Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи Тагаля уа баракатух. Уважаемый муфтий, разъясните, пожалуйста, касательно джамаат-намаза. Насколько я знаю, в джамаат-намазе надо стоять плотно в плечах. А ноги плотно с рядом стоящим надо ставить? Джазакумуллаху хайр. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)
————————————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В хадисах подчеркивается, что при совершении коллективного намаза ряды должны быть ровными, а молящиеся должны стоять плотно друг к другу, не оставляя места между плечами рядом стоящих людей.
Как передавал Абдулла бин Умар (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:
أقيموا الصفوف وحاذوا بين المناكب وسدوا الخلل ولينوا بأيدي إخوانكم ولا تذروا فرجات للشيطان ومن وصل صفا وصله الله، ومن قطع صفا قطعه الله
«Выравнивайте ваши ряды, держите плечи в один ряд по отношению друг к другу, будьте кротки в том, чтобы позволить своим братьям войти в ряд, и не оставляйте промежутков для шайтана. С тем, кто соединит ряд, соединится Аллах, а с тем, кто оборвет ряд, оборвет Аллах».
(Абу Дауд, хадис 666)
Хадис, подчеркивая важность отсутствия промежутков, подразумевает под этим отсутствие промежутков между плечами. Если говорить о ступнях ног, то между ними должны быть промежутки, на что указывается в следующем хадисе:
Как сообщал саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
إذا صلى أحدكم فلا يضع نعليه عن يمينه، ولا عن يساره، فتكون عن يمين غيره، إلا أن لا يكون عن يساره أحد، وليضعهما بين رجليه
«Когда человек встает на намаз (в джамаате), ему не нужно ставить свою обувь ни справа, ни слева, иначе она окажется справа от кого-то другого. Однако если никого слева нет, он может поставить свою обувь туда. В ином случае, он должен поставить ее между ступнями своих ног».
(Абу Дауд, хадис 645)
Хадис ясно указывает на то, что между молящимся и рядом стоящим должно быть достаточно места для обуви. Если бы пальцы ног касались пальцев ног других людей, вопрос о том, чтобы положить обувь сбоку, не поднимался бы.
Люди, считающие важным, чтобы молящиеся касались ступней рядом стоящих людей в намазе, цитируют следующее повествование от Нугмана бин Башира (радиаллаху анху):
فرأيت الرجل يلزق منكبه بمنكب صاحبه وركبته بركبة صاحبه وكعبه بكعبه
«Я видел, как один из сахабов соединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего молящегося».
(Абу Дауд, хадис 662)
Они неправильно поняли значение хадиса. В данном хадисе подразумевается выстраивание лодыжек в одну линию по отношению друг к другу для сохранения стройности ряда, о чем говорил аллама Халиль Ахмед ас-Сахаранфури (рахимахуллах) в труде «Базль-уль-Маджхуд», комментирующем Абу Дауда:
ولعل المراد بالإلزاق المحاذاة فإن إلزاق الركبة بالركبة والكعب بالكعب في الصلاة مشكل
«Под соединением здесь вероятно подразумевается их параллельное выстраивание, поскольку соединить колени с коленями (рядом стоящего) и лодыжки с лодыжками (другого человека) в намазе представляется затруднительным».
(«Базль-уль-Маджхуд», том 3, стр.609)
Тот же самый хадис ясно указывает на то, что это было сказано в отношении сохранения стройности ряда для намаза, поскольку до этого высказывания Нугман бин Башир приводил следующие слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям):
أقيموا صفوفكم ثلاثا والله لتقيمن صفوفكم أو ليخالفن الله بين قلوبكم
«Выравнивайте свои ряды (он сказал трижды). Клянусь Аллахом! Пожалуйста, выравнивайте свои ряды, иначе Аллах позволит разногласиям прокрасться в ваши сердца!»
(Абу Дауд, хадис 662)
Поэтому слова Нугмана бин Башира («Я видел, как один из сахабов соединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего молящегося») не относятся к касанию лодыжек.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Табиины не любили эти действия (касание лодышками) как это передается от них и они в свою очередь взяли эту практику у сахабов. Не нужно создвать трудности своим братьям в намазе нажимая им на ноги так что человек отвлекается от самого намаза и начинает думать зачем его брат так делает.