невозможно, то, в случае крайней необходимости, ханафиты могут совместить две молитвы, следуя какому-либо одному из 3-х мазхабов Суннитов.
Молитва на судне
И на судне не дозволяется исполнять молитву «сидя» без крайней необходимости. Об уважительных причинах, позволяющих исполнение молитвы сидя было сказано выше. Дополнительной причиной здесь может послужить сильная качка. Но если судно стоит на якоре у берега при полном штиле, то молитву необходимо исполнять по всем правилам.
При молитве на судне в пути, необходимо придерживаться направления в сторону Киблы. Если судно разворачивается во время молитвы, то такое положение надо учитывать.
При молитве в пути на любом виде транспорта необходимо иметь компас. Во время молитвы компас кладётся возле молитвенного коврика, и, в случае изменения курса, молящийся разворачивается в соответствии с показаниями компаса. Если нет компаса, то молящемуся могут подсказывать со стороны о необходимости разворота вправо или влево.
Если пассажир какого-либо транспорта исполняет молитвы в пути не придерживаясь Киблы, то такая молитва не будет действительной.
Если пассажиру какого-либо транспорта невозможно исполнить молитву стоя, то он может на остановках совместить две молитвы, следуя какому-либо одному из 3-х мазхабов. Но, опять-таки надо помнить, что совмещать молитвы возможно лишь в случае крайней необходимости.

Совмещении молитв:
Последователь мазхаба Ханафи может совместить в пути (в случае крайней необходимости) две молитвы, следуя мазхабам Малики или Шафии.
То есть, исполнить к примеру полуденную и послеполуденную молитвы во время одной из этих молитв (салят-уз-Зухр + салят-уль-Аср). Что обозначает: а) возможность переноса салят-уль-Аср на более раннее время (отведённое для салят-уз-Зухр); б) откладывание салят-уз-Зухр на более позднее время (отведённое на очередную салят-уль-Аср).
Точно таким же образом можно совместить вечернюю и ночную молитвы (салят-уль-Магриб + салят-уль-Иша’а). Это значит: а) можно перенести исполнение салят-уль-Иша’а на более раннее время (отведённое для салят-уль-Магриб); б) или откложить исполнениесалят-уль-Магриб на более позднее время (отведённое на очередную салят-уль-Иша’а).
В случае паломничества в Мекку:
Мусульманин, прибывший в Мекку с намерением задержаться там на 15 дней и более, будет считаться не «Мусафир», а «Муким». А значит, все молитвы ему надо исполнять так же, как и дома, — без сокращений.
Если же он прибудет в Мекку с намерением оставаться там менее 15-ти дней, то молитвы ему придётся исполнять в сокращённом виде. Так как он по мазхабу Ханафи будет в положении «Мусафир».
Если же нахождение в Мекке не было точно определено намерением, то сколько бы он там не оставался, всё время будет в положении «Мусафир» и ему надо будет сокращать молитвы. В этом положении он может быть и месяцы и годы, пока точно не определится с намерением.
Если паломник примет намерение посетить Мекку, долину Мина и Арафат в общей сложности за 15 дней, то будет в положении «Мусафир», и молитвы надо читать сокращённо.
Путники в составе группы:
Если путники совершают путешествие в составе группы (ученики, солдаты, рабочие бригады и т. п.), то члены групп действуют в соответствии с указаниями своих руководителей. До той поры, пока они не получат ясного приказа оставаться на месте прибытия 15 дней и более, члены таких групп будут в положении «Мусафир». И значит, будут читать молитвы сокращённо.
Если такого приказа или сообщения они не получат, то будут оставаться в положении «Мусафир», сколько бы ни находились в этом месте.
Три вида понятия «Ватан» («Родина»; место постоянного проживания): 1) Ватан-уль-Асли. 2) Ватан-уль-Икамати. 3) Ватан-ус-Сукна.
1) Ватан-уль-Асли – Место рождения человека, или место женитьбы. Или это может быть местом, где намеревается жить постоянно. Ватан-уль-Асли может измениться лишь в случае, когда человек примет решение изменить место своего постоянного проживания и переедет жить на новое место. Например: постоянным местожительством человека был населённый пункт, где он родился и вырос. Но, вот он женился и решил переехать жить в город, где постоянно проживает его жена (муж). В этом случае первоначальный Ватан-уль-Асли этого человека изменится. И если, этот человек будет приезжать менее чем на 15 дней в город своего детства, то будет в положении Мусафир и поэтому 4-х ракаатные молитвы надо будет читать сокращённо в 2 ракаата. Так делал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Приезжая из Медины в город своего детства и женитьбы — Мекку, читал молитвы сокращённо.
Мужчина, имеющий несколько жён в разных городах, при посещении их поочерёдно не будет считаться Мусафир. Каждый из этих пунктов будет считаться для него местом постоянного проживания -Ватан-уль-Асли.
2) Ватан-уль-Икамати – По мазхабу Ханафи, — это место, находящееся на расстоянии не менее чем 103 км. 680 м. от Ватан-и Аслы, куда мусульманин приезжает с намерением оставаться не менее 15 дней. Находясь в этом месте 15 и более дней, молитвы не сокращает. (По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали это расстояние равно 80 км. 640 м.).
Если мусульманин оставит Ватан-и Икамат с намерением изменить своё местонахождение, то вне зависимости от пройденного расстояния, первоначальный Ватан-уль-Икаматипотеряет своё значение.
Ватан-уль-Икаматипотеряет свой значение и в том случае, когда человек примет намерение возврата домой (в Ватан-и Аслы).
Ватан-уль-Икаматипотеряет своё значение, если мусульманин оставит это место с намерением трёхдневного пути. Если он оставит Ватан-уль-Икаматис намерением пройти расстояние меньше условленного трёхдневного пути, то при возвращении на это место, оно будет оставаться для негоВатан-уль-Икамати.
3) Ватан-ус-Сукна – Место, находящееся на расстоянии не менее чем 103км. 680м. от постоянного местожительства, куда мусульманин приезжает с намерением побывать менее 15 дней. В этом месте Обязательные молитвы (Фарды) в 4 ракаата читаются сокращённо — в 2 ракаата.
По мазхабуМаликисокращение молитв мусафиром, являетсясунной. Не разрешено (Макрух) мусафиру следовать местному имаму ни при обязательной, ни при дополнительной молитве.
По мазхабам Шафиии Ханбалимусафиру дозволяется исполнять эти молитвы и в 2 и в 4 ракаата. Но в 2 ракаата считается предпочтительней. По мазхабу Шафии дозволено мусафиру следовать за местным имамом при исполнении и Обязательной (фард), и дополнительной (сунна) молитвы. Аль-хамду ли-л-Лахи Раббиль-алямиин! — Хвала Аллаху Господу миров!
Использованная литература:»Tam İlmihal»,M. SıddıkG.İstanbul, -1996.
«Dini Terimler Sözlüğü»-Enver Ören. İstanbul, 1995. «Muhtasar İLMİHAL» -HasanArikann, Istanbul, — 1997
ОСОБЕННОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ОСТАЛЬНЫМ 3-М МАЗХАБАМ
В книгах «Радд-уль-Мухтар…»имама Ибн-и Абидина и «Мизан-уль-Кубра»имама Абд-ул-Ваххаба Шаърани, говорится, что если мусульманин испытывает затруднения при исполнении некоторых поклонений по своему мазхабу, то он может исполнять их путём следования остальным трём мазхабам Ахл ас-Сунна ва-ль-Джамаъа. Имам Абдулгани Наблуси в своей книге «Хадикат…»пишет: «При следовании в поклонениях предписаниям других мазхабов, необходимо соблюдать все фардыэтих школ…». О возможности следования остальным 3-м школам и о соблюдении определённых положений сообщают: Ибни Нуджайм Зайн-ал-Абидин (ум. в 970/1562) в книге «Бахр-ур-ра’ик»; Ибн-и Нуджайм-и Умар (ум. в 1005/1597) в книге «Нахр-ул-фаик»; Имам Тахтави (Ахмад б. Мухаммад, ум. в 1231/1815) в своих комментариях к книге «Мерак-иль-фалях»и другие.
Имам Раббани(Ахмад-и Фаруки Серхенди, 971-1034/1536-1624) в своей книге «Мактубат» пишет: «Создавать затруднения мусульманам — Харам. Ввиду этого, учёные мазхаба Шафии рекомендовали последователям своей школы в затруднительных ситуациях следовать фетвам мазхаба Ханафи. К примеру, согласно фетвам мазхаба Шафии, необходимо отдавать закяат представителям восьми классов нуждающихся мусульман. Ввиду того, что в наше время многие из этих классов нуждающихся просто не существуют, последователи мазхаба Шафии могут отдать свой закяат следуя мазхабу Ханафи. Так как в мазхабе Ханафи, мусульманин может отдать закяат представителям или представителю любого класса нуждающихся мусульман».
В то же время, Шафиит, следовавший фетвам мазхаба Ханафи при отдаче закяата, вовсе не обязан следовать этому мазхабу и в посте, и в молитве, и в других поклонениях, если не испытывает каких-либо затруднений в этих поклонениях при следовании фетвам своей школы.
Или другой пример: Шафииту, совершающему Хадж, очень трудно, а в отдельных случаях просто невозможно, сохранить своё омовение при семикратном обходе Каабы, из-за большой вероятности касания рукой кожного покрова (руки) женщины. Причина известная, — слишком большое скопление народа. В таких случаях, последователю школы Шафии дозволено следовать фетвам школы Ханафи, где такое касание не считается нарушением омовения. Но, когда такой необходимости (затруднений) нет, то следование облегчённым фетвам других мазхабов запрещено, — Харам. (Об этом пишут авторы книг «Хадикат…», «Радд-уль-мухтар…»).
Ещё один пример: В случае затруднений, путнику ханафиту дозволяется совмещать исполнение двух разных молитв в одно время, следуя мазхабу Шафии. По фетвам этого мазхаба такое совмещение дозволено. Но только путнику! (В остальных случаях смотрите условия следования мазхабу Ханбали). К тому же, при этом необходимо чтобы и полное омовение (гусл), и малое омовение (вуду, абдест), и соблюдение фардов при молитве соответствовали условиям школы Шафии. Если, к примеру, ханафит дотронулся до кожного покрова женщины, а затем совместил две молитвы в одно время, следуя мазхабу Шафии, то в результате окажется, что молитва была исполнена без омовения. Так как предварительное омовение ханафита не соответствовало условиям омовения по мазхабу Шафии. (Об этом сказано в книге «Хулясат-ут-тахкик» Абдулгани Наблуси).
Вопрос: Какой общий принцип следования другим мазхабам? Считается ли такое следование, переходом в другой мазхаб? Если нет, то как быть с фардами(Обязательными Предписаниями) своего мазхаба?
Ответ: Последователь мазхаба ХАНАФИ, а также последователи остальных религиозно-правовых школ Ахл ас-Сунна ва-ль-Джамаъа, — Шафии, Малики и Ханбали, должны помнить, что:
1) Следовать можно лишь фетвам одного из 4-х сохранившихся до нашего времени религиозно-правовых школ — мазхабов Приверженцев Сунны (Ахл ас-Сунна ва-ль-Джамаъа).
2) Последователь одного из этих 4-х мазхабов может следовать указаниям остальных 3-х школ Суннитов,лишь в случае невозможности исполнения или существенных затруднений при исполнении какого-либо поклонения по фетвам своего мазхаба.
3) Исполнение каких-либо поклонений по условиям другого мазхаба не обозначает перехода из одного мазхаба в другой.
4) При выполнении какого-либо предписания по фетвам другого мазхаба Приверженцев Сунны, необходимо, чтобы все сопутствующие условия этого поклонения выполнялись по тому же мазхабу.
5) При исполнении каких -либо поклонений по условиям другой школы, необходимо твёрдо знать все фарды и муфсиды (предписания и нарушения условий) этой школы по данным действиям.
При следовании своему мазхабу, ханафиты испытывают затруднения в основном в следующих случаях: а) наличие пломб во рту; б) невозможность исполнения молитвы в строго определённый промежуток времени по причине занятости на работе или учёбе; в) затруднения с исполнением молитв, будучи «мусафиром»; г) различные болезненные недостатки в виде непроизвольного пускания воздуха; д) всевозможные течи из-за болезней уха, глаз, нарушающие омовение и т. п.
Ниже, рассматриваются некоторые особенности при следовании фетвам остальных 3-х мазхабов, последователями религиозно-правовой школы ХАНАФИ.
Безусловно, что последователь любого другого мазхаба также может использовать указанную информацию и следовать фетвам других школ в затруднительных ситуациях.
КАК СЛЕДОВАТЬ МАЗХАБУМАЛИКИ
Ханафиту, испытывающему затруднения при совершения полного омовения, малого омовения и молитвы по предписаниям своего мазхаба, рекомендуется следовать указаниям мазхаба Малики, как к наиболее близкому школе Ханафи по принятию решений в различных ситуациях. При этом, он должен в дополнение к фардам (Обязательным Предписаниям) своего мазхаба, соблюдать все фарды и мазхаба Малики:
1 — Перед началом полного омовения (гусуль), малого омовении (вуду, абдест) и молитвы (намаз, салят) Обязательно (Фард):
а) принять намерение (ниййат) действовать согласно мазхабу Малики и принимать намерение перед исполнением малого и полного омовений и молитвы.
б) протирать все части тела без перерыва (мувалат); в) и при этом, слегка массировать ладонью (дельк);
г) а также, при полном омовении необходимо протирать волосы, просовывая между ними пальцы, или расчёсывать.
2 — При малом омовении обязательно (Фард):
а) протирать густую бороду и всю голову, включая кожный покров за ушной раковиной, где не растут волосы;
б) женщинам протирать волосы целиком, даже очень длинные;
в) протирать между пальцами рук.; (протирать между пальцами ног — желательно);
3 — Надо помнить, что если при касании мужчины кожного покрова (или волос) жены или посторонней женщины возбуждается страсть, то омовение его будет нарушено. Если коснулся случайно (бесстрастно), то омовение не нарушается. То же самое и в отношении женщин.
[Нарушится омовение мужчины и в случае, когда он коснётся ладонью своего полового органа. При подобном случае у женщин, — нарушения нет].
4 — По мазхабу Малики очищение чистым песком или землёй (при необходимости) можно совершать только после наступления времени очередной молитвы.
5 — Специальная обувь (Мест) в этом мазхабе протирается полностью, — и сверху, и снизу. Не дозволяется одевать такую обувь только из-за неудобства мытья ног. Уважительной причиной для одевания такой обуви, может быть болезнь или слишком холодная погода, при которой существует опасность заболевания. В других случаях можно одеть лишь с намерением соблюдения Сунны.
6 — Является фардом: а) читать в каждом ракаате суру «Фатиха»; б) сидеть между двумя суджудами; фиксировать (тума’нинат) положения рукуу (поясной поклон) и суджуд (земной поклон); в) приветствовать после окончания молитвы.
[При совместной молитве, джамаат за имамом не читает суру «Фатиха»].
Уже говорилось о том, что следовать предписаниям другого мазхаба, вовсе не означает перехода из своего мазхаба в другой. Совсем нет. При следовании предписаниям другого мазхаба (в случае затруднений в своём), мусульманин должен придерживаться лишь обязательных предписаний (фард) этого мазхаба и избегать положений, которые по этой школе нарушают (муфсид) исполняемое поклонение. Если по мазхабу Ханафи какое-либо действие исполняемого поклонения является сунной, а при следовании мазхабу Малики это же действие является нежелательным (макрух), то его следует исполнить как сунну.
К примеру: а) По мазхабу Ханафи в молитве перед чтением суры «Фатиха», по сунне произносится «Аузу…Бисмилля…». Поизносить эту фрмулу по мазхабу Малики нежелательно (макрух). Но для Ханафита, при следовании мазхабу Малики, произнесение этой формулы остаётся весьма желательной (сунна).
b) Если «определённое состояние» женщины длится 13 дней, то согласно фетвам мазхаба Ханафи, кровотечение во все дни после 10-го являются уважительным недостатком (болезнью). По этому мазхабу, в эти дни женщина совершает полное омовение и исполняет молитвы. По мазхабу Малики «определённое состояние» ограничено 15 днями. Если кровотечение продолжается все 15 дней, то молитву исполнять ей не разрешено. В этом случае, женщина ожидает окончания кровотечения до исхода 15-го дня. На 16-ый день она совершает полное омовение и читает молитвы. Пропущенные фарды после 10-го дня, обязательные по своему мазхабу, ей надо будет восстановить. Таким образом женщина исполнит фарды двух мазхабов и избежит запреты этих школ.
Теперь о путнике и госте (мусафир):
c) Если человек находился в месте прибытия меньше 15 дней, то по мазхабу Ханафи он остаётся в положении мусафир, а по мазхабу Малики — нет. По фетвам этой школы, человек перестаёт бытьмусафир, а становится «муким», если примет намерение находиться в месте прибытия 4 дня и более (кроме дня приезда и отъезда). Если намерение было на 3 дня или менее, то будет мусафир. Если в указанном случае молитва будет исполнена в 2 ракаата, то она не будет действительной. Так как при следовании другому мазхабу, необходимо было соблюдение фардов этого мазхаба, то и молитву надо было исполнить по мазхабу Малики, — в 4 ракаата.
d) Человек, совершивший переход (поездку) на расстояние, превышающее 80 км., по мазхабу Малики становится «сафари», а по мазхабу Ханафи — нет. И если ханафит, следуя мазхабу Малики, исполнит молитву в 2 ракаата вместо 4-х, то она не будет действительной, из-за нарушения фарда мазхаба Ханафи. По мазхабу Малики сокращения молитв путнику является сунной. Следовательно, надо было отдать предпочтение фарду своего мазхаба, а не сунне мазхаба Малики.
Необходимо запомнить, что при следовании другому мазхабу, мы соблюдаем фарды обеих школ. Вы конечно можете задать вопрос: «Что делать, если какое-либо действие по одному мазхабу является фардом (обязательным к исполнению), а по другому — муфсидом (нарушением)»?
Ответ: Так вот, подобных противоречий в мазхабах Суннитов практически нет.
КАК СЛЕДОВАТЬ МАЗХАБУ ШАФИИ
Вопрос: Какие особенности следования мазхабу Шафии при наличии пломб во рту?
Ответ: При следовании мазхабу Шафии, необходимо соблюдать фарды и избегать запреты, учитывая следующие положения этого мазхаба:
1 — Является фардом (Обязательным Предписанием) принятие намерения перед полным омовением.
2 — Бесстрастное выделение спермы требует полного омовения. Но, не все выделения являются спермой.
3 — При малом омовении является фардом намерение и последовательность.
4 — Чтение суры «Фатиха» за имамом является фардом.
5 — Соприкосновение кожного покрова мужчины с кожным покровом жены или посторонней женщины нарушает омовение.
6 — Касание ладонью половых органов (собственных или посторонних, в том числе и детских), нарушает омовение.
7 — Является фардом фиксирование каждого положения при исполнении молитвы (Та’дил-и аркан).
8 — Является фардом чтение салавата во втором сидении при исполнении ежедневной молитвы.
9 — Специальная обувь (Мест) не должна иметь никаких повреждений (дыр, щелей и пр.).
10 — Является фардом мытьё кожного покрова под нижней челюстью.
11 — Касание к собаке не нарушает омовения. Но касание собаки мокрой шерстью (или слюной) одежды человека, потребует семикратного очищения (мытья водой) этого места. Один из них, — с применением чистого песка или земли.
12 — Остерегаться и очищаться и от самого малого осквернения перед омовением.
13 — Минимальное состояние «Хайыд» женщин определено в один день, максимальное — в 15 дней.
ОСОБЕННОСТИ СЛЕДОВАНИЯ МАЗХАБУ ХАНБАЛИ
В книгах по Ильмихалу говорится, что по мазхабу Ханбали дозволеноисполнение в один промежуток времени двух разных молитв (совмещение): путнику, больному, женщине при кормлении ребёнка грудью и в «известные» трудные периоды, при значительных трудностях совершения омовения, слепым, рабочим на подземных выработках, не умеющим точно определить время молитвы, испытывающим страх за свою жизнь, честь и имущество, и тому, кто не может на несколько минут оставить своё рабочее место (или учёбу) и т. п.
По мазхабу Ханафине дозволяется к примеру, оставлять на «потом» (на последующее возмещение) молитвы, которые не исполняются вовремя из-за невозможности оставить рабочее место или учёбу.
В таких случаях ханафиты могут совмещать молитвы, следуя мазхабу Ханбали: а) полуденную с послеполуденной; б) вечернюю с ночной. Дозволяется при этом переносить как более позднюю молитву к ближайшей по времени, так и ближайшую молитву к следующей по времени исполнения. Но, при этом необходимо выполнение следующих условий: а) при совмещении молитв соблюдать обычную очерёдность их исполнения; б) перед исполнением первой молитвы, принимать намерение о совмещении двух молитв; в) исполнять молитвы без перерыва между ними (друг за другом); г) при совершении малого и полного омовения, а так же молитвы, соблюдать фарды и избегать муфсиды (Обязательные Предписания и нарушения) религиозно-правовой школы Ханбали.
При следовании мазхабу Ханбали необходимо помнить следующие положения:
1 — При полном омовении является фардом принятие намерения и очищение полости рта и носа.
2 — По одному из вариантов иджтихада учёных предписано полное омовение и при выделении из полового органа светлой жидкости (не спермы).
3 — При очищении песком, землёй (тайаммум), является фардом произнесение «Бисмилля…» и последовательность очищения.
4 — Максимальный менструальный период женщин определён в 15 дней. Минимальный промежуток между периодами — в 13 дней.
5 — При малом омовении является фардом: намерение; произнесение «Бисмилля…»; очищение полости рта и носа; протирание коронок и пломб; последовательность действий.
6 — Нарушается малое омовения мужчины при страстном касании к женскому телу, а также при касании к половому органу (к своему и к чужому). Омовение женщины не нарушается, при касании ею собственного полового органа.
7 — Нарушается малое омовение после употребления в пищу верблюжьего мяса и после омовения покойника.
8 — Нарушается омовение при любом виде сна, кроме самого лёгкого (дремоты).
9 — Является фардом в молитве: чтение суры «Фатиха»; фиксирование каждого рукна молитвы; приветствие в обе стороны после молитвы.
10 — Не допускается даже и малого количества скверны ни на теле, ни на одежде, ни на месте совершения молитвы. Хвала Аллаху Господу миров.
«Нет затруднений в религии». Как надо понимать это выражение?
Некотрые мусульмане неверно понимают выражение «нет затруднений в религии». Понимая это буквально, они ищут наиболее лёгкие способы поклонений и тем самым сознательно или бессознательно участвуют в разрушении своей религии.
Какова же на самом деле мера облегчений при поклонении Всевышнему Аллаху?
Религия Ислам отвергает чрезмерность в поклонениях. Сказано в хадисе от Байхаки: «Лучшими делами являются те, при совершении которых соблюдена мера». Действия, совершаемые сверх меры называются «Ифрат», а недовершённые действия, — «Тефрит». Шариат предписывает нам избегать и то и другое, предлагая соблюдать меру. То есть, — придерживаться среднего пути («Васит»). К примеру, если человек уделяет сну слишком много времени, это Ифрат. Если большую часть ночи совершает поклонения и недосыпает, — Терфит. Излишествует в пище, — Ифрат. Ест слишком мало, постится до истощения, — Терфит.
Глубоко ошибается тот, кто избегая излишества, впадает в другую крайность. Например, в стремлении к повышенным благостям, несмотря на свои ограниченные физические возможности, человек совершает продолжительные дополнительные молитвы по ночам. Постоянно недосыпая, к тому же ещё стремится соблюдать дополнительные посты; избегает супружеской близости; не ест мясное и так далее, и тому подобное. Нет, не это нам завещал Пророк Аллаха (меиб)!
В хадисе от Табарани говорится: «Я послан передать вам религию, соблюдать которую легко и удобно. В ней нет места для монашества. Дозволено вам и употребление мяса, и супружеская близость; и пост (дополнительный), и дни свободные от поста; и молитва (дополнительная), и сон. Вот с чем я к вам послан».
Трудно совершать поклонения, если организм истощён и силы на исходе. В хадисе от Насаи сказано: «Нет затруднений в религии. А кто излишествует, — будет им повержен».
В наши время мало встретишь того, кто стремится к поклонениям сверх меры. Но тех, которые стремятся к облегчению поклонений и тем самым нарушают саму их суть, — хоть отбавляй.
Вот несколько примеров ошибочных действий:
1. Мотивируя тем, что можно не мыть ноги, а только обтирать поверх одетого Мест’а (специальной обуви), они обтирают ноги в нейлоновых носках. Такие носки никак не могут заменить специального Мест’а. Да, безусловно, так легче. Но такое омовение не будет действительным (сахих).
2. При отсутствии воды, дозволяется очищение чистым песком, землёй. Но это вовсе не значит, что вода прекратила течь и можно сразу приступить к такому очищению. Необходимо вначале поискать воду в установленных шариатом пределах местности и времени.
3. В последнее время во многих мечетях стали появляться стулья, сидя на которых больные совершают молитву. Надо полагать, что у этих больных проблемы с позвоночником, раз они не молятся сидя на полу согласно шариату. Стало быть такому больному весьма опасно ехать в мечеть на молитву. Это ему и не обязательно. Но если, хвала Аллаху, он уже в мечети, тогда он должен всё-таки читать молитву сидя на полу. Всегда найдётся человек, который поможет и сесть на пол, и встать. А теперь, представьте себе человека, который исполняет молитву за больным, сидящем на стуле. Он не сможет за таким больным совершать суджуд из-за стула и сдвинется в сторону. Значит произойдёт недопустимый разрыв ряда. Мало того, что молитва больного на стуле не дозволена шариатом (стало быть не будет принята), так он ещё и получит грех за то, что стал причиной разрыва ряда молящихся.
Говоря: «нет затруднений в религии», нельзя пропускать установленное для каждой молитвы время и совершать их все вместе перед сном. Нельзя так же откладывать пост на более благоприятное время без уважительных причин, если месяц Рамадан пришёлся на слишком жаркое лето.Такое решение будет считаться недопустимым новшеством, а стало быть разрушением религии. Выражение «нет затруднений в религии» предполагает использование облегчений, допускаемых шариатом. Нельзя ханафиту не мыть полость рта, мотивирую тем, что в других мазхабах это не обязательно (не фард).
Уклонение от Обязательных Предписаний, указанных в фетвах своего мазхаба и следование облегчённым фетвам других школ, является прямым уклонением от следования какому-либо одному из мазхабов Приверженцев Сунны. Такое стремление к «лёгкой жизни» называется безмазхабностью и ведёт к разрушению религии. Безмазхабные часто оправдываются словами: «Нигде не сказано, что надо следовать какому-либо учёному или мазхабу». Как же, как же? А что, по их мнению, обозначают строки Корана: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к нему и усердствуйте на пути Его, — может быть, вы будете счастливы!»(5:35). Или другие строки: «… спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!» (21:7).Многочисленные хадисы об основателях 4-х мазхабов Суннитов приведены в книге «Асхаб-и кирам»- Ахмада Фарука (ум. 1034/1624). Основатели этих школ, — учёныесамой высокой категории. Они получили знания от Сподвижников и Табиунов. А в сборнике «ал-Джами’ ас-Сахих» Имама Бухари (ум. в 256/870) приведён общеизвестный хадис: «Учёные – наследники Пророков».
Современным мусульманам, неискушённым в тонкостях многочисленных, взаимодополняющих наук вероучения и религиозного права, невозможно постигнуть путь Посланника Аллаха (меиб) без чтения книг. Этот путь можно постигнуть лишь изучая книги учёных суннитов — последователей 4-х мазхабов. Следовать какому либо мазхабу Приверженцев Сунны, — значит следовать Предписаниям Корана и Сунны, а стало быть —
— следовать Пути, указанному Посланником Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха!
Выражение: «Нет затруднений в религии…», не обозначает: «Делайте что вам нравится, а то что не нравится, — отвергайте. Поклоняйтесь как вам заблагорассудится». Конечно нет! Это выражение: «Нет затруднений в религии…», обозначает только одно: «Пользуйтесь облегчениями, которые допускает шариат». Сказано в Коране: «Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву. Их обольстила ближняя жизнь!…» (6 : 70).
При некоторых исключительных затруднениях (напр. опасность для жизни) шариат дозволяет использование Харама. Однако, это недопустимо при обычных затруднениях, как предлагают нам реформаторы. К примеру, нуждающийся в деньгах, не может зарабатывать их путём продажи свинины или спиртного. Запрещено ему так же и получение процентов. Одним словом, не всякое затруднение предполагает отход от условий шариата. В противном случае, любитель облегчений утонет в Хараме. Хвала Аллаху Господу миров!
Конец четвёртой части.
ПРИМЕЧАНИЯ К ЧЕТВЁРТОЙ ЧАСТИ:
1ФАРСАХ: Имам Ибн-и Абидин передаёт, что по сообщениям учёных, для обозначения расстояния одного часа пешего пути был принят 1 фарсах, равный 5760 метрам. Поначалу, при обозначении 3-х дневного пути, были расхождения. Некоторые из учёных предлагали считать расстояние 3-х дневного пути равным 21-му фарсаху; другие — 18-ти фарсахам, а третьи и того меньше — 15-ти фарсахам. В конце концов, по предложению большинства, была принята фетва о том, что расстояние 3-х дневного пути равно 18-ти фарсахам. Большинство исходило из фетвы, принятой ими ранее, которая гласила, что расстояние пройденное пешком в течение 1-го дня («мархала») по ровной дороге составляет 6 фарсахов. Где за один фарсах было принято расстояние в тримили (исламские). Стало быть, однодневный пеший путь равен 18-ти милям. Известно, что одна исламская миля составляет 4000 зра, где одна зра равна толщине 24-х пальцев (по количеству букв в свидетельстве — «калима-и таухид»), а толщина пальца в среднем — 2 см. Отсюда выходит, что одна зра равна 48-ми см. Таким образом: Одна миля составит — 4000 х 48 = 1920 метров, а один фарсах будет равен: 1920 х 3 = 5760 метров. (Подсчёты даны по мазхабу Ханафи).
(За длину одной географической мили принята длина дуги экватора, равная 1852-ум метрам).
Аль-хамду лиль-Лахи! (Из книги «Tam İlmihal»,M. SıddıkG.İstanbul, -1996).