Рафа‘ ядейн означает «поднятие рук». В начале намаза при такбире
тахрима рафа‘ ядейн, т.е. поднятие рук, является единогласным вопросом,
в нём нет разногласий. Но надо ли совершать рафа‘ ядейн после этого, т.е.
перед руку‘ом, после руку‘а и после ташахуда, поднимаясь на третий
рака‘ат. Данный вопрос обычно называется “рафа‘ ядейн”. И это есть тот
самый рафа‘ ядейн, который был отменен. Как подтверждается из
следующих хадисов, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа
саллям) и его сподвижники (радиаллаху ‘анхум) оставили рафа‘ ядейн и
стали делать его только при совершении намерения.
Хадисы ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху).
ة رسول ال , ١) عن علقمة قال قال عبد ال بن مسعود الاصلى بكم صلو )
لى فلم يرفع يديه الفى اول مرة (ترمذى ج ١ ص ۳٥ ، مصنف ابن ابى شيبه ج ١ فص
( ص ۲۳٦
1. ‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Абдуллах ибн
Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Не прочитать ли мне вам намаз
Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» После чего он
прочитал намаз, в котором он поднял обе руки только во время первого
такбира, (т.е. такбира тахрима). («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр.
236).
После приведения этого хадиса имам Тирмизи (рахматуллахи ‘алейхи)
рассказывает:
( «Хадис ‘Абдуллы ибн Мас‘уда является “хасан сахих”, (хороший
достоверный)». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236)
После этого он пишет:
وبه يقول غيرواحد من اهل العلم من اصحاب النبى والتابعين . (مصنف ابن
( ابى شيبه ج ١ ص ۲۳٦
«Среди учёных сподвижников и таби‘нов многие согласны с этим».
(«Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236).
‘Аллама ибн Хазам Захири в книге “Аль Махалла” т.4, стр. 88 назвал
этот хадис достоверным. Кроме него, по мнению имама Ахмада ибн
Ханбала, Дара Кутни, ибн Катана, ибн Дакика Аль-‘ида Малики, ‘Алламы
ибн Таймия Ханбали и имама Насаи (рахматуллахи ‘алейхим),
достоверность этого хадиса нельзя оспорить. («Кашф ал-Му‘дилат» стр.
179).
2. В Абу Дауд этот хадис приводится следующими словами:
( فلم يرفع يديه المرة (ابوداؤد ج ١ ص ١۲٥
«Он поднял обе руки только один раз».
3. Имам Насаи назвал одну главу так: ترك ذالك «Оставлять рафа‘ ядейн» и
после этого он привёл хадис ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху)
следующим образом:
ة رسول ال قال فقام فرفع يديه , عن علقمة عن عبدال قال الاخبركم بصلو
( اول مرة ثم لم يعد (نسائى شريف ج ١ ص ١٥٨
«‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Абдуллах ибн
Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Не сообщить ли мне вам о намазе
Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» ‘Алькама
(рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Затем ‘Абдуллах ибн Мас‘уд
(радиаллаху ‘анху) встал, сделал рафа‘ ядейн только один раз, и больше
его не повторял»». (Насаи т.1, стр. 158).
На странице 61 приводится со слов Суфьяна (рахматуллахи ‘алейхи):
فلم يرفع يديه المرة واحدة
«Он сделал рафа‘ ядейн только один раз».3. Имам Насаи назвал одну главу так: ترك ذالك «Оставлять рафа‘ ядейн» и
после этого он привёл хадис ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху)
следующим образом:
ة رسول ال قال فقام فرفع يديه , عن علقمة عن عبدال قال الاخبركم بصلو
( اول مرة ثم لم يعد (نسائى شريف ج ١ ص ١٥٨
«‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Абдуллах ибн
Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Не сообщить ли мне вам о намазе
Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» ‘Алькама
(рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Затем ‘Абдуллах ибн Мас‘уд
(радиаллаху ‘анху) встал, сделал рафа‘ ядейн только один раз, и больше
его не повторял»». (Насаи т.1, стр. 158).
На странице 61 приводится со слов Суфьяна (рахматуллахи ‘алейхи):
فلم يرفع يديه المرة واحدة
«Он сделал рафа‘ ядейн только один раз».
4. В книге «Шарх Ма‘ани Ал-асар» приводится:
عن علقمة عن عبدال عن النبى انه كان يرفع يديه فى اول تكبيرة ثم ليعود
( (ج ١ ص ١١٠
‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда
(радиаллаху ‘анху): «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)
поднимал обе руки только при первом такбире и больше не поднимал».
(стр. 110)
٥) ابوحنيفة عن حماد عن ابراهيم عن السود ان عبد ال بن مسعود رضى )
ى شئ من ذالك ويأثر ذالك , ال عنه كان يرفع يديه فى اول التكبير ثم ليعودال
( عن رسول ال (مسند امام اعظم ج ١ ص ۳٥٥
5. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от Хаммада
(рахматуллахи ‘алейхи), а он от Ибрахима Нах‘и, а он от Асвада (рахматуллахи ‘алейхи), что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) при
первом такбире поднимал обе руки и после этого больше не повторял и
говорил, что так делал Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
(«Муснад имам А‘зам» т.1, стр. 355).
٦) عن محمد بن جابر عن حماد بن ابى سليمان عن ابراهيم عن علقمة عن )
عبدال رضى ال عنه قال صليت مع رسول ال وا بى بكروعمرفلم يرفعوا
ة (دارقطنى ص ١١١ ، بيهقى ج ۲ ص ٧٩ ، مجمع الزوائد , ايديهم العند استفتاح الصلو
( ج ۲ ص ١٠١
6. Мухаммад ибн Джабир передаёт от Хаммада ибн Аби Сальмана, а
он от Ибрахима (рахматуллахи ‘алейхи), а он от ‘Алькама (рахматуллахи
‘алейхи), он от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху): «Я читал намаз
за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), за Абу Бакром и
‘Умаром (радиаллаху ‘анхума), все они поднимали свои руки только в
начале намаза». (Дар Кутни стр. 111, Бейхаки т.2, стр. 79, «Маджма‘уз
заваид» т.2, стр. 101).Мухаммад ибн Джабир Ямани передал этот хадис до того, как ослеп,
поэтому он сохранен от всякого смешивания. В книге Дар Кутни
передаётся, что Исхак ибн Аби Исраил, передав этот хадис, говорит:
( ة كلها (دارقطنى ص ١١١ , وبه نا خذ فى الصلو
«Во всем намазе мы поступаем по этому хадису». (Дар Кутни стр. 111).
Хадис Бараа ибн ‘Азиба:
В Абу Дауд, т.1, стр.125, Тахави т.1, стр. 110, «Мусаннаф ибн Аби
Шейба» т.1, стр. 236, «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т2, стр. 70, Дар Кутни и
т.д. передаётся хадис со слов Бараа ибн ‘Азиба (радиаллаху ‘анху):
ة ر فع يد يه ح تى يكون اب ها ماه قري با من , كان ال نبى اذا كبرلفتتاح الص لو
شحمتى اذنيه ثم ليعود وفى رواية مرة واحدة .
«Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) произносил
“Аллаху акбар” для того, чтобы начать намаз, он поднимал руки, пока его
большие пальцы не приближались к мочкам ушей, и после этого больше
их не поднимал». В другом хадисе сказано: «Поднимал только один раз».
Бара ибн ‘Азиб (радиаллаху ‘анху) передаёт в другом хадисе:
ة ثم لم يرفعه ما ح تى , قال رأ يت ر سول ال ر فع يد يه ح ين افت تح الص لو
( انصرف (ابوداؤد ج ١ ص ١۲٦ ، مصنف ابن ابى شيبه ج ١ ص ۲۳٦
«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), как он
поднял свои руки в начале намаза, затем до завершения намаза больше их
не поднимал». (Абу Дауд т.1, стр. 126, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1,
стр. 236).
На 110 странице книги “Дар Кутни” передаётся, что
(«Делал рафа‘ ядейн только при первом такбире).1. Салим (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от своего отца ‘Абдуллы
ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума), что тот говорил:
ى يحاذى به ما وقال , ة ر فع يد يه حت , قال رأ يت ر سول ال اذا افت تح الص لو
بعض هم حذو من كبيه واذا ارادان ير كع وبعد ما ير فع را سه من الركوع
ليرفعهما وقال بعضهم وليرفع بين السجدتين والمعنى واحد (صحيح ابوعوانه
( ج ۲ ص ٩٠
«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он
начал читать намаз, то поднял свои руки до плеч, и когда хотел совершать
руку‘ или выпрямиться из руку‘а, то не поднимал их (т.е. руки). И также
не поднимал их между двумя сажда». («Сахих Абу ‘Авана» т.2, стр. 90).
2. Имам Абу ‘Авана (рахматуллахи ‘алейхи), включая Суфьяна ибн
‘Уену (рахматуллахи ‘алейхи), упомянул всего четырёх передатчиков
этого хадиса. Четвёртый передатчик из них – это учитель имама Бухари
(рахматуллахи ‘алейхи) имам Хумейди (рахматуллахи ‘алейхи)1. Поэтому
данный хадис приводится в самом “Муснад Хумейди” из этого же
источника этими же словами.
Хадис ‘Абдуллы ибн Аббаса (радиаллаху ‘анхума)
‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) также передал хадисы о
поднятии рук в намазе только во время такбира тахрима. (см. Табрани,
«Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 237, «Маджма‘уз заваид» т.3, стр.
238, «Найл Аль-Фаркадайн» стр.118, «Насбур рая» т.1, стр. 290 и т.д.)
Мурсаль хадис ‘Аббады ибн Зубейра (рахматуллахи ‘алейхи)
В книгах “Насбур рая” и “Базлюль маджхуд” со ссылкой на «Хилафияти
Бейхаки» передаётся:
ة ر فع يد يه فى اول , عن عباد بن الزبيران ر سول ال كان اذا افت تح الصلو
( ة ثم ليرفعهما فى شئ حتى يفرغ (نصب الرايه ج ١ ص ٤٠٤ ، بذل ج ۲ ص ٦ , الصلو
‘Аббад ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Когда
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) начинал намаз, то в
самом начале поднимал руки и после этого до завершения намаза ни при
каких действиях их больше не поднимал». («Насбур рая» т.1, стр.404,
«Базль» т.2, стр. 6).
Данный хадис является мурсаль и передаётся из достоверного
источника, из многих других хадисов также подтверждается смысл и текст
этого хадиса. По мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи),
имама Малика (рахматуллахи ‘алейхи), имама Ханбала и других
толкователей хадиса, подобный “мурсаль хадис” единогласно является
доказательством. (Навави. Предисловие к “Шарх Муслим” т.1, стр.17).