В благословенный рамадан во многих мечетях можно увидеть, как некоторые молящиеся во время намаза держат в руках Коран. Они поступают так, чтобы следовать за чтением имама. Из-за распространившихся онлайн-трансляций прекрасных, чарующих таравих-намазов из главных мечетей Мекки и Медины большинство мусульман в развитых странах узнали о практике такого следования за имамом во время коллективных молитв. В результате данная практика распространилась. Обычно это происходит следующим образом: во время намаза человек одной рукой держит Коран, а другой переворачивает страницы, при переходе же в земной поклон Коран обычно кладут на пол. В данных действиях присутствует ряд отрицательных моментов, некоторые из которых очевидны. Целью этой статьи является анализ дозволенности или же, наоборот, запретности практики держания Корана во время намаза с точки зрения ханафитского мазхаба.
В качестве доказательства из хадисов, на первый взгляд дозволяющего чтение из мусхафа (экземпляра Корана) во время намаза, указывают сообщение, которое имам Бухари (ум. в 256 г. х./870 г. н. э.) приводил в таглик-виде в главе «Имамат раба и вольноотпущенника» части «Азан» сборника «Сахих» перед 692-м хадисом:
Раб Аиши Закван был ее имамом в намазе, читая с мусхафа.
Многими алимами, включая имама Сарахси (ум. в 490 г. х./1097 г. н. э.), имама Бадруддина Айни (ум. в 855 г. х./1451 г. н. э.), имама Анвара Шаха Кашмири (ум. в 1352 г. х./1933 г. н. э.), шейха Зафара Ахмада Усмани Танви (ум. в 1394 г. х./1974 г. н. э.) и др., данное сообщение было разъяснено так, что запрет на чтение с мусхафа сохраняется. Это сообщение имама Бухари может, например, значить:
а) Закван обычно запоминал аяты из мусхафа днем и читал заученные аяты ночью, когда был имамом госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) в намазе.
б) Закван читал лишь часть Корана (а не весь Коран), когда был имамом госпожи Аиши во время намаза ночью. То есть он не совершал полный хатм, поскольку в этом не было крайней необходимости.
в) У Заквана не было иного хафиза Корана, который помог бы ему во время намаза в рамадан. Поэтому он использовал мусхаф в качестве помощи. К нему он обращался в паузах после каждого четырехракаатного цикла. Такие действия обычно называются людьми «имаматом с мусхафа».
г) Закван смотрел в мусхаф перед тем, как начать намаз.
д) Закван заглядывал в мусхаф после каждых двух ракаатов и освежал память об аятах, которые ему предстояло читать в следующие два ракаата. Рассказчик, приводивший сообщение, полагал, что Закван читает с мусхафа, все еще находясь в намазе, хотя это было не так.
Имам Анвар Шах Кашмири писал в книге «Файд-уль-Бари» (без каких бы то ни было исключений):
Согласно нам (ханафитам), чтение с мусхафа делает намаз недействительным.
Он, равно как и другие алимы, отмечает:
Читать с мусхафа во время молитвы – это практика людей Писания (иудеев и христиан), поскольку они не способны читать свои священные Писания по памяти.
О чтении с мусхафа имам Кашмири пишет:
Оно не соответствует практике, которая переходила у мусульман из поколения в поколение.
Хадисовед Закария Кандехлеви (ум. в 1402 г. х./1982 г. н. э.) в книге «Лами-уд-дарари», подробно приведя мнения всех мазхабов и точки зрения всех имамов по этому вопросу, похоже, склонялся к мнению о недопустимости. Он говорил, что Шах Валиулла (ум. в 1176 г. х./1762 г. н. э.) в книге «Аль-абваб ват-тараджим» принял в отношении чтения Заквана с мусхафа разъяснение, которое не делает чтение с мусхафа дозволенным. Имам Кандехлеви пишет:
Согласно имаму Абу Ханифе, чтение Корана с мусхафа приводит к недействительности намаза. Согласно же шафиитам, ничего плохого в этом нет.
У шейха Зафара Ахмада Усмани Танви в книге «Игля-ус-сунан» есть глава «Об аннулировании намаза из-за чтения с мусхафа», в которой он подчеркнуто утверждает, приводя доказательство из хадисов и фикха, что чтение с мусхафа, будь он в руке или на подставке, аннулирует намаз. Его аргументы логичны и убедительны. Если б чтение с мусхафа было дозволенным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал бы говорить, чтобы мусульмане, не способные произнести что бы то ни было по памяти из Корана, ограничивались такими словами, как «Субха́налла́хи вальхамдулилля́хи ва ля́ иля́ха иллялла́ху валла́ху акьбар…» вместо обычно требуемой порции аятов из Корана в намазе.
Выступая за точку зрения имама Абу Ханифы, имам Абу Бакр Мухаммад ибн Фадль говорил:
– Мы все согласны с тем, что если человек способен читать с мусхафа, но не может произносить по памяти, то его молитва без произнесения чего бы то ни было из Корана действительна. Если б чтение с мусхафа было дозволенным, намаз без произнесения Корана (в случае невозможности произнесения по памяти) не был бы дозволен.
Приведя аргументы имама Абу Ханифы (ум. в 150 г. х./767 г. н. э.), имам Сарахси писал:
Наиболее верное мнение состоит в том, что (чтение по мусхафу, даже на подставке) является таляккун (принятием слов и обучением от другого). Соответственно, это аналогично тому, что он выучил от учителя (который находится вне намаза), а это аннулирует намаз.
Имам Ибн Абидин (ум. в 1252 г. х./1836 г. н. э.) в книге «Радд-уль-мухтар» под текстом имама Хаскафи (ум. в 1088 г. х./1677 г. н. э.) писал:
…и его чтение с мусхафа (аннулирует его намаз).
То есть последний из указанных имамов оставил пример в общем виде, чтобы тот включил также текст на михрабе мечети (перед молящимся), ведь, если он прочтет текст Корана, написанный на стене михраба, его намаз аннулируется.
Согласно имаму Абу Ханифе, чтение с мусхафа аннулирует намаз без исключений, поскольку это считается тааллюм (обучением, см. «Дурр-уль-мухтар»), и совершение этого в намазе аннулирует его. Довод имама Абу Ханифы состоит в том, что чтение с мусхафа не лишено двух элементов:
а) Мусхаф держат или носят и (или) смотрят в него, переворачивают страницы. Все это считается амаль кясир (излишним движением в намазе), а это аннулирует намаз.
б) Чтение из мусхафа считается таляккун. То есть это аналогично таляккун от объекта иного, чем мусхаф, или же человека.
Согласно второму приведенному аргументу Абу Ханифы, норма (о недозволенности) неизменна независимо от того, держат (несут) ли мусхаф, установлен ли он на подставке и т. д. В «Аль-кафи» говорится, что второй аргумент (то есть недозволенности) является более верным. Того же мнения придерживался имам Сарахси. Имам Акмалюддин Бабарти (ум. в 787 г. х./1385 г. н. э.) в книге «Аль-иная», равно как и др., тоже приводил данные аргументы.
Однако имам Абу Юсуф (ум. в 182 г. х./798 г. н. э.) и имам Мухаммад ибн Хасан (ум. в 189 г. х./805 г. н. э.) считали, что чтение с мусхафа не аннулирует намаз. Они объясняли это тем, что смотреть на мусхаф – это само по себе ибадат. Читая с мусхафа, человек лишь сочетает одну форму ибадата с другой. Соответственно, нет никаких причин для аннулирования намаза.
Имам Ибн Нуджайм (ум. в 970 г. х./1563 г. н. э.) в книге «Аль-бахр-ур-раик» достаточно подробно обсуждает это и приводит обе точки зрения: о дозволенности и недозволенности. Он писал, что автор «Аль-кафи» и имам Сарахси говорили о недозволенности. Имам Ибн Нуджайм писал:
Можно отстаивать точку зрения имама Абу Ханифы, как говорил шейх Халяби, с сообщением, приводимым Ибн Аби Даудом о словах Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):
– Правитель верующих запретил нам быть имамами в намазе, (читая) с мусхафа.
Запрет обычно подразумевает аннулирование (фасад). Под «мусхафом» Ибн Аббас подразумевал все, что содержит какой бы то ни было написанный коранический текст, ведь, согласно верному мнению, чтение со (стены) михраба аннулирует намаз.
Комментируя отсутствие подобающего санада (цепочки рассказчиков) у данного сообщения, шейх Зафар Ахмад Усмани Танви говорил, что, хотя найти санад ему не удалось, запрет правителя верующих подтверждается веским киясом (рассуждением по аналогии в исламском праве).
Ханафитский правовед и хадисовед Абдулхай Лакхнави (ум. в 1304 г. х./1886 г. н. э.), известный своим владением всеми исламскими науками, написал книгу о недозволенности чтения с мусхафа во время намаза. В начале этой книги, озаглавленной «Аль-кауль аль-ашраф филь-фатх мин аль-мусхаф», имам Лакхнави говорит о причине ее написания. Он говорит, что, прибыв в Хайдарабад, он увидел крайне необычную практику: в совместной молитве за имамом стоял молящийся с открытым мусхафом. Когда имам ошибался, молящийся, глядя в мусхаф, громко зачитывал верные слова. Люди стали спрашивать о дозволенности подобного, из-за чего имам Лакхнави и написал свой подробный труд.
В заключение можем сказать, что на основе весьма логичного довода имама Абу Ханифы, который приняли ханафитские правоведы более поздней эпохи, и который был рассмотрен в данной статье, не разрешается молящемуся читать с мусхафа во время намаза. Это аннулирует его намаз. Хотя есть аргументы с обеих сторон (за и против дозволенности), факт остается фактом: такие алимы, как имам Сарахси, имам Абдулхай Лакхнави, имам Анвар Шах Кашмири, шейх Зафар Ахмад Усмани Танви и хадисовед Закария Кандехлеви, отдавали предпочтение доводу о недозволенности, и этого достаточно для того, чтобы считать недозволенной данную практику во время намаза.
Абу Асим Бадрульислам
Источник (англ.): ilmgate.org
Использованная литература
1. Абу Бакр Мухаммад ибн Сахль Шамс-уль-аиммах Сарахси. Мабсут. – Ливан, Бейрут: Дар-уль-магрифа.
2. Акмалюддин Мухаммад ибн Мухаммад Бабарти. Аль-иная: шарх «Аль-хидоя». – Ливан, Бейрут: Дар-уль-кутуб-уль-ильмия, 1995.
3. Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад Айни. Аль-биная: шарх «Аль-хидоя». – Ливан, Бейрут: Дар-уль-фикр, 2-е изд., 1990.
4. Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад Айни. Умдат-уль-кари: шарх «Сахих» Аль-Бухари. – Ливан, Бейрут: Дар-уль-кутуб-уль-ильмия.
5. Бурхануддин Абу Маали Махмуд ибн Садрушариат ибн Мазах Бухари. Аль-мухит-уль-бурхани. – Пакистан, Карачи: Идарат-уль-Коран, 2004. – Том 2, стр. 249, п. 1676.
6. Камалюддин Мухаммад ибн Абдулвахид ибн Хумам. Фатх-уль-Кадир. – Ливан, Бейрут: Дар-уль-кутуб-уль-ильмия, 1995. – Том 1, стр. 412.
7. Мухаммад Амин ибн Абидин. Радд-уль-мухтар аля «Ад-дурр-уль-мухтар»: шарх «Танвир-уль-абсар». – Ливан, Бейрут: Дар-уль-кутуб-уль-ильмия. – Том 2, стр. 383.
8. Мухаммад Закария ибн Мухаммад Яхья Кандехлеви. Лами-уд-дарари аля «Сахих» Аль-Бухари. – Пакистан, Карачи: Х. М. Саид. – Том 1, стр. 264.
9. Анвар Шах ибн Муаззам Шах Кашмири. Файд-уль-Бари аля «Сахих» Аль-Бухари. – Ливан, Бейрут: Дар-уль-кутуб-уль-ильмия, 2005. – Том 2, стр. 276.
10. Валиуддин Надви. Имам Абдулхай Лакхнави – аллямат-уль-Хинд ва имам-уль-мухаддисин валь-фукаха. – Сирия, Дамаск: Дар-уль-калям, 1995.
11. Зафар Ахмад Усмани Танви. Игля-ус-сунан. – Ливан, Бейрут: Дар-уль-фикр, 2001.
12. Зейнуддин ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Нуджайм. Бахр-ур-раик. – Ливан, Бейрут: Дар-уль-кутуб-уль-ильмия.
Источник: askimam.ru