Выпрямление рядов в коллективной молитве имеет большое значение в шариате. Поэтому в хадисах данная практика объясняется как необходимое условие для полноты и завершенности намаза.
Правильный метод организации и выпрямления рядов по сунне заключается в том, что люди, намеревающиеся выполнить намаз, стоят рядом таким образом, что между ними не остается пустот. Кроме того, молящемуся не разрешается стоять впереди или сзади ряда, он должен находится на одной линии с другими. Подавляющее большинство исламских ученых согласно с такой позицией в вопросе выпрямления рядов.
Несмотря на эту точку зрения, некоторые считают, что соединение стоп стоящих рядом людей в молитве является сунной. Такие люди, как правило, настойчиво придерживаются данного принципа, и могут придавать этому повышенное значение. К тому же они обычно критикуют тех людей, которые не соблюдают данное условие в намазе, обвиняя их в том, что они не следуют сунне. Поэтому представляется целесообразным объяснить и разъяснить суть данного вопроса. В этом деле я прошу помощи у Всевышнего Аллаха, которому принадлежит истина, и к которому мы все вернемся.
Известно много изречений Пророка относительно данного вопроса, однако в них ничего не говорится о соединении стоп молящихся. Также и четыре праведных халифа (хулафа) уделяют большое значение организации и выпрямлению рядов во время молитвы, но данная практика ими никак не регулируется. Таким образом, Сахих Муслим приводит следующий хадис, переданный Нуманом бин Баширом: «Пророк выпрямлял наши ряды, подобно тому, как выпрямлял стрелы» (Арабы придавали большое значение выпрямлению своих стрел, которые использовались в боях и в целях охоты. По этой причине выражение «как будто выпрямляет стрелы» употребляется для выражения излишней прямоты и равномерности чего-либо). Пророк придерживался этого до тех пор, пока не убедился в том, что мы окончательно поняли его намерение. После этого, когда однажды Пророк стоял в готовности, чтобы начать молитву и уже собирался произнести такбир, его взгляд упал на человека, чья грудь выпячивалась из рядов. Увидев это, Пророк заметил: «О, слуги Аллаха, вы должны выпрямлять ваши ряды, иначе Аллах вызовет разногласия среди вас».» (Сахих Муслим, с. 182,Т.1)
Сунан Абу Дауд передает от Абдуллах бин Умара, который передал слова Пророка: «Выпрямляйте ряды, равняйте ваши плечи, заполняйте пустоты и помогайте друг другу, т.е. помогайте друг другу в организации и выпрямлении рядов и не оставляйте пустоты для шайатын (шайтана). Кто заполнит пустоту, на того снизойдет милость Аллаха, а кто оставит место в ряду, того Аллах лишит своей милости». (Сунан Абу Дауд С.97, Т.1).
Бара бин Азиб передает: «Пророк ходил по рядам, с одного конца на другой, выпрямляя их. Он проводил руками по нашим грудям и плечам и говорил: «Не разделяйтесь, иначе ваши сердца будут разобщены». Он также говорил: «Всевышний Аллах посылает благословение тем, кто стоит в первом ряду, и ангелы просят для них прощения» (Сунан Абу Дауд, С.97. Т.1).
Анас бин Малик передает, как Пророк сказал: «Сомкните ваши ряды и не раскрывайте их и держите ваши головы ровно, поскольку на Его руки опирается душа Мухаммада, поистине я вижу, как пустоты в рядах заполняют шайтын (шайтан) будто маленькие овцы» (Сунан Абу Дауд, С. 97., Т. 1).
Было передано, что Умар бин Аль-Хаттаб назначил специального человека для выпрямления рядов и никогда не начинал молитву без предупреждения о том, что ряды выпрямлены. Также передается о том, что Али бин Аби Талиб и Усман бин Аффан всегда с точностью выполняли эту практику (назначения человека для выпрямления рядов перед молитвой). Али бин Аби Талиб говорил: «Шаг вперед! Так, шаг назад! Вот так» (Тирмизи, С.53, Т.1).
Малик бин Аби Амир Аль-Ансари передает, что Усман бин Аффан говорил во время пятничной проповеди: «Когда наступит время молитвы, выпрямляйте свои ряды и равняйте плечи» (Муватта Имам Мухаммад, С. 86).
Из вышеупомянутых хадисов становится ясно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников (сахаба) держать плечи на одной линии для того, чтобы выпрямить ряды. Также он проводил руками по их грудям и плечам, выпрямляя ряды. Но пророк ничего не говорил своим сподвижникам относительно присоединения их стоп к стопам рядом стоящих во время молитвы и никого не заставлял это делать.
Таким же образом, Усман бин Аффан учил людей выпрямлять ряды и держать плечи на одной линии. Но он не был основателем практики присоединения стоп к стопам рядом стоящих во время молитвы. Али ибн Абу Талиба учил людей делать шаг назад и вперед, чтобы убедиться в том, что ряды были выпрямлены. Но и он тоже не был основателем вышеуказанной практики.
Эти люди в качестве аргументов для своих высказываний использовали хадисы Нумана бин Башира и Анаса бин Малика, которые имеются в сборнике «Сахих» Имама Бухари. Имам Бухари говорит: «Глава о присоединении стоп со стопами и плеч с плечами в рядах». Нуман бин Башир передает: «Я видел, как каждый человек присоединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего человека». Анас бин Малик передает (когда произносилась Икама) Пророк сказал: «Выпрямите ряды, ведь я вижу вас из-за спины». Анас бин Малик говорит: «Мы присоединяли нашей плечи и стопы с плечами и стопами людей, стоявших рядом с нами». (Сахих Бухари, с.100, Т.1).
Вышеупомянутые люди использовали эти высказывания в качестве доказательств, имея в виду, что присоединение стоп к стопам рядом стоящих людей должно пониматься в буквальном значении. Тем не менее, использование ими данных высказываний в качестве доказательств своих утверждений является неверным. Причина в том, что смысл данных высказываний не нужно принимать в буквальном смысле, который предполагает присоединение стоп со стопами рядом стоящих людей. Под данными высказываниями подразумевается лишь выравнивание и заполнение рядов наилучшим образом, не оставляя пустот между молящимися. Имеется много причин, указывающих на то, почему данные высказывания должны пониматься вышеуказанным образом, а не дословно.
1. Хадисоведы (Мухаддисун) и толкователи хадисов предоставили объяснения относительно этих высказываний и интерпретировали их так, как говорится выше.
Так, Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскалани в толковании «Фатхуль-Бари» к сборнику «Сахих» Имама Бухари говорит следующее: «смысл данных хадисов заключается в том, что необходимо выпрямлять ряды и заполнять пустоты в рядах». (Фатхуль Бари С.247, Т.2) Ученый Касталани привел такое же объяснение в своей книге «Иршад-Сари» (С.368, Т.2).
Кроме того, ученый Айни в своей книге «Умдатуль-Кари» (С.259 Т.5) привел ту же интерпретацию, но в другой формулировке. Вот что он писал: «Пророк посредством этих высказываний хотел обратить внимание на выпрямление строк и заполнение пустот в рядах».
Ученый Анвар Шах Кашмири говорит: «Согласно точке зрения, принятой имамами всех четырех основных правовых школ Ислама, двое не должны оставлять между собой пустот, которые могут быть заполнены третьим лицом. Кроме того, вопрос о присоединении стопы со стопой стоящего рядом человека во время намаза является нововведением со стороны определенных людей». (Файдуль-Бари, С.236, Т.2).
2. Буквальное понимание значения действия, предполагающего присоединение стопы со стопой рядом стоящего человека во время намаза и его осуществление, несет в себе не только серьезные трудности, но также является ошибочным утверждением. В изречении, переданном Сунан Абу Дауд, наряду с указанием на соединение лодыжки с лодыжкой рядом стоящего человека во время намаза, упоминается и о присоединении колена с коленом того же человека (Сунан Абу Дауд, С. 104, Т.1).
В такой ситуации данная практика будет представляться еще более неуместной и вызовет еще больше трудностей. В то время как Всевышний Аллах в Коране говорит: «Он не возложил на вас трудностей в религии». А также в другом аяте говорится: «Аллах не возлагает на человека обязанности, которые превышают его возможности».
По этим самым причинам шариат полностью исключил чрезвычайно сложные и критические ситуации. Комментатор Сунны Абу Дауд Алляма Халил Ахамд Сахаранпутри пишет: «Поскольку присоединение колена с коленом рядом стоящего и таким же образом присоединение лодыжек представляется сложно выполнимым (если вообще возможным) в намазе». (Бадхуль-Маджхуд, С. 230, Т.4).
Алляма Зафар Ахмад Усмани говорит: «Очевидно, что присоединение стопы со стопой рядом стоящего, а также плеч и лодыжек является чрезвычайно сложным на практике, особенно, когда это необходимо выполнять в течение всего намаза. В дополнение к этому, чрезвычайно сложные ситуации и практики были исключены из Шариата посредством четких текстов». (Флааус-Сунан, С. 360, Т.4).
3. Принятие буквального значения хадисов и соединение лодыжки с лодыжкой рядом стоящего молящегося приводит к большому расстоянию между стопами. Данная ситуация не только заставляет человека действовать вопреки своим естественным намерениям, но также препятствует ему с требуемым спокойствием и смирением выполнять намаз.
Выдающийся толкователь хадисов Мухаммад Юсуф Аль-Биннори пишет: «Некоторые люди считают это объяснение соответствующими истинному смыслу, тогда как на самом деле это не так. Правильный смысл таких выражений заключается в том, чтобы подчеркнуть важность выпрямления рядов и заполнения пустот между ними. Кроме того, автором этих высказываний является передатчик хадисов (здесь приведены отрывки Фатхуль-Бари и Умдатуль-Кари). Данный факт опровергает мнение людей, выступающих за следование Сунне и хадисам. Они придают большое значение присоединению лодыжек к лодыжкам рядом стоящих молящихся, следовательно, оставляя большой разрыв между своими ступнями. Такие их действия ведут к ложным притязаниям и лицемерию, поскольку меняют естественное поведение людей и деформирует нормальную форму смирения во время намаза.Вместо этого они хотят заполнить пустоты между молящимися, однако в действительности продолжают оставлять пустое пространство, не осознавая, что подобные действия имеют более отрицательные последствия». (Маарифус-Сунан С.297, Т. 2).
4. К тому же, ни один хадис не подтверждает то, что ступни ног должны быть раздвинуты до такой степени. На самом деле, в хадисах говорится о необходимости оставлять меньше расстояния между ступнями. Было передано о том, что Абдулла бин Умар не оставлял большое расстояние между ступнями, так же как и не соединял их, а выбирал удобное для себя и среднее с точки зрения расстояние между ступнями положение ног. (Аль-Мугни, С.11, Т.2).
Метод, который был принят в индивидуальном намазе, считался общепринятым и в коллективной молитве. Нет упоминаний о том, что сподвижники (сахаба) или последователи (табиун) различали между индивидуальным и коллективным намазами. Исходя из этого, можно говорить о том, что истинный смысл соединения плеч заключается в их выравнивании таким образом, чтобы между ними не оставалось пустот. (Файдуль-Бари С.237, Т. 2).
В сборнике Сунан Имам Насаи говорится, что «Абу Убайда передал от Абдула бин Масуд, который сказал, увидев человека, присоединившего свои стопы во время намаза: «Он допустил ошибку в следовании Сунне, если бы он последовал Мураваха, то я бы посчитал такое действие более правильным». (Сунан Насаи С.103,Т.1).
«Основное значение слова Мураваха – поочередно опираться на ноги (т.е. сначала опереться на одну ногу и через определенное время – на другую). Иногда это слово также используется для обозначения небольшой пустоты. Об этом значении идет речь в вышеупомянутом хадисе. Таким образом, оставление небольшого расстояния между стопами можно объяснить в свете этого хадиса».(Файдуль-Бари С. 237, Т. 2, Аль-Файд Ас-Самаи аля Сунан Ан-Насаи, С.288, Т.1).
Абдулла бин Масуд не только неодобрительно высказался о соединении стоп, но и посоветовал придерживаться Мураваха. Из этого становится очевидным, что при наличии небольшого пространства между стопами невозможно соединить стопу или лодыжку со стопой или лодыжкой рядом стоящего человека. Таким образом, объяснение хадисов о соединении стоп будет содержаться в толкованиях, представленных в трудах Хафиза Ибн Хаджар и Алляма Айни.
«Возможно, что цель этих хадисов состояла в опровержении и признании недействительным преувеличений относительно присоединения стоп. Таким образом, согласно Сунне, лицо, совершающее намаз не оставляет большое расстояние между своими стопами и при этом не присоединяет их друг к другу полностью. То есть он придерживается удобного для себя среднего расположения стоп. Поэтому, когда расстояние между стопами уменьшится, присоединение лодыжки к лодыжке рядом стоящего человека станет невозможным. Таким образом, объяснение хадисов о соединении стоп будет содержаться в толкованиях, представленных в трудах ученых Бадр-Уддин Аль-Айни и Шихаб-Уддин Аль-Касталляни». (Маарифус-Сунан, С.298-299 Т.2).
5. То, что между ногами молящегося должно оставаться пустое пространство, можно понять из различных хадисов. В Сунан Абу Дауд приводятся слова Пророка (мир ему): «Когда кто-нибудь из вас намеревается совершить намаз, то он не должен ставить свою обувь с правой или с левой стороны, поскольку его левая сторона является правой стороной рядом стоящего человека (кроме тех случаев, когда там никого нет), и он должен положить ее между ногами».(Сунан Абу Дауд С.103 Т.1).
Из этого хадиса можно понять, что по правую и левую стороны от людей, совершающих намаз, должно оставаться пустое пространство, куда можно положить обувь. Если следовать практике присоединения стоп, то это пространство будет заполнено, и по обеим сторонам у совершающих намаз пустот не останется. В данной ситуации попытка препятствовать людям положить свою обувь с левой или с правой стороны во время намаза является бессмысленной.
6. Если буквально понимать идею соединения стоп во время молитвы, то в большинстве случаев можно прийти к выводу, что пальцы ног направлены не в сторону Киблы. В то время как направленность пальцев ног в сторону Киблы является одним из общепринятых форм выполнения намаза. Об этом правиле в сборнике «Сахих Бухари» Имама Бухари, которого подавляющее большинство определенной группы ученых считает главным авторитетом в вопросах по хадисам, написана глава под названием «Пальцы ног должны быть направлены в сторону Киблы». Наличие данной главы делает направленность пальцев ног в сторону киблы важным для выполнения намаза. Если выражение «соединение стопы со стопой рядом стоящего человека во время молитвы» понимать буквально, то правила выполнения намаза, указанные в «Сахих Бухари» в большинстве случаев не будут соблюдаться. С другой стороны, если такое выражение и другие подобные выражения понимаются как выпрямление рядов и заполнение пустот между ними, то в этом случае правило направленности пальцев ног в сторону Киблы будет выполняться без труда.
7. Если кто-либо после рассмотрения хадисов из «Сахих Бухари» говорит о необходимости присоединения стоп и лодыжек рядом стоящих людей во время намаза, тогда те хадисы из этого сборника, предполагающие присоединение плеч рядом стоящих людей, также необходимо принять во внимание. Данное действие возможно только в том случае, если все люди, стоящие в ряду, одного роста. По этой же аналогии, присоединение стоп рядом стоящих людей возможно только в случае, если размеры ног у всех одинаковые. Эти два условия, как правило, не выполнимы.
Авторитетный специалист по хадисам Мухаммад Закария пишет: «Имам Бухари упомянул о присоединении плеч и стоп в заголовке одной из своих глав, указав, таким образом, на то, что данное действие предполагает их близость и выпрямленность, тогда как буквальное выполнение этого действия не представляется возможным».
Ученый Зафар Ахмад Усмам пишет: «Соединение этих частей тела в прямом смысле этого слова является невозможным, если люди, совершающие намаз, имеют разный рост. Таким образом, смысл этих хадисов будет сводиться к выравниванию по ряду частей тела». (Иляус-Сунан С.360 Т.4).
Ученый Анвар Шах Кашмири говорит: «Соединение стопы со стопой рядом стоящего человека, наряду с соединением плеч является невозможным даже после беспокойных и утомительных попыток. Поэтому эта практика будет классифицироваться как новшество, часть которого не прослеживается в поступках праведных предшественников». (Файдуль-Бари, С.337 Т.2).
Кроме того, содержание хадиса требует соединения лодыжек. Но на самом деле выполнение этого действия представляется крайне неловким и затрудненным, даже невозможным. Шейх Гангохи пишет: «лодыжки двоих человек могут быть соединены, если они имеют широкое телосложение верхней части туловища, и узкое — нижней части». (Фатава Рашидийя,С.363).
Маулана Абу Убайдуллах Кади Шамс-Уддин пишет: «В Муснаде Ахмада С.276 Т.4 передается о том, что лодыжка должна соединяться с лодыжкой и плечо — с плечом. Поэтому, заявление, сделанное некоторыми современниками относительно расположения лодыжек и плеч таким образом, чтобы они не соединялись, является безосновательным». (Ильхамуль-Бухари Фи Халли Мушкилятиль-Бухари, С.50) .
Формулировка «Равняйте ваши плечи» приводится в некоторых высказываниях. Разъясняя эти слова, автор Аунуль-Мабуд пишет: «Равняйте ваши плечи таким образом, чтобы плечо каждого молящегося располагалось параллельно плечам молящихся, находящихся рядом с ним. Таким образом, плечи, головы и ноги молящихся будут располагаться на одной линии». (Аунуль-Мабуд, С. 275 Т.2) . Имам Шаукани в Найлуль-Аутар С.65 Т.3 привел именное такое объяснение.
Данное объяснение, принятое в отношении выравнивания плеч, приводятся также Анасом ибн Маликом и Нуманом бин Баширом: «Мы присоединиться наши плечи и стопы с плечами и стопами стоящих рядом с нами» что подразумевает то, что лодыжки, стопы и плечи располагаются на одной линии с лодыжками, стопами или плечами рядом стоящих людей.
8. Даже если мы временно предположим, что присоединение стоп является обязательным по шариату, то возникнет вопрос: данное условие должно выполняться в каждом действии намаза или должно ограничивается лишь определенными действиями? Если это условие должно выполняться при любом действии намаза, то каким образом его можно объяснить относительно сидячего положения? Если оно ограничено определенным действием, то где доказательства такого ограничения? Если в качестве ответа будет сказано, что данное условие было исключено в связи со сложностью ее выполнения в сидячем положении, то на это можно возразить, сказав, что это условие является трудно выполнимым и в положении стоя и представляет сложность для тех, кто совершает намаз.
«Поэтому выравнивание стоп и плеч может быть принято только в качестве требования, которое должно выполняться до начала намаза, так как Пророк учил своих сподвижников выпрямлять ряды перед началом молитвы. Именно в это время сподвижники соединяли плечи и стопы, внимательно следя за тем, чтобы ряды были прямыми. Высказывания подобного рода не могут служить доказательством выполнения данных действий и во время намаза. Причина в том, что эти хадисы не содержат выражения: «Во время намаза». Следовательно, поскольку в хадисах вышеупомянутая формулировка отсутствует, то мы не можем сделать вывод относительно выполнения данных действий во время намаза». (Имдадуль-Ахкаам С.290, Т.1, Иляус-Сунан С.360, Т.4 и Дават Абдия Аз Ифадат Санви, С. 152-153, Т.19).
Если хадисы Сахих Бухари, приводимые в качестве доказательства некоторыми людьми, понимать в их буквальном смысле, тогда нужно будет признать то, что данная практика не является «сунна-максуда» (Этот термин относится к Сунне и связан с продолжением осуществления практики, хотя первоначальная цель уж достигнута). На это указывает высказывание Мамара, передающего слова Анаса бин Малика: «Если бы я попытался осуществить это (т.е. соединить лодыжки с лодыжками рядом стоящих людей), то люди бы убежали прочь, как упрямые мулы» (Фатхуль-Бари С.247 Т.2).
9. Как видно из высказывания Анаса бин Малика, он не практиковал присоединение стоп после смерти Пророка. Кроме того, из этого высказывания ясно, что эта практика не являлась «сунна-максуда», поскольку, в противном случае, сподвижники бы не стали отказываться от нее только из-за отвращения и ненависти к ней со стороны других.
«Если бы присоединение стоп считалось «сунна-максуда», то сподвижники выполняли бы это действие на постоянной основе и по этой причине их современники (табиун) отнеслись бы к нему как к Сунне намаза. После этого не было бы проблемы негативного восприятия данной практики со стороны людей. Из высказывания Анаса бин Малика можно понять то, что он не собирался присоединять стопы во время намаза из-за ненависти народа к данному действию, а также то, что эта практика обычно игнорировалась во времена сподвижников пророка (сахаба) и их современников (табиун). Все это служит основанием для исключения подобной практики из категории «сунна-максуда». Поведение и действия сподвижников были приведены в качестве весомых доказательств в пользу мнения, выраженного четырьмя главными имамами, а также большинством ученых». (Имдадуль-Ахкам, С. 290, Т.1, Иляус-Сунан, С.360, Т.4).
Всевышний Аллах сведущ обо всем.
Автор: Шейхуль Хадис Муфтий Умар Фарук Десаи Лухаври
Источник: www.muftisays.org
Перевод: www.islam-portal.ru
Что делать человеку, который забыл сделать руку’а (поясной поклон) при выполнении Намаза?
Если человек забыл выполнить руку’а, то он должен встать и совершить его. Например, человек пошел на саджда (земной поклон) и вспомнил о том, что не выполнил руку’а в этом же ракате (цикле Намаза). Тогда он немедленно встает и выполняет руку’а, а затем продолжает по последовательности. Если же он вспомнил только при руку’а следующего рака’ата или позже этого, то продолжает и дочитывает один рака’ат.
Что делать с намазом, оставленным без оправдания.
Сказали джумхур, что нужно восполнять пропущенный намаз, даже если пропустил его без уважительной причины (например, лень или слабость имана т.е. без серьезной причины). Это мазхаб Абу-Ханифы, Малика, Шафии, аш-Шаукани и др.
Абу-Ханифа и Малик сказали, что если пропущенных намазов пять или меньше, то нужно восполнять их, отложив тот намаз время, которого сейчас зашло, а если больше пяти, то сначала тот намаз, который пришел, а потом те которые в долгу.
И сказали, что он должен восполнить потому, что пропустил то, что ему приказано делать, и он берет грех и должен восполнить пропущенный намаз (или несколько, смотря сколько пропустил) по той причине, что он стал должен. Подобно тому, как женщина спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Можно ли делать хадж за маму?», и он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы на твоей матери был бы долг, ты бы выплатила? Так Аллах больше прав имеет на то, чтоб Его долги исполнялись?» Аль-Бухари 1852.
Но если оставил намаз по серьёзной причине, то не берет греха, но все равно должен восполнить, сказал пророк да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто забыл про намаз или проспал, то пусть восполнит, как вспомнит…». Аль-Бухари и Муслим.
И джумхур сказали: «Он оставил намаз и он остался у Аллаха в долгу, как если бы ты дал в долг человеку деньги и обязал его, что он отдаст долг через месяц. Месяц прошел, но он не вернул долг, все равно долг остается, и должник поступил неправильно (не выполнил в оговоренный срок). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал поклонение долгом». Смотри «Неиль аль Аутар», «Аль-Маджмуа» ан-Навави.
Составляющие молитвы и обязательные действия в ней
Составляющие (рукн) молитвы — это главные действия, из которых состоит молитва и намеренное или случайное оставление которых делает молитву недействительной.
Составляющие молитвы таковы:
Открывающий такбир
Стояние (если человек способен стоять)
Чтение «Аль-фатихи» (исключение составляют совершающие молитву под руководством имама)
Поясной поклон
Выпрямление после него
Земной поклон
Сидение между двумя земными поклонами
Последний ташаххуд и сидение при его совершении
Спокойное совершение всех действий
Таслим
Обязательные действия (ваджиб) во время молитвы — это составляющие молитвы, намеренное оставление которых делает молитву недействительной. Если же человек не совершил их по забывчивости или рассеяности, то он может восполнить это упущение посредством совершения двух земных поклонов, совершаемых для искупления оплошностей (суджуд сахв). О нём упоминается ниже.
Обязательные действия в молитве таковы:
Все такбиры за исключением открывающего
Произнесение слов «Субхана Раббийа-ль-‘Азым» один раз
Произнесение слов «Сами‘аЛлаху лиман хамидах» для молящегося в одиночку и имама, и произнесение слов «Раббана ва ляка-ль-хамд» — для всех
Произнесение слов «Субхана Раббийа-ль-А‘ля» один раз в земном поклоне
Произнесение слов «Рабби-гфир-ли» один раз между двумя земными поклонами
Первый ташаххуд
Это обязательные действия, которые в случае их непредумышленного оставления могут искупаться посредством двух земных поклонов, совершаемых для искупления оплошности (суджуд сахв).
Сунны молитвы — это все слова и действия, которые не являются ни непременными составляющим (рукн) молитвы, ни обязательными действиями (ваджиб) и являются дополнительными, делая молитву полноценной. Эти действия следует совершать, однако молитва не становится недействительной, если человек отказался от их совершения.
Суджуд сахв
Это два земных поклона, которые предписано совершать для искупления оплошностей и упущений в молитве.
Когда следует совершать суджуд сахв?
Его следует совершать в следующих случаях:
Если человек совершил лишний поясной или земной поклон, стояние или сидение по забывчивости или по ошибке, он должен совершить суджуд сахв.
Если человек пропустил какую-то из составляющих молитвы (рукн), то он должен совершить пропущенное и совершить суджуд сахв в конце молитвы.
Если человек не совершил какое-то из обязательных действий (ваджиб) в молитве, например, первый ташаххуд, по забывчивости или рассеяности, он должен совершить суджуд сахв.
Если человек сомневается, не зная точно, сколько рак‘атов он совершил, он должен принять за основу то, в чём он уверен, то есть меньшее число рак‘атов. И совершить суджуд сахв.
Описание: два земных поклона с сидением между ними, совершаются также, как и обычные земные поклоны в молитве.
Время: существует два времени для совершения этих земных поклонов, и человек может выбрать любое из них:
Перед таслимом, после последнего ташаххуда. Человек совершает эти поклоны, а потом произносит таслим.
После таслима. Он совершает поклоны, а потом ещё раз произносит таслим.
Что делает молитву недействительной?
Нежелательно теребить лицо или руки во время молитвы.
Молитву делает недействительной несоблюдение необходимого условия (шарт) или несовершение какой-нибудь из составляющих (рукн), как умышленно, так и неумышленно.
Намеренное оставление обязательного действия (ваджиб) делает молитву недействительной.
Если человек заговорил намеренно, это делает молитву недействительной.
Если человек смеётся вслух, то это делает молитву недействительной.
Многочисленные движения без необходимости также делают молитву недействительной.
Нежелательные действия (макрух) во время молитвы
Чем больше смирение человека во время молитвы и чем дальше он от отвлекающих факторов, тем выше его степень и тем больше его награда.
Это действия, которые уменьшают награду молящегося и лишают его смиренного и трепетного отношения к молитве:
Нежелательно смотреть по сторонам и поворачивать голову во время молитвы. Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том случае, когда человек смотрит по сторонам, он ответил: «Это то, что крадёт шайтан из молитвы раба (Аллаха)» (Бухари, № 718).
Нежелательно теребить что-нибудь руками, делать бесполезные движения ими, трогать лицо. Также нежелательно возлагать руки на бока во время молитвы, переплетать пальцы и щёлкать ими.
Нежелательно начинать молиться, если человека отвлекает при этом какая-нибудь потребность — например, ему нужно справить нужду или же он очень голоден. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует молиться, когда уже принесли еду или когда есть потребность справить большую или малую нужду» (Муслим, 560).
Желательные молитвы
Обязанностью мусульманина является совершение только пяти обязательных молитв.
Вместе с тем Шариат побуждает мусульманина совершать также желательные молитвы, потому что они помогают рабу Аллаха снискать Его любовь и восполняют упущения, сделанные во время обязательных молитв.
Желательных молитв много. Важнейшие из них:
Молитвы-сунны, совершаемые перед или после обязательных молитв и как будто привязанные к ним.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершал в течение дня двенадцать дополнительных рак‘атов, тому за это будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).
Подразумеваются:1 Два рак‘ата перед молитвой-фаджр.
2 Четыре рак‘ата перед молитвой-зухр с таслимом после каждых двух, и два рак‘ата после молитвы-зухр.
3 Два рак‘ата после молитвы-магриб.
4 Два рак‘ата после молитвы-‘иша.
Витр — эта молитва названа так потому, что число её рак‘атов нечётное. Это лучшая из желательных молитв. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте витр, о приверженцы Корана!» (Тирмизи, 453; Ибн Маджа, 1170).
Лучшее время для совершения витра — конец ночи. Однако мусульманин может совершать её в любое время между молитвой-‘иша и рассветом.
Наименьшее число рак‘атов витра — один рак‘ат, а лучше чтобы их было не меньше трёх, однако человек может совершать столько рак‘атов, сколько пожелает. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал одиннадцать рак‘атов.
Основой в дополнительных молитвах является произнесение таслима после каждых двух рака‘тов. Витр совершается также, однако когда человек соберётся завершить молитву, он должен совершить в конце один рак‘ат. После выпрямления после поясного поклона и перед земным поклоном в этом последнем рак‘ате человек должен произнести соответствующие слова поминания, передаваемые от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего поднять руки и обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбой о чём пожелает. Это называется кунут.
Периоды времени, в которые запрещено совершать дополнительные молитвы
Необязательные молитвы человек может совершать в любое время, за исключением тех периодов времени, когда ислам запрещает своим последователям совершать молитвы, потому что это периоды поклонения неверующих. В такие периоды времени разрешается только восполнять пропущенные обязательные молитвы и совершать те из дополнительных молитв, которые имеют причину. Например, молитва — приветствие мечети (тахиййат масджид). Запрет касается только молитвы. Если же говорить о поминании Аллаха и обращении к Нему с мольбами, то это разрешается делать в любое время.
Молиться запрещено в следующие периоды времени:1 После молитвы-фаджр, пока солнце не взойдёт и не поднимется над горизонтом хотя бы на высоту копья. В странах умеренного пояса солнце поднимается на такую высоту обычно спустя 20 минут после восхода.
2 Когда солнце в зените, до того как оно отклонится от точки зенита. Это короткий период времени, предшествующий наступлению времени молитвы-зухр.
3 После молитвы-‘аср и до захода солнца.
Запрещается совершать дополнительные молитвы после молитвы-‘аср и до захода солнца.
Коллективная молитва
Аллах повелел мужчинам совершать обязательные молитвы коллективно. Передаётся, что за совершение молитв таким образом человека ждёт великая награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва человека с общиной, превосходит молитву, совершаемую в одиночестве на двадцать семь степеней» (Бухари, 619; Муслим, 650).
Чтобы молитва считалась коллективной, требуются, по меньшей мере, имам и хотя бы один человек, совершающий молитву под его руководством.
Совершение молитвы под руководством имама
Это означает, что человек повторяет действия имама, следуя за ним в поясных и земных поклонах, и слушает его чтение, и не обгоняет его, и не противоречит ему в своих действиях.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, имам поставлен для того, чтобы следовать ему, и если он произнёс такбир, произносите такбир и вы, и не произносите, пока он не произнесёт, если он совершит поясной поклон, совершите его и вы, и не совершайте поясной поклон, пока он не совершит его. А когда он скажет: “Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его”, говорите: “Господь наш, хвала Тебе!” И если он совершит земной поклон, совершите его и вы, и не совершайте земной поклон, пока он не совершит его…» (Бухари, 701; Муслим, 414; Абу Дауд, 603).
Кто должен быть имамом?
Имамом должен быть человек, который лучше остальных знает Книгу Аллаха, а если кандидаты равны в этом, выбирается самый достойный по другим критериям. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Руководить молитвой людей должен тот, кто лучше всех читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, тогда лучше всех знающий Сунну…» (Муслим, 673).
Как должны стоять имам и тот, кто совершает молитву под его руководством?
Имам должен стоять впереди, а совершающие молитву выстраиваться в ряд позади него, причём нужно сначала заполнить первый ряд и только потом выстраивать второй. Если же под руководством имама молится только один человек, он встаёт справа от имама.
Как нужно восполнять ту часть молитвы с имамом, которую человек пропустил?
Тот, кто присоединился к имаму после того, как тот совершил часть молитвы, должен произнести такбир и помолиться под его руководством, а когда имам произнесёт таслим, совершить пропущенную часть молитвы.
Та часть молитвы, за совершением которой человек застал имама, становится началом его собственной молитвы, а концом её будет его личное завершение её.
Когда человек считается заставшим рак‘ат?
Молитва состоит из определённого числа рак‘атов и тот, кто застал имама в поясном поклоне и успел присоединиться к нему, считается заставшим весь рак‘ат. А кто не успел к поясному поклону, присоединяется к имаму, однако этот рак‘ат уже не считается в числе совершённых им рак‘атов.
Примеры восполнения пропущенной части молитвы с имамом:
Тот, кто застал второй рак‘ат молитвы-фаджр с имамом, должен подняться после того как имам произнесёт таслим, и совершить оставшийся рак‘ат (то есть тот, который не успел совершить) и не произносить таслим, пока не совершит этот рак‘ат, потому что молитва-фаджр состоит из двух рак‘атов, а человек застал только один.
Тот, кто застал имама совершающим последний ташаххуд молитвы-магриб, должен совершить три полных рак‘ата после того как имам произнесёт таслим, потому что он присоединился к имаму в последнем ташаххуде. А для того, чтобы человеку засчиталось совершение рак‘ата, он должен успеть присоединиться к нему во время поясного поклона.
Тот, кто застал имама совершающим поясной поклон третьего рак‘ата молитвы-зухр, застал два рак‘ата молитвы с имамом (третий и четвёртый для имама и первый и второй для него самого). Когда имам произнесёт таслим, человек должен довести свою молитву до конца. То есть совершить третий и четвёртый рак‘ат, потому что молитва-зухр состоит из четырёх рак‘атов.
Азан
Азан относится к числу наиболее достойных дел пред Аллахом.
Аллах предписал мусульманам произносить азан, чтобы созывать людей на молитву и сообщать им о наступлении её времени. А икамат был предписан для того, чтобы объявлять о начале самой молитвы. Сначала мусульмане собирались наугад, потому что никто не созывал их на молитву. Однажды они разговорились об этом, и одни предложили: «Используйте колокол, как христиане». А другие предложили: «Нет, используйте рог, как иудеи!» ‘Умар сказал: «Почему бы не послать человека, который призывал бы на молитву?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встань, о Биляль, и призови на молитву» (Бухари, 579; Муслим, 377).
Описание азана и икамата
Когда люди совершают молитву коллективно, произнесение азана и икамата обязательно, в отличие от того, кто совершает молитву в одиночку. Если же они не станут произносить азан и икамат, их молитва будет действительной, однако им запишется грех.
Азан следует произносить достаточно громким и красивым голосом, чтобы люди слышали его и собирались на молитву.
От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся несколько версий азана и икамата. Ниже приводятся наиболее известные.
Икамат:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар» (Аллах Велик, Аллах Велик).
«Ашхаду алля иляха илля-Ллах» (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха).
«Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» (Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха).
«Хаййа ‘аля-с-салят!» (Спешите на молитву!).
«Хаййа ‘аля-ль-фалях!» (Спешите к спасению!).
«Кад камати-с-саляту, кад камати-с-салят» (Молитва началась, молитва началась!).
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар» (Аллах Велик, Аллах Велик).
«Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества, кроме Аллаха)
Азан:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар» (Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик).
«Ашхаду алля иляха илля-Ллах. Ашхаду алля иляха илля-Ллах» (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха).
«Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах. Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!» (Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха).
«Хаййа ‘аля-с-салят! Хаййа ‘аля-с-салят!» (Спешите на молитву! Спешите на молитву!).
«Хаййа ‘аля-ль-фалях! Хаййа ‘аля-ль-фалях!» (Спешите к спасению! Спешите к спасению!).
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар» (Аллах Велик, Аллах Велик).
«Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества, кроме Аллаха).
Всевышний Аллах вознаграждает мусульманина за каждый шаг, сделанный в направлении мечети.
Повторение за муаззином
Тому, кто слышит азан, желательно повторять за муаззином его слова, и только когда муаззин будет говорить: «Спешите на молитву!» (Хаййа ‘аля-с-салят!) или «Спешите к спасению!» (Хаййа ‘аля-ль-фалях!), повторяющий должен сказать вместо этих слов: «Нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха» (Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях).
Закончив повторять за муаззином, слушающий азан должен произнести следующие слова: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе и высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему!» (Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!)
РУКНЫ НАМАЗА
Существует шесть компонентов намаза, именуемых рукнами:
1. Ифтитах такбир
2. Кыйям
3. Кираа
4. Руку
5. Сажда
6. Када-ахира
ИФТИТАХ ТАКБИР
Первый из рукнов намаза называется ифтитах такбир — начало намаза со словами «Аллаху ак-бар». При произнесении такбира первый слог нельзя растягивать (как «Аааллаху»). Если кто-то сделает так, это будет означать, что он не приступил к намазу, а если это допущено им уже во время совершения (например, перед поклоном), то намаз нарушается.
КЫЙЯМ
Второй рукн намаза — кыйям — это стояние на ногах. Аль-кыйям является непременным условием при совершении намазов фарз и ваджиб. Здоровым людям, которые могут стоять на ногах, нельзя совершать намаз сидя.
Намазы суннат и мустахаб, если даже нет какой-либо уважительной причины, можно совершать сидя. Однако суннат утреннего намаза обязательно совершается стоя. Предпочтительнее все намазы совершать стоя.
КИРАА
Кираа — это третий рукн намаза. Он заключается в чтении наизусть ряда аятов Священного Корана вслух в той степени фомкости, чтобы читающий сам мог слышать это.
Кираа является фарзом (строго обязательным) при ышершении витр и нафиль намазов, а также в каждом ракаате (ммаза, состоящего из двух ракаатов и в двух первых ракаатах нпмазов, состоящих из четырех ракаатов.
Чтение аятов в последних двух ракаатах считается суннатом. Объем кираа, являющегося фарзом, — это три коротких аята или один длинный аят, равный трем коротким.
РУКУ
Руку — это четвертый рукун намаза. Руку выполняется после чтения (наизусть) сур и аятов Корана в положении стоя. При поклоне голову и спину следует держать прямо (на одной линии). В этот момент женщины кладут пальцы чуть выше коленных чашечек. А мужчины обхватывают коленные чашечки растопыренными пальцами.
Тот, кто совершает намаз сидя, выполняя руку, голову наклоняет до уровня колен.
САЖДА
Пятый рукун намаза — это сажда.
Сажда выполняется после руку, когда совершающий намаз вновь принимает положение стоя. Она заключается в падении ниц, касании земли или пола семью органами: лбом, носом, концами пальцев обеих ног, коленями и ладонями. Глаза при саджда направляются на крылья носа. Ладони с сомкнутыми пальцами кладутся с двух сторон лица прямо в направлении Киблы.
КАДА — АХЫРА
Пятый столп намаза именуется када-ахыра и означает последнее сидение.
Када-ахыра — последнее сидение в намазе -длится столько, чтобы успеть прочитать молитву «Аттахийят».
Во время када мужчины садятся на обе ноги, но перемещают центр тяжести на левую ногу, а пальцы правой -загибают в сторону Киблы. Женщины садятся на бедра, располагая обе ноги ниже колен с правой стороны. Их своеобразное сидение именуется «тауаррук». Руки при сидении лежат на коленях свободно в направлении Киблы.
Вальхамду лилляhи много полезных статей нашел на этом сайте, ничего лишнего. Так держать пусть поможет вам Аллах. Вот только с комментированием я еще не разобрался может стоит пропускать коменты а то я написал и приходится ждать когда модератор рассмотрит из за этого трудно например поддерживать диалог в комментах как это бывает на других сайтах. Мне было бы интересно переписываться с местными братьями
Многие братья пишут очень интересные полезные комментарии и хотелось бы здесь с ними пообщаться для общей пользы.
Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м), да смилуется над ним Аллах, в своем «аль-Маджму» о шевелении пальца в намазе во время ташаххуда:
قال الإمام النووي في كتابه المجموع : «وهل يحركها عند الرفع بالإشارة ؟ فيه أوجه ( الصحيح ) الذي قطع به الجمهور أنه لا يحركها , فلو حركها كان مكروها ولا تبطل صلاته ; لأنه عمل قليل ( والثاني ) يحرم تحريكها , فإن حركها بطلت صلاته , حكاه عن أبي علي بن أبي هريرة وهو شاذ ضعيف ( والثالث ) يستحب تحريكها , حكاه الشيخ أبو حامد والبندنيجي والقاضي أبو الطيب وآخرون . وقد يحتج لهذا بحديث وائل بن حجر رضي الله عنه { أنه وصف صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم وذكر وضع اليدين في التشهد قال ثم رفع أصبعه فرأيته يحركها يدعو بها } رواه البيهقي بإسناد صحيح قال البيهقي يحتمل أن يكون المراد بالتحريك الإشارة بها لا تكرير تحريكها , فيكون موافقا لرواية ابن الزبير , وذكر بإسناده الصحيح عن ابن الزبير رضي الله عنهما { أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يشير بأصبعه إذا دعا لا يحركها } رواه أبو داود بإسناد صحيح وأما الحديث المروي عن ابن عمر عن النبي صلى الله عليه وسلم { تحريك الأصبع في الصلاة مذعرة للشيطان } فليس بصحيح . قال البيهقي تفرد به الواقدي وهو ضعيف.»اهـ
А шевелить ли им при поднятии, когда делаешь знак?
Здесь мнения. Правильное и на котором джумхур (большинство), что не надо шевелить, и если пошевелить, то это будет нежелательно, но не нарушит молитву, потому что это малые действия.
Второе, что запрещено шевелить, и если пошевелить, то молитва нарушена, и его рассказали от Абу Али бин Абу Хурайра, но это очень слабо и отделившееся мнение.
Третье, желательно шевелить, рассказали его Шейх Абу Хамид, аль-Банданиджи, Къадзий Абу Таййиб и другие. И они взяли доводом хадис Ваила бин Хаджар, да будет доволен им Аллах, как он описал молитву Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и упомянул уложение двух рук в ташаххуде и он сказал: «затем он поднял свой палец и я увидел как он его шевелит, взывая им». Это передал аль-Байхаки с достоверным иснадом и аль-Байхаки сказал: «Возможно отнести то, что он хотел сказать словом «шевеление» к жесту пальцем, а не повторяющимся его шевелением, и тогда это соответствует риваяту Ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах)».
И он упомянул с достоверным иснадом от Ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывал пальцем в ташаххуде, но не шевелил его. (Это передал Абу Давуд с достоверным иснадом).
Что же касается хадиса рассказанного от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Шевеление пальца в молитве мухобойка для шайтана» то он не достоверен. Аль-Байхаки сказал: «Вакъидий единственный, кто его передал по его пути, а он слабый».
[Ан-Навави, «Аль-Маджму`»]
Имам ан-Навави сказал: «Во время ташаххуда — мустахаб поднятие указательного пальца при произношении слов «إلا الله» — кроме Аллаха. Что же касается шевеления пальца, то это порицаемо (макрух)». В книге «аль-Фатава» страница 56.
Выравнивать ряды и заполнять пустые места — сунна. А насчёт того, чтобы прижиматься щиколоткой к щиколотке искал слова древних ученых и не нашёл ничего подобного. Только от некоторых современников, которые буквально поняли слова одного сподвижника, известно мнение, что это сунна. А такое появление «забытой сунны» через 14 веков после того, как о ней не знала вся община, говорит о том, что велика вероятность того, что называть это забытой сунной — новое нововведение.