Вопрос: Некоторые братья в мечети утверждают, что если люди опоздали на джамаат-намаз, то сами они уже не могут совершить намаз с джамаатом, а могут молиться только по отдельности. Так ли это? (Россия, Татарстан)
————————————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Те, кто пропустил первый джамаат, могут составить второй джамаат. Однако это следует делать за пределами мечети. Второй джамаат в мечети — макрух.
 
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
 
 
Дополнение
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Прошу вас разъяснить насчет джамаат-намаза. Можно ли устраивать второй джамаат в мечети где есть постоянный имам, если по уважительным причинам опоздал на первый джамаат? Уважаемый муфтий, если вас не затруднит, дайте, пожалуйста, полный ответ, почему второй джамаат в мечети – макрух. Просто, братья говорят, приводя мнение ученых, что если по уважительной причине опоздал на первый джамаат, то можно устраивать второй, а макрух – это когда специально опоздал на первый джамаат. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)
————————————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Факихи постановили, что составление второго джамаата в мечети – макрух. Если группа людей приходит в мечеть после окончания основной группой намаза, прибывшие должны совершить намаз в индивидуальном порядке без азана и икамата(«Аль-мабсут» имама Сарахси, том 1, стр.135; «Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
 
وإذا دخل القوم مسجدا قد صلى فيه أهله كرهت لهم أن يصلوا جماعة بأذان وإقامة ولكنهم يصلون وحدانا بغير أذان ولا إقامة
ذهب الحنفية، والمالكية، والشافعية: إلى أنه إذا صلى إمام الحي، ثم حضرت جماعة أخرى كره أن يقيموا جماعة فيه على الأصح
Это относится к мечетям в целом: например, местной мечети (в пригороде или городе, селении), где есть назначенный имам и фиксированное время для азана и икамата.
Данное правило основано на хадисе от Абу Бакра (радиаллаху анху), в котором говорится, чтоПосланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) пошел уладить проблему, возникшую у ансаров. После этого он пошел в мечеть для совершения намаза, но коллективный намаз на тот момент уже завершился. Тогда он вернулся домой, собрал свою семью и совершил с ними коллективный намаз.(«Аль-мабсут» имама Сарахси, том 1, стр.135)
عن أبي بكرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج من بيته ليصلح بين الأنصار، فرجع وقد صلي في المسجد بجماعة، فدخل منزل بعض أهله، فجمع أهله فصلى بهم جماعة
Рассматривая данный хадис, факихи постановили, что, если б совершение намаза в мечети не было порицаемым, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) попросил бы нескольких сахабовприсоединиться к нему для совершения намаза в мечети. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وقالوا: ولو لم يكره تكرار الجماعة في المسجد لصلى فيه
Причина, которую приводят в объяснение порицаемости составления второго джамаата в мечети, заключается в том, что это приводит к уменьшению числа молящихся основного джамаата. Особенно это касается случая, когда вторые джамааты составляются на регулярной основе, в результате чего некоторые люди становятся небрежны к совершению намаза с основным джамаатом, поскольку будут полагаться на его совершение со вторым джамаатом. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.230)
قالوا: ولأن التكرار يؤدي إلى تقليل الجماعة، لأن الناس إذا علموا: أنهم تفوتهم الجماعة يتعجلون، فتكثر الجماعة
Мне самому приходилось видеть такое в некоторые мечетях, где были дозволены вторые джамааты. Люди, совершавшие намаз с основным джамаатом в мечети, заметив, что впоследствии собирается второй джамаат, начинали пренебрегать основным джамаатом. В конечном счете, численность у второго джамаата была практически такой же, как у основного, поскольку все больше людей переходило во второй джамаат. Это полностью подрывает важность мечети и важность джамаата.
И мудрость факихов становится явной в таких случаях.
Однако исключением из данного правила являются те мечети, что были воздвигнуты у шоссе и магистралей, а также те мечети, которые построены для путников, или если в них нет четкого времени для азана и джамаата. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
إلا أن يكون مسجد طريق، ولا إمام له، ولا مؤذن فلا يكره إقامة الجماعة فيه حينئذ
Это связано с тем, что вторые и последующие джамааты, в действительности, не влияют на количество молящихся, ведь эти мечети были построены для того, чтобы проезжающим мимо людям было удобно совершать намаз.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта