«Саджда ат-Тилява» — «ваджиб» (у шафиитов – «сунна»), и обязательна для того, кто прочитал или услышал определенные аяты Корана, в которых содержится приказ к земному поклону или разъяснение покорности посредством земного поклона, или описание творений совершением земного поклона , или порицание неверующих за отказ от совершения его. Совершает земной поклон, читающий эти аяты и слушающий их, из-за страха перед Аллахом Всевышним, отвечая приказу Аллаха или что бы сравняться с отвечающими приказу Аллаха, а в хадисе от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран и прочитал суру, в которой был аят «саджда», и сделал земной поклон, и мы повторили за ним это так, что не нашли некоторые из нас места на земле для того, чтобы положить туда свой лоб» (все единогласны в достоверности этого хадиса).

Аяты, которые требуют совершения земного поклона после их чтения, известны и определены, и мы упомянем их в другой главе.

Образ действия «саджда тилява».

Человек должен направиться в сторону «кыблы», сказать «Аллаху акбар» — без поднятия рук, сделать земной поклон Аллаху Всевышнему, произнести «тасбих» три раза или произнести из тех восхвалений Его, которые захочет, попросить у Аллаха то, что ему любимо, затем подняться из поклона словами «Аллаху акбар». На этом «саджда ат-тилява» заканчивается.

Этот поклон подобен одному поклону в молитве, «рукн» (обязательная часть, без которой что-либо не будет действительным) ее – простой поклон с утверждением лба на землю, что касается «такбиров» и «тасбихов» в нем, то это «сунна». И если читающий или слушающий аяты «саджда» сидит, то он делает поклон из положения сидения, если стоит – из положения стояния… а совершение «саджда ат-тилява» из положения стояния лучше.

Решения относительно «саджда ат-тилява».

1. «Саджда ат-тилява» подобен молитве, и не обязателен он, кроме как тому, кому обязательна молитва, не обязателен маленькому ребенку, так же как не обязателен девушке, у которой месячные или послеродовое очищение, а так же обуславливается «саджда ат-тилява» тем, чем обуславливается молитва, как направление к «кыбле» и очищение от ритуального осквернения.

2. Обязателен «саджда ат-тилява» читающему (аяты «саджда») и слушающему их, даже если слушающий не ожидает такие аяты, поэтому лучше читающему, если рядом есть кто-либо без «тахарата» или не подготовленный, понизить свой голос при чтении этих аятов, что бы устранить сложность и грех от людей («Бадаи ас-Санаи», 1:193).

3. Если читающий прочитал аяты «саджда» и повторил их несколько раз в одном собрании, то не обязательно ему повторять земные поклоны и достаточно одного раза, если же он повторяет аят в различных собраниях – то при каждом новом чтении в новом собрании нужно сделать новый «саджда ат-тилява». Если читающий прочитал в одном собрании различные аяты «саджда», то при каждом аяте ему необходимо сделать по одному «саджда ат-тилява».

4. Если был прочитан аят «саджда» глазами или вертится на уме без голоса [и произнения], то не нужно делать «саджда ат-тилява», потому что размышление и чтение глазами – не есть чтение, а всего лишь рассуждение и понимание.

5. Если аяты «саджда» были прочитаны не в молитве, то «саджда ат-тилява» остается «ваджибом» все оставшееся время («Бадаиу ас-Санаи», 1:191). Он может совершить его как сразу после окончания чтения этих аятов, так и после возвращения домой или через неделю или через месяц. Однако такое оттягивание порицается из-за вероятности забывания совершения этого «саджда ат-тилява».

6. Если был прочитан аят «саджда» в молитве, то обязательно сделать «саджда ат-тилява» в самой молитве, независимо была ли молитва «тихой» (чтение в которой про себя) или «громкой» (чтение в которой вслух).

Если аяты «саджда» пришли в конце чтения [перед «руку’»] или был прочитан аят или два аята после аятов «саджда» [так же перед «руку’»] («Раддуль-Мухтар», 2:111), не обуславливаются они отдельным «саджда ат-тилява», и он входит в поясной поклон [т.е. достаточно человеку сделать «руку’» этого «ракаата»], если он намеревался сделать их вместе, или входит в земные поклоны молитвы, даже если не намеревался.

Если же был прочитан аят «саджда» в начале или середине чтения [в одном ракаате]: то он говорит «такбир» (произнесение «Аллаху акбар») без поднятия рук и совершает земной поклон, говорит три раза «тасбих», затем говорит «такбир», возвращаясь с поклона в положение стояния, завершает чтение и заканчивает молитву.

Если он не сделал «саджда ат-тилява» во время чтения корана в молитве [в том случае, что эти аяты пришли в начале или середине чтения], то он делает отдельный земной поклон вместе с земными поклонами этой молитвы или в течении сидения в ней («ку’уд»), если же человек закончил молитву и не совершил «саджда ат-тилява», то спадает с него совершение этого поклона , а он совершил грех, если оставил поклон специально. («Бадаиу ас-Санаи», 1:187, так же «Раддуль Мухтар», 2:114).

7. Обязательно ли человеку делать «саджда ат-тилява», если он услышал аяты «саджда» в радио или на дисках аудиозаписей?

Очевидно, что не обязывается человек «саджда ат-тилява» такими видами слушания этих аятов, кроме как если он услышит трансляцию аятов «саджда» в радио [или подобном] в режиме реального времени, как это происходит во время религиозных праздников, потому что условием обязательности «саджда ат-тилява» является слушание этих аятов от разумного человека, а не посредством эха или подражания ему (в книгах первых ханафитов передается, что слушание аятов «саджда» через эхо, от попугая или сумасшедшего не обязывает делать «саджда ат-тилява», по причине отсутствия разума у тех, от кого исходит чтение).

Автор: Шейх Мухаммад Маджид Итр (рахимахуЛлах)
Книга: «Аль-Муфассаль фи аль-фикх аль-Ханафи»
Перевод: vk.com/medrese_fanis

https://telegram.me/fiqh_salaf